Сегодня сборная Германии уступила России (3:4 ОТ) в финале хоккейного турнира на Олимпиаде-2018. Многие ждали разгрома немецкой сборной, однако она чуть не вырвала победу, ведя в счете за минуту до конца матча. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о немецкой лиге и наступлении новой эры в истории всего европейского хоккея.
ПОСОБИЕ ДЛЯ КХЛ
Чемпионат Германии, именуемый Deutsche Eishockey Liga (DEL) – один из самых продвинутых в Европе, как бы странно это ни звучало. В Германии хоккей едва ли популярнее баскетбола или гандбола, поэтому руководителям клубов приходится вытаскивать максимум из своего потенциала.
Но перспективы у немецкого хоккея довольно хорошие. DEL намного превосходит остальные чемпионаты по инфраструктуре: сразу 4 из 14 клубов играют на новых аренах вместимостью выше 13 тыс зрителей. «Кёльнер Хайе» вообще проводит свои матчи на крупнейшем хоккейном объекте Европы – «Ланксесс-Арене», вмещающей 20 тыс зрителей.
Недавно хоккейный чемпионат был единственным турниром в стране, где выступали команды из пяти крупнейших городов Германии – Берлина, Мюнхена, Гамбурга, Кёльна и Франкфурта-на-Майне. Сейчас клубов из Гамбурга и Франкфурта в лиге нет – франшизы не смогли пройти лицензирование. Это важная особенность лиги. Она закрыта и выступать в ней можно лишь имея достойную инфраструктуру и прозрачную финансовую ведомость. «Гамбург» играл на 13-тысячной арене со средней посещаемостью почти в 11 тыс зрителей, но из-за долгов по зарплатам перед игроками их «попросили на выход».
Лига, пытающая хоть как-то заработать, не терпит никаких убытков: если команда из скромного Швеннингена способна окупать себя лучше, чем из многомиллионного Гамбурга, значит, она достойнее выступать в чемпионате. За последние десять лет четыре команды были исключены из DEL. Кроме Гамбурга эта участь постигла «Ганновер» и «Франкфурт». Локальный рынок должен генерировать прибыль, его нельзя подпитывать обещаниями и подачками от инвесторов: в хоккейном чемпионате также как и в футбольном действует правило «49 процентов», которое исключает возможность покупки команды каким-либо миллиардером.
«Кёльнер Хайе» еще пару лет назад прошёл через банкротство, с огромным трудом избежал исключения из лиги, благодаря финансовой помощи спонсоров. Клуб постоянно находится под вниманием лиги, проходит регулярный аудит и если он опять сползёт в долги, то лицензию аннулируют. Такой деловой подход стоило бы применять и КХЛ.
БЮДЖЕТ «МЮНХЕНА» СРАВНИМ С БЮДЖЕТОМ СЕРЕДНЯКОВ КХЛ
Сейчас в лиге выступают 14 команд, и, как и в КХЛ в ней есть как бедные клубы, так и богатые. Разрыв в бюджетах между первым местом и последним почти в 10 млн евро. Социализмом в немецком хоккее отнюдь не пахнет, хотя каждый клуб пытается жить по средствам.
Крупнейший бюджет у «Ред Булла» из Мюнхена. С этим клубом связана изумительная история: еще два десятилетия назад в столице Баварии существовал клуб «Баронс», который был достаточно популярен у местного зрителя, но всё равно прошел через процедуру банкротства. Клуб выкупил пул инвесторов и перевёз в Гамбург, но уже через десять лет и там команда «скончалась». Спасать баварский хоккей решили австрийские магнаты, устав от «стеснения» родного Зальцбурга. «Ред Булл Мюнхен» был основан еще до футбольного «Лейпцига», и именно на хоккее австрийцы попробовали модель продвижения своего бренда за пределами родной страны через спортивный клуб.
Результат оказался успешен, сейчас идет подготовка к строительству новой арены, вместимостью в 11,5 тыс зрителей. Стройка идёт совместно со спортивным сообществом «Бавария», а на арене в будущем будет играть и местная баскетбольная команда. Если баскетболисты надеются, что эта арена подарит им лицензию в Евролигу, то боссы хоккейного клуба рассчитывают на популярность местной лиги и Лиги чемпионов. Именно боссы «Ред Булла» постоянно заявляют о своем желании предоставить места клубам КХЛ в «главном международном турнире Европы». Кроме того, уже сейчас ведутся переговоры с клубами НХЛ о проведении в будущем товарищеских матчей. По слухам, из Мюнхена пытаются связаться с КХЛ о проведении либо выставочного матча, либо о товарищеском матче с «Ред Буллом».
Идея о симбиозе КХЛ и DEL не нова: еще пару лет назад все твердили о возможности включения в нашу лигу команды из Лейпцига. Берлинский «Айсберен» – одна из самых посещаемых команд Европы, но мало кто знает, что еще двадцать лет назад этот клуб именовался «Динамо» и был частью одноименного спортивного сообщества. Если остальные клубы лиги борются за каждый евро, то финансовая составляющая столичной команды безупречна. Настолько она хороша, что пару лет назад Александр Медведев видимо, всерьез рассчитывал на включение берлинцев в состав КХЛ. Ведь редко когда представители «Газпромэкспорта» играют матчи с ветеранами хоккейных клубов, тем более девять лет подряд.
«КЁЛЬНЕР», «БЕРЛИН» И «АДЛЕР» СОБИРАЮТ БОЛЬШЕ 10 ТЫС ЗРИТЕЛЕЙ
Средняя посещаемость чемпионата Германии в нынешнем сезоне – 5937 зрителей. Это третий показатель в Европе после чемпионата Швейцарии и КХЛ. Есть сверхпопулярные «Айсберен», «Кёльн», «Адлер» и «Дюссельдорф». До исключения «Гамбурга» средняя посещаемость чемпионата Германии по хоккею превышала показатели КХЛ почти на 200 зрителей в среднем за игру.
Руководители команд пытаются выжать максимум из своей инфраструктуры, за исключением, пожалуй, «Вольфсбурга». Посещаемость этого клуба смехотворная, но у команды есть серьезные финансовые покровители, например, завод «Фольксваген». Хотя руководство DEL давно уже работает над этой проблемой, обещают, что в скором будущем в Вольфсбурге пройдет матч на открытом воздухе.
В ближайшем будущем многие ожидают увеличения посещаемости. Не только за счет новой арены в Мюнхене, но и из-за включения новых старых команд. Лига серьезно планирует вернуться в Гамбург и Франкфурт-на-Майне, и если будут достойные инвесторы из этих городов, то хоккей высшего уровня там снова появится. Что уж говорить, если посещаемость «Франкфурта», выступающего во втором местном дивизионе почти 4,5 тыс зрителей.
Немецкие клубы регулярно входят в число самых посещаемых в Европе. До гегемонии швейцарского «Бёрна» самой популярной командой был «Кёльн». Сейчас тройка Берлин – Мангейм – Кёльн регулярно попадает в топ-7, конкурируя со СКА и минским «Динамо». В будущем обязательно появится в этом топе клуб из Мюнхена.
КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ В DEL?
Очень просто. Основная часть доходов команд – это доходы от продажи билетов и сервисах на матчах. Возможно, что успех немцев на Олимпиаде серьезно повлияет на популярность хоккея в стране, а значит и увеличатся телевизионные рейтинги. Сейчас средняя стоимость билета на матч в Берлине – около 31 евро, это один из самых высоких показателей в Европе. В целом же ценовая политика относительно щадящая, хотя в некоторые дни поход на хоккей выйдет даже затратнее, чем посещение матча футбольной бундеслиги.
В начале сезона DEL заключила новый 4-летний телевизионный контракт с Deutsche Telekom, и все матчи лиги доступны в прямом эфире через все возможные платные ТВ-форматы провайдера. Точная сумма контракта не афишируется, но эксперты оценивают ее в 4 млн евро в год. Это крохи, но хоккей в Германии лишь набирает свою популярность. Также хоккей по сублицензии показывает общедоступным каналом Sport1, но только один матч в неделю.
Также существенную часть дохода приносят спонсорские соглашения. Некоторые команды, как тот же «Мюнхен», пользуются средствами от австрийского гиганта «Ред Булл», иные же собирают свои миллионы через десятки мелких соглашений. Любые сделки проходят через многомесячную юридическую проверку от лиги, любую оплошность они строго карают. Лига уже пострадала от ряда банкротств и больше такого допускать не собирается.
КАКИЕ КЛУБЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИГРОКИ СБОРНОЙ?
В сборной Германии представители всего семи клубов. Многие из этих хоккеистов в будущем запросто могут перебраться в КХЛ, так что запоминайте эти имена.