«Скаутский отдел». Что будет в Уфе без Вайсфельда

Сегодня – первый рабочий день в «Салавате Юлаеве» без генерального менеджера. Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, комментируя отставку Леонида Вайсфельда, сообщил, что клуб ждёт реорганизация. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, по какой схеме будет теперь работать уфимский клуб и кто станет отвечать за трансферную политику.

Леонид Вайсфельд / Фото: Светлана Садыкова


УФА РАЗОЧАРОВАЛАСЬ В ГЕНЕРАЛЬНОМ МЕНЕДЖЕРЕ

«Теперь работа по поиску новых игроков и подписанию контрактов будет осуществляться скаутским направлением. Также эти задачи будут возложены на руководство клуба – генерального и спортивного директоров», – сказал глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, комментируя отставку Леонида Вайсфельда.

Другими словами, Уфа разочаровалась в системе работы, выстраиваемой за последние 10 лет с генеральным менеджером, как главным человеком, ответственным за набор команды. За это время «Салават» дважды становился чемпионом и три раза выигрывал «бронзу». 

Новая схема работы будет отличаться от той, что была до 2006 года, когда в Уфе появился Олег Гросс. Тогда в организации был полный хаос – команду набирали генеральный директор с главным тренером, чаще руководствуясь эмоциями, логикой болельщика и связями с агентами. Должность генерального менеджера внесла в эту схему порядок. Сейчас в клубе должность упразднили.

ЧТО ТАКОЕ «СКАУТСКИЙ ОТДЕЛ»В УФЕ

Константин Крылов, Роман Беляев, Леонид Вайсфельд и Тагир Ибрагимов (слева направо) / Фото: Максим Никерин


В «Салавате Юлаеве» сегодня работает скаутский отдел из трёх человек и по оценкам специалистов – это одна из сильнейших бригад в КХЛ. Это спортивный директор Роман Беляев, ведущий параллельно скаутскую работу и работу с игроками, уже подписавшими контракты. Константин Крылов, который отлично знает европейский и североамериканский рынок игроков, помимо Уфы он работает скаутом «Анахайма» в НХЛ. И Вячеслав Ренёв – селекционер СДЮСШОР, которого считают одним из самых сильных в своей сфере – его основная задача поиск талантливых юниоров в ДЮСШ из других регионов.

Все трое появились в клубе при Вайсфельде и успели доказать, что занимают своё место и способны работать самостоятельно. При новой схеме, вероятнее всего, право последней подписи под контрактами перейдёт от генерального менеджера к генеральному директору Тагиру Ибрагимову. 

При организации вышеупомянутой схемы есть риски, что решение о необходимости приобретения игроков будет принимать тот, кто непосредственно подписывает документы. То есть, генеральный директор, в чьи обязанности входит планирование трансферной политики клуба в широком смысле, но не подбор конкретных игроков под игровые задачи и тренерские схемы. К тому же директор загружен хозяйственной работой, маркетингом и бюрократией. Клубу необходимы люди, которые будут вести спортивную работу – просматривать хоккеистов, анализировать рынок и строить команду, начиная с молодёжной и фарм-клуба.

ПУТЬ «САЛАВАТА»

Линус Умарк / Фото: Айрат Сайфутдинов


Должность генерального менеджера, сокращённая с комментарием «сэкономленные деньги будут направлены на развитие молодежного и детского спорта», как раз и подразумевала экономию. При Вайсфельде игроки в Уфе перестали получать раздутые контракты, как это было при Гроссе, когда игрок третьего-четвёртого звена мог получать по 80 млн рублей. Сегодня эта цифра – едва ли не психологический потолок. Контракт выше этой суммы может получить только суперзвезда. 

Именно по этой причине затягиваются переговоры с Линусом Умарком, который просит контракт почти в два раза выше указанной отметки. Генеральный менеджер, ведущий переговоры, необходим для того, чтобы усмирять запросы агентов, которые на ранней стадии выглядят голодными акулами, заплывшими в залив.

В этом смысле «Салават Юлаев» отходит от выстраиваемой схемы работы, принятой за океаном, где генеральный менеджер является ключевой фигурой в клубе и непосредственно отвечает за результат. Там выстроена строгая вертикаль, в которой у каждого генерального менеджера есть несколько ассистентов, отвечающих за основную команду, фарм-клубы, молодёжь. Кроме того, есть главный скаут, которому подчиняется целая скаутская сеть. В России, судя по всему, эта схема не приживается, но в сильнейших клубах эта вертикаль есть в своём виде, и «Салават» решил идти по этому пути.

Максим Никерин