МОК объявила семь кандидатов на проведение зимних Олимпийских игр-2026. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о преимуществах каждого из городов.
Впервые статья была опубликована 22 февраля 2018 года.
Через четыре года зимняя Олимпиада пройдет в Пекине, а это не самый хороший сигнал для МОК. Из праздника спорта Игры превратились в большую смету расходов, окупаемость же их превращается в миф. На сочинские соревнования потратили почти 51 млрд. долларов, старты в Пхёнчхане стоили около 13 млрд. Если раньше страны уходили в существенные долги ради зажжения олимпийского огня на своем стадионе, то сейчас Олимпиаду принимают лишь расточительные богачи: Россия, Китай, Франция, США. Не только маленькие государства отказываются от своих заявок под гнетом рассерженного населения, но и такие экономические лидеры, как Германия.
МОК стремится к беспощадной экономии плюс необходима поддержка населения. Сейчас в активную фазу диалогов об Играх 2026 семь городов: альпийские Сьон и Грац, массовая заявка итальянских городов, японский Саппоро, столица Швеции Стокгольм, южный Эрзурум и канадский Калгари. Два потенциальных кандидата из четырех уже принимали зимние Игры ранее, так что местная инфраструктура нуждается лишь в косметической реконструкции и достройке нескольких новых объектов.
Дедлайн фазы переговоров был 31 марта. То есть, у других городов был еще месяц после закрытия Игр-2018 для изучения всех экономических возможностей или рисков. Олимпиада в Пхёнчхане – это ориентир не только того, как можно выстроить целую инфраструктуру для обширной провинции, но и как провалы в подготовке могут ударить по бюджету. Затраты на проведение Игр выросли практически в пять раз по сравнению с первоначальными прогнозами. Плюс, пример этих Игр способен оказать существенное давление на жителей того же Сьона – мы уже писали о том, как пострадал малый бизнес Пхёнчхана из-за Олимпиады.
Как Олимпиада убивает малый бизнес в Южной Корее
СЬОН (ШВЕЙЦАРИЯ)
Последний раз в Альпах Олимпиада проходила в 2006 году, хотя Турин не самый типичный альпийский город. В мае 2016 года швейцарский олимпийский комитет начал конкурс за право выдвинуть свою заявку. Подключились пять городов, и Сьон изначально не рассматривали как финалиста отбора. Но он сенсационно выиграл, обойдя Лозанну, Люцерн и Монтро.
Сьон ранее трижды боролся за право проведения Олимпиады, но все время проигрывал. В 1976 году победил Денвер, в 2002 – Солт-Лейк-Сити, а в 2006 году - Турин. Шансы на Игры у швейцарского города не столь велики, как у остальных конкурентов, плюс МОК опасается недовольства швейцарцев излишними затратами. В Сьоне необходимо будет построить новый 12-тысячный хоккейный центр, хотя сильных команд там нет. Единственное безоговорочное преимущество этого горного города в том, что сам МОК базируется в Швейцарии.
ТУРИН – КОРТИНА-Д'АМПЕЦЦО– МИЛАН (ИТАЛИЯ)
Италия принимала Олимпиаду 12 лет назад, тогда игры проходили в Кортина-Д'Ампеццо и Турине. Сейчас же к этой двойке решили присоединить Милан. Инфраструктура региона позволяет провести Игры уже сейчас, вот только есть одна серьезна проблема – стадион открытия и закрытия.
Стадион «Ювентуса» не подходит для этой процедуры – слишком маленькая вместимость, да и перестройка арены на такой долгий срок существенно ударит по календарю национального чемпионата и непосредственно клубу. Милан в этом списке оказался, прежде всего, из-за стадиона «Сан-Сиро». Если «Интер» и «Милан» построят собственные арены, то легендарный стадион будет очень долго пустовать. К тому же в Милане есть приличная хоккейно-баскетбольная арена, в которую мечтали влезть руководители КХЛ в первые сезоны своего существования.
Проведение Олимпиады не только может дать вторую жизнь 70-тысячнику, но и привлечет необходимые средства для ее реконструкции. «Сан-Сиро» принимал финалы Лиги чемпионов, но Олимпиада – более статусное мероприятие, за которым следит весь мир. Это будет грандиозная заявка, если, конечно, итальянцы не сольются до конца отбора.
САППОРО (ЯПОНИЯ)
Саппоро уже принимал Олимпиаду в далеком 1972 году, позже Игры в Японии прошли в Нагано 26 лет спустя. У столицы провинции Хоккайдо отличный потенциал. Более того, жители острова без ума от зимних видов спорта. Наследство игр 45-летней давности используется и по сей день: например, трамплин Окураяма до сих пор принимает старты Кубка мира. Еще одним благоволящим фактом в пользу выбора Саппоро то, что в городе относительно недавно построили закрытый футбольно-бейсбольный стадион «Саппоро Доум», способный вместить 53 тыс зрителей. Саппоро не хватает лишь крупной и современной хоккейной арены на положенные 12 тыс.
Главная проблема заявки это географическое расположение страны. Три Олимпиады подряд – 2018, 2020 (летние игры в Токио) и 2022 (Пекин) пройдут в Азии. Третьи зимние соревнования на Дальнем Востоке уже кажутся неким перебором. Вот только экономика Японии – крупнейшая из всех кандидатов, следовательно, проблем с финансированием там точно не будет. Эксперты уже сегодня высказываются, что провинция самостоятельно может вложить почти 4 млрд долларов в развитие своей инфраструктуры. Им вторят местные чиновники, уверенные в самоокупаемости потенциально израсходованных средств.
СТОКГОЛЬМ (ШВЕЦИЯ)
Наверное, самый оптимальный кандидат из всех, но в то же время самый ненадежный. Знаете сколько раз Швеция принимала зимние Олимпийские игры? Ноль. Ни разу за вековую историю эти соревнования не проходили в этой скандинавской стране. Это безоговорочный плюс стокгольмской заявки.
Городская же часть инфраструктуры готова почти на 100%. 13-тысячный «Глобен» примет хоккейные матчи, старый «Ховет» будет отдан под фигурное катание. В городе есть два стадиона с закрывающейся крышей, один из которых на 50 тыс зрителей. Кроме всего прочего, не возникнет никаких проблем с размещением туристов, ведь Стокгольм крупнейшая туристическая точка Скандинавии.
Существенных проблем две. Политическая и географическая. Местные власти не особо поддерживают идею о проведении Игр. Год назад местная правящая партия так вообще заявила о своем недовольстве участием города в гонке. Мэрия, равно как и правительство страны не разделяют интереса местных бизнесменов и олимпийского комитета, однако последние не собираются сдаваться и планируют за год убедить чиновников в правильности своей идеи.
Географическая проблема же посерьезнее: ближайший горный кластер расположен в горнолыжном курорте Оре, находящемся в 520 км от Стокгольма. Это как от Казани до Уфы. Олимпийский комитет Швеции рассчитывает, что МОК будет удовлетворен, скорее, качеством базы и инфраструктуры, чем географической близостью. В Швеции давно мечтают модернизировать магистраль, связывающую юг страны с северным Шеллефтео, и если Олимпиада поможет реализовать эти мечты, то добраться до курорта из столицы страны можно будет за три часа.
КАЛГАРИ (КАНАДА)
Калгари принимал Игры в 1988 году, город же планирует за счет проведения Олимпиады выбить себе средства для модернизации местной инфраструктуры. Она и вправду сильно устарела. Владельцы клуба «Калгари Флэймз» уже давно ведут активное противостояние с мэрией: бизнесмены рассчитывают, что город и провинция проспонсируют безумную идею под названием CalgaryNext. В противном случае «Флэймз» совсем скоро покинут город и переедут, к примеру, в Квебек, где жители тоскуют по клубу НХЛ.
CalgaryNext – это выдающийся проект стоимостью почти в миллиард долларов. Спортивный центр станет вторым в мире, где культурно-спортивная арена и футбольный стадион представляют собой единое целое. Что удивительно, но первое здание такого типа будет введено в строй через полгода в Москве – комплекс стадиона «Динамо».
У Калгари, в конечном итоге, далеко не самая надежная заявка. Горнолыжные курорты находятся в достаточном отдалении от центра. Помимо этого, провинция Альберта не особо-то и «разбирается» в лыжах и биатлоне. Несомненное преимущество Калгари – это его географическое расположение, ведь для американского NBC и их 8-миллиардного телевизионного контракта нет ничего лучше, чем все ведущие соревнования в прайм-тайм. Для россиян же Олимпиада в Канаде не самый удобный вариант, многие помнят бессонные ночи перед трансляциями из Ванкувера.
Как Америка влияет на МОК через телевидение
ГРАЦ (АВСТРИЯ)
Официально заявочный конкурс закрывается в январе 2019 года, но вот уже как несколько десятилетий есть тенденция: если город не вступил в активную фазу переговоров с МОК до окончания установленного времени (31 марта), то шансы на проведение Игр минимальные. Такая заявка – лишняя трата средств.
Австрийский Грац планирует выдвинуть свою кандидатуру после обсуждения с представителями местного населения. Пару лет назад Инсбрук снялся из гонки вследствие недовольства жителей: они хотели, чтобы власти сперва вложились в школы и больницы, а уже потом в спортивные объекты. Хотя всё, что надо городу для Олимпиады – это большая хоккейная арена. Даже если у страны не будет финансирования, из-за своей компактности комитет может перенести хоккейные матчи в более крупные города, например, в Вену или Клагенфурт.
Голосование пока еще не прошло, но австрийский комитет всё равно подал заявку. Он рассчитывает, что успеет к референдуму показать все преимущества проведения Олимпиады. Но, по сравнению с остальными кандидатами, Грац не выглядит серьезным конкурентом тому же Стокгольму.
ЭРЗУРУМ (ТУРЦИЯ)
Турция же ожидает решения Рэджепа Эрдогана. Президент страны давно вынашивал идею превратить Эрзурум в главный зимний курорт не только Малой Азии, но и всего Ближнего Востока. С 27 января по 6 февраля 2011 года в городе прошла XXV зимняя Универсиада, увенчавшаяся успехом для региона: поток туристов увеличился почти в два раза после соревнований. Политическая воля в Турции решает многое, и если Эрдоган даст добро Эрзуруму, то город запросто может стать одним из фаворитов в гонке. Плюсом ко всему, если Турция вдруг победит, то это будет самый южный город-хозяин Игр.
МОК ожидал, что города США станут кандидатами на проведение Олимпиады-2026, но после оглашения результатов отбора на ОИ-2028, где победителем стал Лос-Анджелес, олимпийский комитет США решил отозвать все свои заявки. Первоначально были три города-конкурсанта: Бостон, который уступил Лос-Анджелесу в праве на летние отборы, Лейк-Плэсид и Солт-Лейк-Сити. Денвер же решил не выдвигать свою кандидатуру сейчас: решение в Колорадо примут в течении двух лет. Так что на данный момент решается многое. Скорее всего, что если Калгари примет Игры в 2026 году, то ни один американский город не сможет претендовать на 2030 год. А NBC же будет вкладывать свои миллиарды в МОК еще минимум четырнадцать лет, так что олимпийский комитет США имеет огромное влияние на организацию Томаса Баха. Саппоро же никто не хочет видеть - все устали от Востока. Сьон и Стокгольм опасаются недовольства жителей и властей. Так что не смейтесь, когда Эрзурум стартанёт в отборе: у него будут наилучшие шансы на проведение Олимпиады-2026.