«Советский хоккеист пойман и арестован за кражу». Как Вячеслав Быков пропустил Олимпиаду-1984

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляет рерайт текста блога «Эпицентр» на Sports.ru.

Вячеслав Быков / Фото: Martin Rose, gettyimages.com


К Олимпиаде-1984 хоккейная сборная СССР готовилась так, будто от результата игр зависело ее дальнейшее существование. «Нельзя терять ни часа в такой ответственный год», – говорил Виктор Тихонов, который гонял игроков ЦСКА (две трети всего состава команды) даже во время отпуска. В середине июля начался затяжной предолимпийский сбор, в сентябре прошли три матча с Чехословакией, а 3 декабря союзный чемпионат был приостановлен. До первой игры в югославском Сараево оставалось еще 66 дней.

66 дней – это больше, чем два месяца. За это время можно научить держать клюшку и кататься на коньках полярного медведя. При двух-трех тренировках в день, которые давал своим игрокам Тихонов. Все лучшие канадцы и американцы выступали в НХЛ и в Сараево не собирались; несколько чехословаков, десяток топовых шведов, финн Яри Курри также находились в Северной Америке и считали главным турниром четырехлетия Кубок Канады. Сборная СССР успешно омолодила состав и после Лейк-Плэсида победила на трех чемпионатах мира подряд, попутно разгромив Канаду со счетом 8:1 в 81-м. Тройку Крутов – Ларионов – Макаров с парой защитников Фетисов – Касатонов и вратарем Третьяком боялись сильнее, чем все ужастики Стивена Кинга вместе взятые, а их подпирали другие сильные хоккеисты.

Но в Союзе опасались повторения «Чуда на льду», и даже малейший риск при подготовке команды к Играм исключали. Всё ради победы, всё для «Красной машины». Перед декабрьским турниром на «Приз «Известий» – это Кубок Первого канала в 80-х – сборная в полном составе слетала в Швецию на пару товарищеских игр. В Москву команда Тихонова возвращалась с двумя крупными победами (5:1 и 8:3), но без 23-летнего Вячеслава Быкова, одного из лучших нападающих ЦСКА и всей шестой части суши. В Стокгольме его задержала полиция.

15 декабря новостное агентство The Associated Press (AP) бомбануло заголовком «Советский хоккеист пойман и арестован за кражу». Охранник остановил Быкова у дверей магазина с детскими и женскими вещами на сумму 110 долларов. Игрок объяснял полицейским, что хотел заплатить за всё у главного выхода супермаркета, но во время обыска при себе у него было 12 крон (полтора бакса). По словам сотрудников магазина, Быков уверенно двигался к табличке EXIT в противоположную от кассы сторону и это стало причиной для их беспокойства. Два следующих дня хоккеист провел в полицейском участке.

«Будущее Быкова в национальной команде сейчас выглядит очень мрачно,  сообщают нам источники из хоккейной федерации СССР. Скорее всего, его ждет серьезное дисциплинарное наказание по возвращении в Союз. Нападающий должен был ехать на Олимпиаду в Сараево и играть в одном звене с Андреем Хомутовым и Александром Герасимовым. Это один из самых многообещающих игроков СССР», – говорилось в материале корреспондента агентства.

С шведскими властями хоккеисты сборной Союза сталкивались не в первый раз. В апреле 1981-го Владимир Петров гонял на спорткаре по Гётеборгу, преследуемый полицейскими машинами, но его карьера подходила к концу и то дело замяли. Случай Быкова отличался. При даче показаний он сказал, что является профессиональным спортсменом и зарабатывает на жизнь игрой в хоккей, и публично признался в том, что подозревали многие – любителей в сборной СССР не было. Быков также озвучил свою зарплату – четыре тысячи рублей в год или пять тысяч долларов по официальному курсу на 1983 год.  


«Я впервые услышал от советского спортсмена подтверждение того, что он профессионал, а не любитель», – говорил секретарь Олимпийского комитета Швеции Вольф Люберг. «Я не знаю, как к этому отнесётся МОК, который запрещает участие профессионалам в хоккейных турнирах, но удивлюсь, если Быкова дисквалифицируют».

Перед Олимпиадой повозмущались американцы, которым не разрешали заявить на турнир игроков с контрактами в НХЛ, но выступавших за фарм-клубы. «Это безумие. У нас в команде парень из Чикаго – Эд Олчик. Он еще не может купить выпивку в магазине, а когда ему было 5 лет, Владислав Третьяк выиграл свое первое «золото» на Олимпиаде. Игры в Сараево будут для Третьяка четвертыми. И вы называете его «любителем»? – удивлялся Лу Вайро, тренировавший сборную США.

Но все эти скандалы проходили мимо ушей и глаз болельщиков из Советского Союза. Виктор Тихонов не сообщил, почему один из лидеров сборной пропустил турнир в Москве, хотя и отмечал проблемы с составом, а в еженедельнике «Футбол-Хоккей» фамилия Быкова надолго исчезла. Никто будто бы не удивлялся появлению спартаковца Сергея Шепелева в тройке с Хомутовым и Герасимовым. И будто бы из-за высокой конкуренции Быков был заявлен 13-м нападающим в товарищеских матчах перед Олимпиадой, хотя на тот момент еще один центр сборной Виктор Жлуктов не мог играть в полную силу с поврежденным позвоночником. Его отсутствие в итоговом составе на Игры впечатлило только AP. Источники агентства подтвердили предположения – федерация хоккея СССР отстранила хоккеиста от Олимпиады.

Быков завершил чемпионат СССР с ЦСКА и забил 22 гола, но на Кубок Канады, который прошел в сентябре, тоже не попал. В справочниках по итогам сезона его фамилию опустили из топ-15 лучших бомбардиров. В списке самых метких троек года – такой приз тоже существовал – появилось сочетание Дроздецкий – Жлуктов – Хомутов, хотя последний половину чемпионата играл с Вячеславом. В число 34 лучших хоккеистов сезона вошли восемь нападающих ЦСКА. Быкова поставили в самый конец, отдельно от всех, как бы вспомнив о нем перед сдачей очередного номера «Футбол-Хоккей» в печать.

Он не играл в официальных матчах за сборную СССР до декабря 1984-го и вернулся как раз к турниру на «Приз «Известий». Через четыре года нападающий завоюет первую из двух олимпийских золотых медалей, и в том же 1988-м коллегии Госкомспорта придется разгребать еще десять случаев шоплифтинга с участием советских хоккеистов.

Сергей Гомоляко на молодежном чемпионате мира в Анкоридже хотел украсть из магазина пару перчаток, а Сергей Сорокин по пьяни пытался вынести из гостиничного магазина рубашку. Андрей Зуев из второй сборной СССР убежал от полиции с неоплаченным полотенцем, но был задержан в отеле. Спартаковцы Александр Барков и Алексей Чистяков не хотели платить за видеокассеты в немецком Штутгарте, а игроки свердловского «Луча» Лукиянов и Деменьшин пытались стащить спортивные трусы во Франкфурте-на-Майне. Каждому дали по полтора года дисквалификации во всех соревнованиях. 

Союз просуществовал еще два с половиной года.

Артём Зырянов, Sports.ru