Данил Тармасинов объясняет логику главного канала страны.
Первый, конечно, удивил – никогда до и никогда после большие федеральные каналы (под ними мы подразумеваем первую тройку) не брались за показ иностранного футбольного чемпионата. Даже за один матч, даже за самый топовый. Отчасти это правильно, потому что такие трансляции не собирают рейтинг – любая бойня из АПЛ, нашпигованная суперзвездами, проигрывала по долям играм типа «Зенит» – «Рубин».
А еще это правильно, потому что за такие трансляции надо платить, как это делают во всем мире. Даже то, что в России есть бесплатный спорт на ТВ премиум-качества, – это уже извращение, поэтому не нужно было возводить его в абсолют и подключать больших игроков рынка.
Но решение Первого о показе «Эль Класико» выглядит полностью логичным. За последний год у канала почти полностью поменялась спортивная редакция. Теперь ею руководит не Николай Малышев, руливший спортом на Первом с 1996 года, а Ольга Черносвитова – бывший вице-президент по маркетингу Bosco. Назначение прошло тихо – нигде в больших медиа не было новостей или релизов о новом топ-менеджере канала, а пресс-служба Первого просто сообщила, что никаких комментариев об этом событии не будет. Всё в порядке, работаем дальше.
Помимо Черносвитовой на самую важную кнопку страны вернулся Василий Конов, оставивший агентство «Р-Спорт» и получивший должность главного редактора спортивной дирекции. На двух основных постах в этом отделе теперь работают новые и молодые лица. Прибавьте к этому взлет Кирилла Дементьева в качестве комментатора федерального уровня, и вы поймете, насколько сильно посвежел этот затхлый уголок Первого канала.
Показ «Эль Класико» на самую широкую аудиторию подается и воспринимается публикой как провал «Матч ТВ». Это отчасти так: здесь сошлись и слабые финансы канала, и стопор в переговорах с владельцем прав, и рейтинговые неуспехи «Матча». Безусловно, Тина Канделаки не врала, когда говорила о невозможности купить лишь игру «Реала» с «Барселоной» и оставить излишки правообладателям. Это, конечно, что-то фантастическое, но, как мы теперь видим, работает только в сторону «Матч ТВ».
Компании «Телеспорт», которая владеет пакетом на весь испанский футбол в России, невыгодно работать с каналом со среднесуточной долей в 2%. Даже из этих цифр следует, что Первый популярнее «Матча» более чем в шесть раз и реклама в его эфире выйдет сильно дороже. Плюс компания Константина Эрнста уделала соперника на его поле – 9 из 11 самых рейтинговых спортивных трансляций прошлого телесезона показывали на Первом канале, успешность биатлонных, хоккейных или футбольных эфиров зависит от того, попадают они под обаяние большой федеральной частоты или нет.
Поэтому просто представьте картину: правообладатель сам приходит на главный канал страны, бесплатно отдаёт ему премиум-контент и забирает все коммерческие интеграции (в не самом прибыльном слоте – 15:00 субботы). Банально потому что на Первом ролики увидит больше людей, чем на «Матч ТВ» – для «Телеспорта» размещение рекламы выгоднее продажи одной игры.
Первый же покупает не футбольную трансляцию, а большое событие на уровне чемпионатов мира и Олимпийских игр, только сжатое в 110-115 минут эфирного времени. Здесь не будет боления за наших против ненаших – чистый футбол, невероятно востребованный и среди фанатов, и среди простых мужичков перед экранами. Уже это делает решение Первого канала увлекательным, ведь менеджеры ничем не рискуют: они защищены от финансовых потерь парашютом «Телеспорта», а от рейтинговых – удобным слотом, из-за которого не придется сдвигать проверенные хиты.
Организация Петра Макаренко тоже удобно подстраховалась: трансляция в «Одноклассниках» существует, как эфир на платных каналах для продвинутых телезрителей. В соцсети будет Василий Уткин, как преимущество, и 4К-качество картинки – готовьтесь, через пять лет оно станет новым HD.
«Реал» и «Барселона» точно сыграют не для популяризации спорта, нужное лишь русским чиновникам. Это две самые популярные команды в мире (окей, староверы из фейсбука, одни из самых популярных), которые отрываются в самом популярном виде спорта. В нем друг против друга сыграют могущественные организации и два топовых футболиста, во славу которых люди испепеляют себе подобных в интернете. Если и существует более притягательное зрелище для Первого канала, то назовите его. Возможно, ради него тоже снарядят комментатора за границу.