Корейская Олимпиада пока что пример того, как не надо проводить соревнования. Нет зрителей на трибунах, безумные холода, так ещё и предприниматели в регионе жутко страдают от Игр.
Оргкомитет Олимпиады рапортует о рекордных прибылях у владельцев отелей, ресторанов и развлекательных заведений. Сувениры продаются на каждом углу. Никогда ещё в Пхёнчхан не приезжало столь внушительное количество туристов, и цены на съем жилья выросли почти в три раза по сравнению с обычными днями. Олимпиада также должна была дать серьёзный толчок в развитии малого бизнеса, но организаторы не учли, что определённые запреты существенно ударят по заведениям вне сферы обслуживания.
Эта особенность Олимпийских игр открылась мировому сообществу лишь сейчас, хотя и в прошлые соревнования малый бизнес часто сталкивался с такой ситуацией. Во время Игр всегда страдают магазины по продаже и прокату спортивного инвентаря, так как склоны и трассы закрыты от туристов. Но если в Турине, Ванкувере и Сочи потери, видимо, не были существенными, раз о них не говорили, то корейская Олимпиада не только принесла финансовый крах в районе, но и практически на корню уничтожила развитие этого сегмента малого бизнеса в будущем.
Деньги на Олимпиаде. Сколько потратили корейцы? Почему не продаются билеты?
ЛЫЖНЫЕ МАГАЗИНЫ В ПХЁНЧХАНЕ НА ГРАНИ РАЗОРЕНИЯ
Джон Чонг-Лима в стране сейчас обсуждают все. Простой предприниматель из Пхёнчхана вмиг превратился в символ протеста против правительственных затрат. Чонг-Лима владеет несколькими лыжными магазинами, а также киосками проката амуниции и техники. Его магазинчик Worldski расположен прямо возле главного стадиона Игр, но даже такая близость к туристам не помогает заработать ни доллара.
Местные склоны были закрыты из-за проведения соревнований, а туристы, которым выделили жалкие клочки местности для собственного катания, пугаются сильных холодов. Ассоциация проката лыж и сноубордов региона, которую Чонг также представляет, заявила о рекордных убытках: продажи и аренда товара упала более чем на 80% по сравнению с прошлогодними показателями.
50 из 70 магазинов закрылись на месяц из-за нерентабельности и для экономии на электроэнергии. На оставшихся двадцати владельцы повесили баннера, которые гласят «Пхёнчхан-2018 убивает нас!». Сейчас они умоляют местных чиновников «сохранить их право на существование». Кроме этого, ассоциация установила палатку через дорогу от парка «Феникс», где проводят соревнования по сноуборду и фристайлу. На ней на английском и корейском языке приведён список всех жалоб к организаторам Олимпиады.
После того, как встречи с местными чиновниками и представителями оргкомитета Игр ни к чему не привели, Чонг и ещё два владельца лыжных магазинов отправились в Сеул для демонстрации протеста возле «Голубого дома» – президентского дворца страны. Магазины для проката снежного оборудования в Пхёнчхане обычно опираются на пятимесячный туристический сезон, чтобы выйти хотя бы в плюс по итогам года. Из-за Игр склоны во всем районе закрыли ещё за месяц до соревнований для полицейских проверок и контроля над возможными сходами лавин. И именно на январь-февраль приходится самый прибыльный месяц для малого бизнеса в Пхёнчхане.
Помимо извинений, владельцы магазинов хотят компенсации от правительства в размере не менее 30 тыс долларов для каждого магазина. Если же их не услышат и в этот раз, то Чонг обещает собрать не только владельцев лыжных магазинов, но всех предпринимателей, которые пострадали от Игр для коллективного иска против правительства страны. По первоначальной оценке ущерб некоторым сегментам бизнеса уже составил около 3 млн долларов. Эта сумма может возрасти, так как в марте стартует Паралимпиада.
– Правительство игнорирует своих граждан, и мы хотим извинения от них. Они должны работать на нас, а не ради своих корыстных интересов, – приводит заявление Джон Чонг-Лима The Guardian. – Правительство страны должно слушать нас и относить к нам как к гражданам Пхёнчхана, а не к людям без каких-либо гражданских прав.
ОЛИМПИАДА УБИЛА БУДУЩЕЕ ЛЫЖНОГО ПРОКАТА?
Также бизнесмены пессимистично смотрят на свое будущее после Игр. Больше всего опасаются владельцы магазинов вне курорта «Альпензия». На него потратили огромные средства, свыше полутора миллиардов долларов, и поэтому уже сейчас в стране ведётся агрессивная рекламная компания для привлечения туристов. Ассоциация лыжных магазинов опасается, что все соседние курорты будут забыты, и сотни семей во всем регионе разорится, в то время, как крупные бизнесмены, вложившиеся в «Альпензию», будут получать баснословные прибыли.
– У меня нет никаких ожиданий на следующий год, ведь вся Корея знает, что Олимпийские игры проводятся в «Альпензии», – заявил Джон Чонг-Лим оргкомитету Игр. – В целом, Пхёнчхан и район – это лишь небольшая часть Олимпиады, поэтому мы ожидаем существенные потери от конкуренции с этим парком.
Опасения отнюдь не беспочвенны. Провинция Канвондо, где расположен уезд Пхёнчхан – одна из самых бедных в стране. Сама суть проходящей Олимпиады заключалась в том, чтобы развить экономику всего севера страны. Но, судя по всему, пока это не получается. Владельцы лыжных магазинов вне Альпензии понимают, что на местных жителях они никак не заработают: у тех, кто побогаче, есть собственное обмундирование, а те, кто победнее, не могут позволить себе выделить время для развлечения. Туристы, которые раньше приезжали на север развлекаться, теперь выберут «Альпензию», владельцы которой могут не боятся краха из-за оттока туристов.
– Олимпиада меня никак не затрагивает, так как я не могу позволить себе нанять своих сотрудников. Они все в отпусках, у нас нет денег платить им зарплаты, мы все не работаем, – высказался Ба Сан-Бём - владелец лыжного магазина Legend of Winter на окраине Пхёнчхана. – Я даже не жду, что продажи возрастут в следующем году, чтобы компенсировать огромные потери после Олимпиады.
Первыми среди иностранцев об существенных проблемах малого бизнеса в Пхёнчхане рассказала английская газета The Guardian. После публикации они обратились к правительству региона и к оргкомитету Игр с просьбой оценить ситуацию в регионе. Обе организации категорически отказались комментировать эту ситуацию.