Сегодня утром «Салават Юлаев» объявил о расторжении контракта с генеральным менеджером Леонидом Вайсфельдом по согласию сторон. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» отвечает на главные вопросы о том, почему это произошло и что будет дальше с клубом.
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР В ШОКЕ
Новость об увольнении Леонида Вайсфельда прогремела в четверг утром и для всех сторон стало неожиданным. Об этом говорит хотя бы то, что следующая после новости о расторжении контракта с генеральным менеджером в твиттере клуба появилась другая, о том, что команда играет в хоккей под открытым небом. В клубе о готовящемся решении знали, по всей видимости, лишь несколько человек.
«Салават Юлаев» почти в полном составе в это время проводил тренировку на открытом катке. Само по себе это событие достойно отдельного освещения в СМИ, но прошло в тишине. В общем-то, на фоне перестановок в руководстве клуба, юлаевцы с клюшками для бенди ушли в тень.
Главный тренер команды Эркка Вестерлунд, на котором «добровольная» отставка Вайсфельда может сказаться негативным образом, был явно шокирован произошедшим.
– Конечно, это был сюрприз для нас. Мы это узнали только перед началом тренировки и не понимаем, почему это произошло. Может быть, они [руководство клуба] что-то переделывают к следующему сезону, мы понятия не имеем. Леонид всегда занимался тем, чтобы выстроить команду, занимался структурными делами. Мне сейчас тяжело ответить, я не знаю, – сказал тренер корреспонденту «БИЗНЕС Online».
ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?
Предпосылки к подобному развитию событий были. Одним из них служит недавнее выступление главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова в ТАСС. Он заявил, что клуб ждут серьёзные изменения. Тогда показалось, что Хамитов, уделяющий хоккею пристальное внимание и не пропускающий последние домашние игры команды, говорил об изменениях в составе, но, судя по происходящим событиям, не только.
Увольнение Вайсфельда произошло в максимально неудобный для этого момент. Если бы такое решение было принято осенью, когда команда терпела поражения, не попадала в зону плей-офф и её игра была далека от той, что ждали в начале сезона болельщики, то вопросов бы не возникло. Однако, усилившись перед дедлайном, «Салават» выиграл пять из семи последних матчей, забрасывая в среднем по 3,5 шайбы за матч, поднялся на второе место в Восточной конференции. Тот же Вестерлунд после матча против «Йокерита» озвучил версию, что его команда в последних играх показывает едва ли не лучший хоккей на Востоке.
Убрать человека с одного из ключевых постов в клубе в этот момент, значит, поставить под угрозу концовку сезона. Если руководство решило сменить вектор развития клуба, как было озвучено в прессе, то почему перед плей-офф? Вывод напрашивается только один: убрать Вайсфельда сейчас может быть проще, чем сделать это после окончания сезона. Если «Салават» выйдет в плей-офф со второго места, обеспечив себе домашний лёд до финальной стадии Кубка Гагарина в Восточной конференции, а там и заберётся достаточно высоко, то логика этого решения будет совершенно необъяснимой.
ПРЕТЕНЗИИ К ВАЙСФЕЛЬДУ
Заслуживал ли генеральный менеджер «Салавата» отставки – другой вопрос. Претензии к Вайсфельду периодически возникают, и этот сезон должен был стать показательным. Одна из основных претензий, которую может выдвинуть работодатель – отсутствие собственных воспитанников в составе команды. Таких на сегодняшний день лишь двое – Александр Логинов и Станислав Гареев. Когда в своё время «Башнефть» принимала дела благотворительного фонда «Урал», перед руководством клуба ставили задачу увеличить число собственных воспитанников аж до 80%. В условиях современного рынка игроков и качества выпускаемых школой хоккеистов, сделать конкурентоспособной команду, состоящую в основном из уфимских воспитанников, нереально. Вайсфельд это понимал, о чём и говорил в своих интервью: «Если местный игрок не будет уступать приезжему, то играть будет он». Приезжие в большинстве своём были сильнее.
Ещё одна проблема, которая появилась уже по ходу этого сезона – превышение потолка зарплат. С подписанием Антона Бурдасова уфимцы максимально приблизились к высшей отметке, даже несмотря на «отцепления» некоторых игроков. Причём, здесь стоит говорить не столько об официальном потолке, сколько о внутреннем. Подписав Ивана Налимова, Владимира Ткачёва, Дмитрия Саюстова и Оскара Бартулиса, клуб не только заметно усилился перед плей-офф, но и перешагнул финансовую планку. Это также могло сказаться на принятом решении.
Ещё одна версия – конспирологичная и маловероятная, но тоже имеющая право на существование – в скрытом конфликте между тренерским штабом и генеральным менеджером. Такое уже было у Вайсфельда с Игорем Захаркиным и тогда выбор руководства пал на менеджера. На этот раз кулуарное мнение Вестерлунда могло оказаться более авторитетным. Опять же неожиданно для многих к концу сезона в составе уфимцев набралось шесть игроков, чьи дела ведёт агент Шуми Бабаев, в самом начале сезоне таких игроков в команде не было вовсе. Бабаев известен тем, что старается принимать максимальное участие в жизни клубов, где играют его хоккеисты. К слову, дела Вестерлунда ведёт североамериканский партнёр Шуми. Пока эта версия выглядит, скорее, художественной.
ВЕСТЕРЛУНД ОСТАЁТСЯ
«Сейчас нам нужно просто двигаться дальше и добиваться более значимых результатов. Никаких «встрясок» в клубе не ожидается. Под руководством Эркки Вестерлунда команда в обычном режиме готовится к следующим матчам регулярного чемпионата», – сообщил генеральный директор «Салавата Юлаева» Тагир Ибрагимов в интервью ТАСС.
Это говорит о том, что тренерский штаб продолжает пользоваться кредитом доверия у клубных боссов и доработает сезон до конца. Что будет дальше, пока под вопросом и будет зависеть от результатов. Вестерлунд имеет соглашение по схеме 1 + 1, которое может быть пролонгировано при согласии двух сторон.