«Это просто подстава». Почему Россия провалилась в санях

Олимпийским чемпионом в санном спорте стал австриец Давид Гляйршер, а потенциальные российские медалисты разочаровали. «БИЗНЕС Online» – о том, почему призёры чемпионатов мира финишировали очень далеко от олимпийского пьедестала.

Роман Павличенко / Фото: Clive Mason, gettyimages.com


«БОЛЬШЕ НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ»

К провалу на Играх нужно было быть готовыми. Учитывая весь тот бардак, что окружал наши сани перед Олимпиадой, успех был бы сродни чуду. Но Новый год прошел, а вместе с ним и пора чудес. Саночники провалили Игры – Роман Репилов по итогам четырех заездов став 8-м, Степан Фёдоров – 13-м, а чемпион Европы и мира 2015 года Роман Павличенко – 14-м.

Самое интересное началось после самих соревнований. Павличенко, для которого Олимпиада стала сущим кошмаром, решил выговориться, рассказав о конфликте между личным тренером Эдуардом Бурмистровым и главным тренером сборной Альбертом Демченко.

«Весь сезон я молчал, но сейчас, когда всё кончилось, больше не могу. Хочу, чтобы они либо помирились, либо президент федерации Наталия Гарт вмешалась. Иначе просто бред какой-то получается. Не знаю почему, но Альберт всегда хочет, чтобы мы катались на его санях. А у меня на них нет результатов! Вот в начале сезона я покатался на санях Альберта, как раз здесь, на олимпийской трассе. И я на этих санях показал очень хорошее время. Говорю: давай на эти сани поставим мои старые полозья, тогда еще быстрее получится. Оставил ему сани, отошел по своим делам, прихожу – а он мне отдает уже совершенно другие сани! И я на них на следующий день еду медленно. Извините, но это просто подстава», – сказал Павличенко в интервью «Спорт-экспрессу».

Первый вопрос, который возникает у адекватного человека: доколе в России будут ставить знак равенства между знаменитым спортсменом и хорошим тренером? Заслуг Демченко перед Россией никто не отрицает. Человек, который вот третье десятилетие отстаивает российские санки в мире, имеет право влиять на федерацию. Но федерация не должна крутиться только вокруг фигуры Демченко.

То, как жила и тренировалась сборная России в Пхёнчхане, больше напоминает цирк, чем спорт. Пусть отстранение Демченко от участия в Олимпиадах тысячу раз несправедливое, но проводить тренировки по скайпу, потому что у Альберта нет аккредитации? Оставлять последнее слово за человеком, который смотрит заезды по телевизору, серьёзно? Неужели в России больше специалистов? Есть, конечно же, только вы вряд ли знаете их имена. А Альберт Демченко – легенда мирового спорта, поэтому его позиции всегда будут непререкаемы.

Альберт Демченко / Фото: Streeter Lecka, gettyimages.com


Самому же Альберту перед Играми в Корее было даже не до Репилова с Павличенко, даже не до лидера женской команды Татьяны Ивановой. Как и любой отец, он переживал за свою дочку Викторию Демченко, говоря о ней во всех интервью. Виктория выступает крайне средне, очень редко выдавая яркие попытки. Ее отстранение от Олимпиады – история странная, но в целом вообще несущественная. Шансов на какой-либо престижный результат у нее не было никаких. Так стоило ли так переживать по поводу в лучшем случае третьего номера команды и не бросить все силы на спасение Ивановой, у которой были все шансы если не на победу, то на пьедестал?

Вслед за федерацией бобслея, где другая легенда - Александр Зубков - волевым решением лишил Олимпиады несколько спортсменов, в санях тоже поступили своеобразно. Отстраненных комиссией ВАДА спортсменов всё равно включили в итоговый состав. И просто подарили наши квоты спортсменам из других стран.

Правда или нет тирада Павличенко, попытка оправдать себя или исповедь – сказать сложно. Но дыма-то без огня не бывает. Перед стартом Игр Репилов в рейтинге Кубка мира был третьим, Павличенко шел на четвертом месте. По итогам предварительных заездов в Корее Репилов лидировал, Павличенко и Фёдоров уверенно находились в десятке.

ТРЕНЕР НА ТЕЛЕФОНЕ

Сани – это не биатлон и не футбол, в них редко бывают случайности, падения фаворитов и неожиданности. Как правило, провалы в результатах связаны, прежде всего, с технической стороной – с санями. Хорошие сани чуть ли не половина успеха, как и состояние трассы.

В Пхёнчхане холодно, лед диктует свои условия. Причем последние дни холодает все больше, если в субботу в первые два заезда температура была еще вполне допустимой, в районе -10, то в воскресенье стала продвигаться к критической для трассы «Альпензия» отметки в -15.

Трескался лед, микротрещины сбавляли скорость. Именно поэтому сани лидеров шли так плохо в заключительных попытках. Исправить это можно было только удачным пилотированием, но ни Репилов, ни немец Феликс Лох, главные претенденты на «золото» ничего сверхъестественного не показали. И из-за их спин выскочил проворный австриец Давид Гляйршер.

«Была ошибка в первом воскресном заезде, которая сразу меня откинула. Честно, не знаю, почему так произошло. Либо из-за того, что я просто перегорел, не знаю, просто не получился заезд, и он меня выбил из борьбы», – прокомментировал в эфире «Матч ТВ» свое выступление Репилов.

У чемпиона Европы Павличенко сани не поехали с первого заезда. При видимом чистом прокате он не набирал скорость даже на ровных пологих участках, в итоге проигрывая лидерам по несколько секунд. Похожая ситуация возникла и у Фёдорова.

Роман Репилов / Фото: Alexander Hassenstein, gettyimages.com


Налицо технический брак полозий. Как правило, в таких случаях собирается экстренное собрание тренерского штаба, ставится вопрос о замене саней. Но когда твой главный тренер стоит за забором и может говорить только по телефону такие важные решения принимать практически невозможно.

Ничего предпринимать не стали и ожидаемо проиграли. Но проблема не в этом. Поражение для федерации санного спорта не станет трагедией. Благодаря выходкам ВАДА и МОК любую неудачу можно списать на давление на российских атлетов и бросаться пустыми заявлениями о героическом пути российских олимпийцев, для которых само по себе участие на Олимпиаде уже победа.

Хотя с какой стати? Конкретно в мужских санях допинговый вихрь нас не коснулся никак. Все лидеры были в сборе, строю и полной готовности. Но теперь им придется ждать еще четыре года, чтобы вновь попытаться взять медаль. Если, конечно, Россию допустят на Игры в Пекине.

Пока мы будем под видом патриотизма и джентльменства отдавать свои квоты другим странам, пока половина руководства – бизнесмены и партийные работники, а вторая – заслуженные ветераны, пока на каких санях проходить трассу будет решать отстранённый от соревнований тренер – наши медали и правда будут героическими. Просто потому что завоеваны не благодаря, а вопреки. И МОК с ВАДА здесь совершенно ни при чём.

Рустам Имамов