В Москве разыграли первые награды чемпионата Европы по фигурному катанию. Золотую медаль выиграла российская пара Тарасова – Морозов, повторившая прошлогодний успех. Казанская фигуристка с партнёром в очередной раз продемонстрировали свою готовность к старту на Олимпиаде в Пхёнчхане.
И ПОСЛЕДНИЕ СТАЛИ ПЕРВЫМИ
Исполнение коротких программ российских одиночников и парников лучше вообще не комментировать. Просто помолчать и выпить за него, не чокаясь. Оно доказало только одно: Россия не способна выиграть «золото» командного турнира на Олимпиаде, уступив его Канаде. Ну, не будет у нас четырех сильных стабильных прокатов у мужчин и у парников, а девушки не отыграют то отставание, которое обязательно создадут танцоры. Сейчас, пожалуй, стоит задуматься о том, как отбить «серебро» в противостоянии с США. И то, не опираясь на свою силу, а надеясь на американские слабости, которых хватает.
– Нина, выходи, – неоднократно призывала Татьяна Тарасова, комментируя выступления парников на чемпионате России и обращаясь к тренеру сильнейших российских парников Нине Мозер, которой не было на чемпионате России из-за проблем со здоровьем. Всё дело в том, что бывают недочеты, о которых потом яростно спорят в интернете – были недокруты или нет, а бывают ошибки, которые очевидны даже для непосвященных. Увы, последних у российских парников на чемпионате России было с избытком.
На чемпионате Европе Нина Мозер уже находилась у бортика, наблюдая за всеми российскими парниками, выходцами из её тренировочной группы. На короткой это помогло только Наталье Забияко и Александру Энберту - третьей по силе паре. В короткой они, как и третий по ранжиру одиночник Дмитрий Алиев выступили хорошо, напомнив строки из Евангелия: и последние станут первыми.
НОКАУТ ОТ РЫЖИКОВ
Вторая российская пара Ксения Столбова и Фёдор Климов занимала третье место, а сильнейший дуэт Евгения Тарасова – Владимир Морозов и вовсе шли пятыми, с отставанием от лидера в 5,15 балла. Лидировали французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре, и это был нежданчик, поскольку единственным французом, который сейчас способен был бы лидировать в парах, является Бруно Массо и то в дуэте с Алёной Савченко, которые в Москву решили не приезжать. А Джеймс и Сипре, несмотря на свою «бронзу» с прошлогодней Европы, пока в элиту не входят. Да и невезучие они, что доказало начало сезона, когда французы не попали в финал Гран-при, отстав по очкам от китайцев Юй Сяоюй и Чжан Хао, несмотря на то, что опередили их почти на четыре балла.
Локальная неудача Морозовой и Тарасова в короткой программе была неприятна тем, что им пришлось разминаться и соревноваться в предпоследней группе фигуристов. Квартет лидеров должен был стартовать после «рыжиков», и это наверняка сказалось бы при прежней системе судейских оценок. Арбитры в прошлые годы могли придерживать оценки тем, кто выходил на лёд слишком рано, чтобы иметь возможность варьировать распределение мест потенциальных лидеров. Но нынешний прокат произвольной программы Морозовой и Тарасовой выдался настолько блестящим, что им с одной стороны катка аплодировала Ирина Роднина, с другой – Татьяна Тарасова, с третьей хлопала руководитель их тренерской группы Мозер, а судьи своё восхищение выразили в баллах – 151.23. Это личный рекорд Тарасовой и Морозова в произвольной программе, а общая сумма стала третьей в сезоне, уступая только победителям и серебряным призёрам Гран-при. Савченко и Массо набрали 236.68, а китайцы Суй Вэнцзин и Хан Цун – 230.69.
ДУМЫ О КОМАНДНИКЕ
Специалисты отметили, что Тарасова и Морозов достигли в произвольной своего максимума, который может дать сумма сделанных элементов. Теперь прибавлять можно только за счет стабильности. Простой анализ подсказывает, что за лучшее исполнение короткой программы пара в этом сезоне получила 78,83 на финале Гран-при, и сумма двух лучших прокатов с разных соревнований у Тарасовой и Морозова составляет – 230.06. Наши фигуристы все равно уступали бы ведущим парам планеты, которым проиграли и на прошлогоднем чемпионате мира. При этом надо брать во внимание, что и немцы, и китайцы после декабрьского финала Гран-при планомерно готовятся к олимпийским стартам, в то время, как Тарасова и Морозов дважды откатали «на разрыв» на чемпионатах России и Европы. И на самой Олимпиаде у россиян будет дополнительная нагрузка в лице командного турнира, с которого стартуют Игры. Немцы и китайцы по поводу командника могут не «париться», они в финал не попадут, и выступление в короткой программе смело могут посчитать за тренировку. А Тарасова и Морозов должны будут кровь из носу обыгрывать на Играх канадцев Меган Дюамель и Эрика Рэдфорда, чтобы сохранить для России шансы на итоговое «золото». Стабильность второй российской пары Столбова – Климов в этом сезоне выражается только в падениях и срывах элементов практически на всех стартах. И это наводит на мысль, что Тарасову и Морозова надо будет заявлять на «команднике» и на короткую, и на произвольную программы.
В СОПЕРНИЦАХ РОССИЯНОК ТОЛЬКО КАРОЛИНА КОСТНЕР
Европа уже давно не доминирует в мировом фигурном катании. В последний раз, когда европейцы выигрывали все четыре первых места на ЧМ, зрители могли наблюдать почти 13 лет назад, в 2005 году. Тогда, кстати, мировое первенство проходило в Москве, и три из его победителя представляли Россию. А на прошлогоднем чемпионате золотую медаль завоевала только одна представительница Старого Света, и это была наша Евгения Медведева.
Сейчас Евгения вышла на московский лёд в приятном качестве действующей чемпионки мира и Европы, и с неприятными ощущениями от перенесённой травмы. Вопрос – не беспокоят ли её последствия Медведеву? После короткой программы, он повис в воздухе. Обычно безошибочная Евгения сорвала элемент и дала шанс конкуренткам. К счастью, их у Медведевой сейчас почти нет, за исключением другой россиянки Алины Загитовой. Причем, бэкграунд Загитовой в этом сезоне был таков, что она постоянно ошибалась в короткой программе, выигрывая и этапы Гран-при, и его финал, и чемпионат страны за счет блестящего исполнения своей блестящей произвольной. Но, оказывается, всё имеет свойство прекращаться, даже, когда речь идет о чем-то неприятном.
Загитова откатала короткую программу примерно также, как днём ранее испанец Хавьер Фернандес – блистательно, по праву заняв первое место. Впрочем, и Медведева и единственная иностранка, бросившая перчатку россиянкам – Каролина Костнер «в шаговой доступности», отставая на полтора балла.
Особенно хочется сказать о божественной Костнер из Италии. Всё-таки, называя сейчас одиночки женскими, мы слегка лукавим. В отношении россиянок они скорее девичьи, даже Медведева, которой нет 19-ти, имеет полное право стартовать на чемпионате мира среди юниоров. А вот Каролине уже 30 лет, и первую свою медаль она завоевала также в Москве, на чемпионате мира, который прошел 13 (!) лет тому назад.
Не исключено, что это последний сезон знаменосца сборной Италии на Олимпиаде еще в Турине-2006. В день старта Олимпиады в Пхёнчхане Костнер исполнится 31 год, еще через месяц ей предстоит стартовать на домашнем чемпионате мира в Милане. Перечисленные факты известны и судьям мирового фигурного катания, и нельзя исключать, что они были чуть либеральнее в оценках её катания. На недавнем чемпионате Италии судьи были очень щедры к ней, оценив короткую и произвольную программы в 222, 34 балла. Мария Сотскова месяц назад на ЧР в Санкт-Петербурге набрала на балл меньше.
АЗРОЯН: «ДУМАЮ, ЧТО ИНЦИДЕНТ С МЕЛЬДОНИЕМ НЕ ПРИВЕДЕТ К ПРОБЛЕМАМ У БОБРОВОЙ»
Сегодня на чемпионате Европы стартуют танцоры. Своими ожиданиями от их старта с нашим изданием поделился известный в прошлом танцор Вазген Азроян, ныне возглавляющий тренерскую группу.
– На чемпионате России мне, например, очень понравились в произвольной программе Катя Боброва с Димой Соловьёвым. Вживую это смотрелось очень сильно, эмоционально, чем они меня зацепили, как и весь зал, который встал в финале. Звучали овации, и они были по делу, поскольку смотрелось всё очень здорово. В принципе, неплохо смотрелась вся сильнейшая пятёрка чемпионата страны. Уверен, что второй парой на Олимпиаде будут Александра Степанова и Иван Букин. Рад за Джонатана Гурейро с Тиффани Загорски, рад, что они попали на Европу, они молодцы! Очень хорошая произвольная у Бетины Поповой и Сергея Мозгова, понравились Софья Евдокимова – Егор Базин.
– Что случилось с Никитой Кацалаповым?
– Не хотелось бы комментировать конкретный момент. Просто мне кажется, что ему, одному из лучших в мире партнёров в современных танцах, надо больше работать над, скажем так, своим внутренним миром, над контролем над собой. Как партнёр Никита уровня Гийома Сизерона и Скотта Моира, но никак не может показать стабильного катания. То там что-то случается, то здесь что-то происходит.
– У Екатерины Бобровой был инцидент с мельдонием. Он не помешает ей стартовать на Олимпиаде?
– Всё непредсказуемо, но я очень надеюсь, что такого абсурдного решения, как недопуск до Олимпиады, не случится.