Как хороший контракт может убить в человеке хоккеиста – на примере Мэтта Мулсона из «Баффало».
Если бы каждый раз, когда генерального менеджера «Баффало» Тима Мюррея кто-то называет идиотом, ему платили бы по доллару, он точно стал бы мультимиллионером. Контракт, который он предложил Мэтту Мулсону, вызывал большие сомнения ещё в 2014-м, а сейчас над ним смеются абсолютно все, включая самого Мулсона. Сам игрок перестал играть в хоккей практически сразу после заключения контракта – гарантированные 25 млн (соглашение было сроком на пять лет) выбили из него всё желание трудиться, ведь до 36 лет ему были гарантированы хорошие деньги, а там можно и завершать карьеру.
Можно вспомнить Станислава Чистова, Николая Жердева, Игоря Мирнова и других ветеранов, которые не первый год колесят по всем клубам КХЛ и продолжают обманывать хоккей, но с ними можно легко расторгнуть контракт и ничего не платить – ни один адекватный менеджер не будет заключать с этими хоккеистами контракт больше, чем на один сезон. Мулсон же даже в случае выкупа контракта получил бы половину суммы, а клуб после этого долгое время бы испытывал проблемы с попаданием под потолок зарплат.
Самое смешное, что летом 2015-го Мюррей затеял перестройку команды после выбора на драфте Джека Айкела и крупного обмена своей молодёжи на Райана О’Райлли, надеясь на Мулсона в качестве снайпера в первом звене. Его ставили то к одному, то к другому топ-центру, но лучше было бы вернуть из «Витязя» Максима Афиногенова – толку от него было бы гораздо больше. Другой ветеран - Брайан Джионта - тоже получил неоправданно большой контракт, но он держал свой уровень, и не его вина, что Мюррей его переоценил.
«МЫ НЕ ХОТИМ ЗАМЕДЛЯТЬ ПРОГРЕСС МОЛОДЫХ ИГРОКОВ»
Почему же Мюррей решил так поднять финансовое благополучие Мулсона? Мэтт провёл четыре отличных сезона в «Айлендерс». То, что он играл в тройке с Джоном Таваресом и иногда забивал в таких моментах, когда даже слепой подставил клюшку под шикарную передачу, в расчёт не бралось. 138 шайб за пять сезонов – сухие цифры говорили о том, что этот парень должен стать лидером. Мюррей пришёл в январе 2014-го и летом ему нужна были сделка, чтобы показать, что он способен на перемены. «Баффало» застрял на дне, и кто бы мог тогда подумать, что Мюррей протолкнёт клуб ещё глубже?
Айкела под вторым номером после Коннора Макдэвида выбрал бы любой, а обмен О’Райлли, который ставят в заслугу Мюррею, оставляет неоднозначное впечатление. Никита Задоров в «Колорадо» играет в первой паре, а Джей Ти Комфер может вырасти в отличного игрока – скоро может показаться, что Мюррей заплатил слишком много. И даже то, что после этого трейда «Баффало» избавился от любого напоминания о Михаиле Григоренко, не спасает ситуацию.
В начале сезона 2015/16, когда казалось, что «Сэйбрз» наконец-то ждут счастливые времена, Мулсона ставили то к Айкелу, то к О’Райлли – Мэтт считался топовым крайним нападающим команды, ведь первый сезон в команде был вполне приемлемым. Но у Мулсона ничего не получалось. «Сейчас мне нужно обрести уверенность в себе в плане созидания, голевых моментов. К сожалению, это не решается просто поворотом выключателя», – объяснял сам игрок. Но никто так и не понял, где у него выключатель, который нужно повернуть.
Со временем Мэтт перестал приносить пользу, но никто не убирал его из состава – ростер «Баффало» был настолько слаб, что его просто было некем заменить. Но в этом сезоне всё изменилось – Мюррэя наконец убрали с поста, а на его место пришёл Джэйсон Боттерилл. 14-ти матчей без набранных очков в сезоне хватило, чтобы принять волевое решение. «Учитывая, сколько у нас молодых нападающих в «Рочестере», мы не хотим замедлять их прогресс и давать игровое время ветерану», – сказал Боттерилл после того, как Мулсона выставили на драфт отказов. В итоге игрока отправили даже не в фарм-клуб «Баффало», а в «Онтарио» - дочернюю команду «Лос-Анджелеса». «Мэтт начинал карьеру в НХЛ именно в этой организации и мы думаем, что это будет отличная возможность для него». На самом деле, объяснение простое – в «Рочестере» Мулсон точно так же помешал бы развитию молодёжи. По сути, он нигде не нужен.
ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ, КОТОРОМУ НАДОЕЛО ИГРАТЬ В НХЛ
«Это было очень сложное решение. Любой человек в организации очень уважает Мэтта», – Боттерилл был обязан соблюсти приличия, но все понимают, что он просто счастлив избавиться от Мэтта. При этом Мулсон получит свои деньги. Если вы до сих пор удивляетесь, как приличный снайпер стал главным обманщиком НХЛ, то просто посмотрите на сумму и длительность его контракта. Пять миллионов долларов за сезон – Никита Кучеров получает меньше!
«Это тяжело, он очень хороший друг. Семья Мэтта (жена и двое детей) стала семьёй для меня. Он – один из лучших парней, с которыми я играл», – говорит про Мулсона Айкел. Да, Мэтт – действительно отличный парень, которого любят в команде все, но своим отношением к хоккею он всё испортил. Когда-то парень, которого выбрали на драфте НХЛ в девятом раунде, пробился в лучшую лигу мира, оставив позади куда более перспективных и раскрученных. Стал элитным снайпером. Но за пару лет стал посмешищем.
В «Онтарио» у Мулсона неплохо получается – 25 (6+19) очков в 20 матчах. Возможно, Мэтт наконец-то нашёл лигу по своему уровню, но каждый раз, когда кто-то будет видеть его имя в протоколе матча фарм-клубов, промелькнёт мысль: «А ведь он мог бы играть в НХЛ, если бы хотел». В «Каролине» ждёт своего шанса лучший снайпер АХЛ Валентин Зыков, жадно смотрит на состав «Торонто» Касппери Капанен, в фарме «Монреаля» скучает Никита Щербак – эти и другие молодые игроки никогда не поймут Мулсона, который последние 200 матчей в НХЛ тупо отрабатывал свою немаленькую зарплату. Конечно, теоретически Мулсон ещё может вернуться в НХЛ, но нужно ли это самому игроку?