«Зачем кому-то отдавать медаль?» Новый герой российского скелетона

23-летний красноярский скелетонист Никита Трегубов сенсационно стал вторым на Олимпийских играх в Пхёнчхане, проиграв только хозяину трассы Юну Сунбину. «БИЗНЕС Online» рассказывает, как наш скелетон смог пережить отсутствие главной звезды.

Никита Трегубов / Фото: Richard Heathcote, gettyimages.com


ТРЕГУБОВ НЕ БЫЛ ФАВОРИТОМ

Победил, как и ожидалось, кореец Юн Сунбин. Обыграть его вряд ли удалось бы даже отстраненному от Игр Александру Третьякову – Сунбин в этом году выиграл 5 из 7 этапов Кубка мира, к тому же он хозяин трассы. В бобслее, санях и скелетоне домашняя трасса – один из ключевых факторов успеха. В отличие от конкурентов, у тебя есть возможность досконально изучить трассу и довести прокат до автоматизма. Даже мелкие помарки, которые Сунбин все-таки допустил по ходу третьего заезда не поколебали его позиций. В отличие от саней и, тем более, бобслея, небольшой юз или касание борта в скелетоне не ведут к большой потере скорости.

Вторым после Сунбина, как правило, шел Мартин Дукурс, третьим – Третьяков. Иногда в борьбу Кореи, Латвии и России вмешивались немцы, но итоговый расклад сил по сезону был таким. Трегубов на этапах Кубка мира далеко не всегда попадал даже в топ-5. Его главными успехами до сегодняшнего «серебра» были победа на юниорском чемпионате мира три недели назад и «серебро» на не самом представительном чемпионате Европы.

Когда окончательно отстранили Третьякова, для многих стало ясно – «золото» за Кореей, а Россия без наград. В предварительных заездах Трегубов показал 5-е время, но на медальные перспективы всё равно смотрели со сдержанным оптимизмом.

КАК ОН ВЗЯЛ МЕДАЛЬ?

Отсутствие давления и спортивная злость. От Никиты многого не ждали, а он прошел Олимпиаду ровнее всех: 50.59, 50.50, 50.53, 50.56 – ни одного срыва. Точность, как в аптеке. Все соперники Трегубова серьезно ошибались, особенно латвиец Дукурс, что в итоге и сыграло в пользу Никиты.

Помог и олимпийский опыт. Несмотря на совсем юный возраст, Никита уже был на Олимпиаде в Сочи. 17-летнего парня тогда приметил тренер сборной Вилли Шнайдер, выдернув Трегубова с юниорского чемпионата мира. Дальновидный немец понимал, что Третьяков это хорошо, но нужно работать и на перспективу. В итоге в Пхёнчхане ничего принципиально нового для Никиты не было.

ЧЕМ ОН ЛУЧШЕ ТРЕТЬЯКОВА?

Многие называют Трегубова «прокаченной» версией Третьякова. У него нет такого невероятного разгона, как у Александра, но зато куда более аккуратная техника и тонкое прохождение дистанции, чувство трассы. Эти качества дают скелетонисту стабильность и универсализм. В отличие от Третьякова, Трегубов не так зависит от трассы.

Фото: Lars Baron, gettyimages.com


Трегубов и Третьяков не просто уроженцы одного города (Красноярск теперь впору называть столицей мирового скелетона) и воспитанники одной спортивной школы, но и большие друзья. Когда у Александра уже была в руках олимпийская медаль, Никите было 15 лет. Третьяков для Трегубова всегда был наставником и учителем, примером для подражания.

Поэтому решение о недопуске Третьякова Трегубов воспринял очень болезненно и его слова о нежелании ехать в Пхёнчхан не были просто бравадой. Если вы забыли, в скелетоне Третьякова и Елену Никитину временно отстраняли не только от Олимпиад, но даже от этапов Кубка мира. И свой единственный пьедестал на Кубке мира Никита посвятил именно Третьякову.

«Когда нам запретили ехать на Олимпийские игры под своим флагом, я не хотел ехать в Пхёнчхан. Долго думал над этим, разговаривал с родными. Потом принял решение всё-таки ехать. За себя, за ребят. Зачем кому-то отдавать свою медаль?» – сказал Трегубов в интервью «Спорт-экспрессу».

А ЧТО НАШИ «ДРУЗЬЯ» ДУКУРСЫ?

Как метко высказался Дмитрий Губерниев, наши латвийские друзья Дукурсы снова могут идти спать, медалей у них нет.

Допинговый скандал чуть не лишил нас первого и единственного пока «золота» в скелетоне – сочинского успеха Третьякова. После аннулирования результата Александра, чемпионом стал Мартинс Дукурс, а его брат Томас – бронзовым призёром.

Латвийские спортсмены быстро стали героями нации, в сторону отстраненного Третьякова сыпались неприятные уколы, особенно красноречив был отец семейства, тренер Дайнийс Дукурс.

«Правда восторжествовала, потому что сломана система поддержки и контроля допинга в одном государстве, действовавшая несколько лет. Нашлись, наконец, смельчаки и достаточно много доказательств, чтобы пойти против этой системы», – сказал Дукурс-старший в интервью агентству LETA.

Но Дукурсы в этой ситуации стали «халифами на час». Февральская комиссия CAS оправдала Третьякова. Правда, извиняться латвийцы не стали, обещая взять свое в Корее. Но их обыграл вчерашний юниор Трегубов. Более того, юз в четвертом заезде не позволил Мартинсу Дукурсу даже взять «бронзу» – она у британца Доминика Парсонса.

«Россиянин Трегубов хорошо провел четыре заезда. Поздравил его уже. У меня с ним хорошие отношения, только подпортились с остальными, но Никита как-то реально смотрит на ситуацию», – цитирует Дукурса-младшего агентство «Р-Спорт».

Вы верите в искренность этих «поздравлений»?

Никита Трегубов / Фото: Richard Heathcote, gettyimages.com


НАШ СКЕЛЕТОН КРУТ?

Очень. Три Олимпиады подряд в медалях, между ними победы в Кубках мира и на чемпионатах мира. Есть звёзды как среди парней, так и среди девушек. Несмотря на отстранение лидеров, команда не сдаётся и достигает успеха. Причем скелетонисты в Корее выступают без сервисменов и тренерского штаба! А это для большого спорта вообще критично.

На таком высоком уровне наш скелетон был далеко не всегда. Еще в начале века россияне были на задворках. Не было ни системы подготовки, ни собственной трассы. Еще на Олимпиаде в Турине наши не попадали в топ-20. Среди прочих в составе сборной России тогда был 19-летний Третьяков. Во многом развитие скелетона в России можно связать с его именем. После Турина Третьяков быстро ворвался в элиту благодаря невероятному разгону. По юниорам ему мешала нестабильность и ошибки во второй половине дистанции, но с годами он излечился от этого недуга и стал непобедим.

Была и поддержка государства. После 2008 года в России стали развивать не самые популярные олимпийские виды, чтобы достойно выступить на домашних Играх в Сочи. Строительство трассы «Санки» в Красной Поляне также большой плюс – теперь нашим спортсменам не приходится платить большие деньги за сборы в Сигулде или итальянских Альпах.

Наконец, после «бронзы» Третьякова на Олимпиаде-2010 в России появился интерес к скелетону. Школьник Трегубов после медали земляка в Ванкувере решил, что скелетон круче футбола – до 15 лет он играл в юниорской команде красноярского «Енисея». Кто знает, может и сейчас кто-то вдохновится новым российским успехом, а затем и сам покорит Олимпиаду. Предпосылки для этого есть.

Рустам Имамов