Защитник Мориц Бауэр зимой ушёл из «Рубина» в клуб английской премьер-лиги «Сток Сити». Австриец уже провел два матча и рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, что его удивило в Англии, почему он будет скучать по России, а также в чём ему помог Курбан Бердыев.
«В «РУБИНЕ» КО МНЕ ОТНЕСЛИСЬ НЕ СОВСЕМ ТАК, КАК Я ЗАСЛУЖИВАЛ»
– Мориц, когда вы впервые узнали об интересе клуба из АПЛ?
– Пару месяцев назад. Меня просматривали во время матчей за сборную Австрии, но тогда до меня доходили только слухи. А в середине декабря, когда закончился первый круг чемпионата России, мне позвонил агент и рассказал, что «Сток» во мне заинтересован, что они смотрели на меня, и переход может состояться. В начале года была немножко сложная ситуация, но это нормально. В итоге я подписал контракт с новым клубом в первую неделю января.
– Что за сложная ситуация?
– Изначально я летел в Казань, чтобы продолжить работу с «Рубином», но потом нужно было резко менять планы и лететь в Англию на медосмотр. В России оставалась квартира, вещи, клубная машина – все эти вопросы надо было решить очень быстро, потому что в Англии зимних перерывов нет, это середина сезона. День заминки с переездом означал потерянный тренировочный день с командой, поэтому я понервничал. Надо было торопиться, потому что уже 15 января «Сток» играл против «Манчестер Юнайтед».
– А как прошли переговоры? Вы быстро договорились с «Рубином»?
– Честно – я не знаю. Это зона ответственности моего агента Милоша Маленовича, а я стараюсь думать о работе на поле. При этом я очень доволен тем, как всё сложилось, что у меня такой хороший агент, который идеально обо мне заботится – он полностью ведёт мои дела, мне даже вникать не нужно. Я рад, что он сделал возможным мой переход в клуб АПЛ.
– Все знают про финансовую ситуацию в «Рубине». Она как-то сказалась на вашем решении уйти в другой клуб?
– Я играю в футбол не для денег, правда. Я очень люблю свою работу, я люблю футбол. В Казани мне всё нравилось, я провёл отличные полтора года в России. Но если ты футболист, у тебя есть амбиции, то на предложение от клуба АПЛ соглашаются совсем не из-за денег. Это лучшая лига с лучшим футболом, долго думать не нужно, тем более, если приглашает клуб с такой историей. Делать такой шаг вперёд, чтобы соперничать с сильнейшими игроками, нужно быстро.
– И всё-таки это работа. «Рубин» остался вам должен, ведь в клубе скопились долги по зарплатам?
– Я бы не очень хотел говорить про деньги, они для меня не так важны. Но мне кажется, что в момент перехода ко мне отнеслись не так, как я этого заслуживал, по-моему, это было неправильно. Это их решение, часть бизнеса, я должен принять такой подход. Но я не позволю, чтобы этот момент хоть как-то повлиял на моё отношение к России, Казани и «Рубину». Никакого негатива у меня нет. Я наслаждался каждым днём, мне очень понравился город, люди в нём, клуб и тренеры.
«ГЛАВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ РОССИИ – ЛЮДИ»
– Что вас больше всего удивило в России за полтора года?
– Вообще, всё было неожиданно хорошо. Мы в Европе по-другому смотрим на Россию, и сейчас в Англии люди удивлены тем, как сильно мне понравилось там жить. Если меня спросят, смогу ли я снова вернуться в Россию, я скажу: «Да». Культура очень приятная, люди приветливые и дружелюбные. «Рубин» – отличный клуб с базой высокого уровня и совершенно невероятной «Казань Ареной». В общем, условия отличные, и проблемы команды были связаны не с окружающими факторами. Поэтому да, я бы легко приехал в Россию снова.
– А главное впечатление от Казани?
– Люди. Мне все старались помочь, проявляли заботу, я навсегда запомню эту дружелюбную атмосферу Казани и «Рубина» – все относились ко мне хорошо, от поваров на базе до болельщиков. Я по-настоящему почувствовал себя своим, ощущал, что я живу с городом, с этими людьми. Думаю, этому помогло и то, что я выходил на поле. Благодаря игре футболисты чувствуют себя намного счастливее.
– У вас есть три любимых места в Казани? Кроме «Казань Арены», конечно.
– Тогда база! (Улыбается). Она отличная. Мне очень нравится Кремлёвская набережная, парк Горького, в котором я бегал. Пара ресторанов, конечно, запомнилась. И ещё Кремль – когда ко мне приезжали гости, я всегда водил их туда. Мне понравился район, в котором я жил, рядом с НКЦ, очень удобное место, всё рядом.
– А три любимых русских блюда? Вообще русская кухня вам понравилась?
– Люблю борщ, но говорят, что он украинский. Я точно буду скучать по русским супам, а ещё по этому блюду со свёклой и рыбой под картошкой, не знаю даже, как называется. Кухня отличная, она свежая, полезная, разнообразная. В Англии еда уже другая, поэтому да, буду скучать по казанской еде.
«В КАЗАНИ 4 - 5 РАЗ ХОДИЛ В ОПЕРУ. ЭТО КАКОЙ-ТО ДРУГОЙ МИР»
– Как вам казанский оперный театр?
– Отлично! Я там был четыре или пять раз. Опять же, район удобный – я мог пешком ходить в театр. Смотрел «Лебединое озеро» и «Щелкунчика», пару раз смотрел оперу.
– Нечасто футболиста можно увидеть в опере...
– Я раньше никогда там не был. Но я очень любознательный, поэтому стало интересно. Живу рядом, билеты достать можно, почему бы и не сходить? С первого раза понял, что это какой-то другой мир, который я не видел раньше. Ходил с сестрой, с друзьями, и всем тоже очень нравилось, это же здорово.
– А что за фотографии у вас с татарской семьей?
– Это мои друзья – хозяйка дома дружит с владельцем моей квартиры, так мы познакомились и стали общаться. Иногда она помогала мне убраться в доме, показывала, как и что готовить, когда я только переехал в Казань. Её сын – футбольный болельщик, иногда я им билеты передавал, в общем, мы хорошо общались. Раза три я был у них дома за городом, и мама моя тоже туда приезжала, мы сидели за большим столом с национальными блюдами. Отличный дом, рядом с рекой, я там и в русскую баню ходил, купался в Волге. Как и опера, это какой-то другой мир, который мне интересен, для футболистов непривычно оказываться в такой обстановке. А мне это помогало как-то мысли освежить, морально отдохнуть.
– И как вам баня?
– Круто! Мы и процедуры эти делали, когда штуки из веток дают, мне очень понравилось.
«С БЕРДЫЕВЫМ Я СИЛЬНО ПРИБАВИЛ В ТАКТИКЕ ДАЖЕ ЗА ПОЛГОДА»
– Второй год подряд «Рубин» показывает слабые результаты на поле, не может подняться в таблице и сам футбол не всех устраивает. В чем проблема команды?
– В футболе бывает сложно всё наладить из-за отсутствия времени. Первый год с новым тренером и новыми игроками не может быть простым, нам всем нужно привыкнуть друг к другу, но при этом нужен и результат, иначе будут вопросы. В этом сезоне мы неплохо начали, до первого перерыва на сборные мы шли пятыми или четвёртыми, а потом произошло что-то непонятное. Мы проиграли пять матчей подряд со счётом 0:1, причем пропускали в концовках, иногда из-за единственного удара по воротам. В футболе важна удача, а мы просто не забивали равным командам, даже когда создавали хорошие моменты. Мы должны были играть лучше, конечно, все были разочарованы выступлением, но я уверен, что такой хороший тренер как Бердыев сможет поднять «Рубин» во второй части сезона.
– Можете сравнить Хави Грасию и Курбана Бердыева?
– Совершенно разные люди, сравнить их невозможно. Отличаются ментальность, стили, схемы игры, всё по-другому. В первый сезон многие вещи были для меня новыми, поэтому я не всегда играл был в лучшей форме, но все равно я учился, а с Бердыевым узнал ещё больше про тактику.
– В чём особенность Курбана Бердыева?
– Это очень спокойный тренер, даже тихий, но очень умный. Он отлично чувствует игроков, ко всем хорошо относится. Как отец, который нечасто с тобой разговаривает, но ему хватает взгляда, чтобы понять, что у тебя внутри. Поэтому мы не очень много говорили, но это и не нужно. Мне всё равно было комфортно работать в его команде. Бердыев отлично разбирается в футболе, он учит игроков, показывает видео и всё объясняет.
– Недавно в интервью он похвалил ваше трудолюбие, но отметил не очень хорошую тактическую подготовку...
– Спасибо ему за комплимент. Я всегда стараюсь работать так сильно, насколько моё тело позволяет. Без трудолюбия на высоком уровне невозможно развиваться. Если хочешь становиться лучше с каждым днём, нужно работать над собой. А по поводу тактики - всё правда. Я чувствую, что сильно прибавил в этом моменте, и благодарен Бердыеву за терпение, за время, которое он на меня потратил. Я смотрел много видео, и это полезнее, чем просто крики со стороны о том, что ты неправильно занял позицию. Поэтому я и говорю, что он как отец – не кричит, а старается помочь.
– Как вам российский футбол?
– Мне кажется, я сделал большой шаг вперёд, играя в России, особенно в тактическом плане. В российском футболе очень важен результат, иногда он даже важнее, чем сама игра. Но такой подход учит справляться с постоянным давлением, играть под прессингом. А в целом, российская лига недооценена. Она сложная, в ней есть хорошие футболисты. Опыт в России помог мне дебютировать в АПЛ сходу и даже произвести хорошее впечатление – это пример того, что российская лига не такая уж и плохая. Я оцениваю российский этап как образование, особенно время работы с Курбаном Бердыевым. Я сильно прибавил в понимании игры даже за эти полгода.
– А как вам удаётся сохранять мотивацию и заставлять себя работать каждый день?
– В футболе я не из-за денег, а из-за любви к игре, и это невероятно, что, занимаясь любимым делом, мы можем жить прекрасной жизнью и после карьеры. Я амбициозный игрок, а с ментальностью спортсмена не так сложно заставлять себя делать что-то. Нужно развиваться, быть успешным и побеждать – в этом главная цель. Конечно, это личные черты, у меня вот такой характер – это не значит, что такому нужно учиться, у всех ведь свои жизненные ориентиры. Но у футболистов меньше времени для осуществления всех своих желаний – карьера длится 15 - 20 лет, а не всю жизнь. И я не хочу когда-нибудь оказаться перед зеркалом с мыслью «Я мог сделать больше и лучше», не хочу жалеть о том, чего не сделал. Я не самый талантливый игрок, но я могу много работать и много учиться, поэтому всегда стараюсь выложиться. В конце дня это приносит удовлетворение – ты понимаешь, что сделал всё, что мог, и тогда можешь ожидать хорошего результата всей деятельности, а это уже делает тебя счастливым.
«ПОСЛЕ МАТЧА НА «ОЛД ТРАФФОРД» ГОВОРИЛ С ПОГБА И МАРСЬЯЛЕМ»
– Ваши задачи в «Стоке» отличаются от задач в «Рубине»? Как клуб видит вашу роль?
– В «Стоке» наверняка понимали, какие качества я могу дать клубу, когда просматривали меня. Да, я люблю играть в нападении, но в первую очередь я защитник, поэтому очень рад, что мы обыграли «Хаддерсфилд» «всухую» (2:0, – ред.). В нашей нынешней ситуации очень важны очки, чтобы выбраться из зоны вылета. Не пропуская голы, легче набрать очки, поэтому очень важно держать такой же темп. Конечно, я люблю играть с мячом, все любят, это самое приятное в футболе. Но мне кажется, что я смогу совместить хорошую работу в обороне с подключением к атакам.
– Что вы чувствовали на «Олд Траффорд» в дебютном матче против «Манчестер Юнайтед»?
– Наслаждался игрой. Раньше я видел их стадион только по телевизору, а тут оказался внутри и на поле – очень круто. На таком высоком уровне можно оценить себя, понять, насколько далеко от тебя лучшие игроки, выяснить, можешь ли ты с ними соревноваться. Невероятный опыт. Хотя я старался концентрироваться на самой игре, поэтому, возможно, не получил максимум удовольствия (улыбается).
– Что тренер говорил вам перед игрой?
– Перед такими матчами игроков не нужно настраивать, все сами всё понимают. Это же «Манчестер Юнайтед» с Марсьялем, Рэшфордом и Погба – этих парней все знают. Было собрание, нам объяснили тактику. Но ситуация была необычная, потому что в «МЮ» команду возглавлял помощник бывшего главного тренера, который ушёл до моего прихода, а нового главного ещё не назначили. Но, опять же, все и так понимали, что нужно очень серьёзно отнестись к этой игре, поэтому не было нужны много говорить.
– Вы много общались с Марсьялем по ходу игры. На каком языке?
– На французском. В «Стоке» я сразу подружился с Куртом Зума, а он играет в сборной Франции с Марсьялем и Погба, поэтому мы и после игры все вместе поговорили.
– Вы именно против Марсьяля должны были играть?
– Ага.
– Его гол – ваша ошибка?
– Я несколько раз пересмотрел эпизод и в первую очередь должен сказать, что Погба сыграл просто великолепно. На фланге был Лукаку, которого иногда нужно держать вдвоём, потому что он очень высокий и может быстро выигрывать борьбу, поэтому освободилось пространство в центре. Если бы передача пошла во вратарскую, проблемы бы не было. Нам сказали, что мы правильно накрыли Лингарда. А перевод на Марсьяля мог закончиться и ударом выше ворот, потому что расстояние было большое, но он смог слёту попасть по мячу и нанести идеальный удар.
В том моменте мы неправильно закрыли зоны, возможно, я должен был выйти к началу штрафной, потому что позиция опасная, может быть, кто-то другой. Гол – это всегда вина обороны, поэтому да, я выглядел не очень хорошо в том моменте. Но футбол – игра ошибок, кто умеет ими пользоваться, тот и побеждает. В следующий раз в такой ситуации мы будем играть лучше.
«В АНГЛИИ ВСЕ БЕГУТ ВПЕРЁД ПРИ СЧЁТЕ 1:0»
– В чем главное отличие английского футбола от российского?
– В Англии футбол интенсивнее и больше нацелен на атаку. Вся игра проходит на максимальных скоростях, обе команды хотят забить, поэтому футбол не настолько тактический. Никто не ждёт чужих ошибок, они создаются специально очень сильным давлением. Дело не в контроле мяча ради контроля, владение означает атаку, а если мяч у соперника, его нужно прессинговать.
Например, в матче с «Хаддерсфилдом» мы вели 1:0, и мне нужно было вбрасывать мяч из аута. В России в такой ситуации лучше не торопиться, отдать ближнему, но здесь трибуны просто невероятно гонят вперёд, и команда хочет атаковать, все партнёры бегут к чужим воротам. В итоге мы забили второй гол и даже после этого продолжали давить, пусть уже и без конкретной цели забить.
– Как вы себя чувствуете в таких интенсивных матчах после месяца отдыха?
– Мне немного не хватает ритма, потому что в России зимой перерыв и сборы, на которые я в итоге не попал. Но я всегда занимаюсь собой в отпуске, бегаю и нагружаю тело в зале. Это, конечно, не то, не работа с мячом, но для меня проблем не было. И я не мог использовать перерыв как оправдание, «Сток» купил меня, чтобы я приносил пользу в матчах, требования были высокие, поэтому я постарался как можно быстрее набрать форму. Статистика после матчей была хорошая, я доволен дебютом. Нужно проявлять ещё больший профессионализм – следить за тем, что ты ешь, как спишь, чем занимаешься после тренировок. Считаю, что вся моя работа в выходные обернулась хорошим результатом.
– Какое впечатление производит на вас Англия?
– Здесь всё очень по-английски! Погода типичная – дожди и туманы, пейзажи такие, какие и ожидаешь увидеть в Англии, дома на улицах, как в кино. Сток-он-Трент – маленький город в 40 минутах от Манчестера. Думаю, скоро я найду там квартиру, а пока живу в отеле. Как и Россия, это новая страна для меня, очень интересная, я считаю, что мне повезло получить такой опыт.
Moritz Bauer’s been at Stoke for about a week and already he’s pictured on a bicycle. He cycled to training in Kazan too. pic.twitter.com/9jV4xZzKDI
— David Sansun (@RFN_David) 19 января 2018 г.
– Вы меньше месяца в АПЛ, но уже засветились на стадионе верхом на велосипеде. Ездите так на матчи?
– Да нет, это была благотворительная акция от клуба. У нас многие болельщики приезжают на стадион на велосипедах, и есть условие, что за каждый километр пути специальный фонд пополняется на определённую сумму, которая потом идёт нуждающимся. Классная идея, я сразу согласился встретиться с болельщиками, сделать с ними пару снимков.
– Кстати, вы всегда участвовали во всех рекламных и благотворительных мероприятиях «Рубина». Почему?
– Для меня это часть работы. Понятно, что основное – это игра на поле, тренировки и так далее, но болельщикам, спонсорам и вообще обществу важно, чтобы ты что-то отдавал назад, а не только брал. Для меня это никогда не было проблемой, я понимаю, что мне было легче соглашаться на мероприятия, потому что у меня в Казани не было семьи, я не оставлял дома жену с ребёнком. Мне на всё это хватало времени, поэтому я не отказывался. И «Рубин» всегда проводил много хороших мероприятий, всё время было что-то новое, интересное. Так и должно быть.