МЛС планирует расшириться до 28 команд, а НХЛ – до 32. Лиги это преподносят как выход на новые рынки, но на самом деле это самый простой и легкий способ получить большие деньги без особых усилий. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, как МЛС работает по принципам печально известной финансовой пирамиды «МММ».
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФУТБОЛ В США РАЗВИВАЕТСЯ?
Вот уже десять лет все твердят, что соккер в США развивается огромными темпами и что в будущем МЛС будет такой же крутой лигой, как топовые европейские чемпионаты. Доходы растут, посещаемость соревнований уже превысила аудиторию НХЛ и НБА, лига планирует расшириться на волне успеха до 28 команд. С нового сезона в МЛС появилась вторая команда из Лос-Анджелеса, наконец-то дано добро на вступление франшизы из Майами, а через два года появится новый клуб в Нэшвилле. Эта лига – пример того, как можно построить «империю» с нуля, буквально из ничего.
По посещаемости МЛС практически вплотную приблизилась к французской Лиге 1, а также к чемпионату Мексики. Одно из самых больших заблуждений о соккере – это его привязка с латиноговорящими жителями страны. На самом деле, на юге МЛС не особо популярна, основная аудитория европейского футбола проживает в северных штатах, в основном это потомки европейских иммигрантов или же сами выходцы из Старого Света. Американцы любят футбол прежде всего из-за того, что он представляет собой альтернативу консервативным НФЛ, НХЛ и НБА. Учитывая скандалы в американском футболе, относительно «чистый» соккер приятно наблюдать.
Чемпионат МЛС проходит по довольно запутанной структуре. В лиге 22 клуба, но каждый проводит лишь 34 игры за регулярный сезон. Соответственно, у каждой команды 17 домашних матчей. Клубы распределены на две конференции: Западную и Восточную. Регламент соревнования таков, что команды не проводят матчи с каждым соперником из другой конференции дважды, а лишь выборочно. Это не совсем справедливо со спортивной точки зрения, но это интересно, прежде всего, фанатам. Ведь, таким образом, большое число встреч приходятся на принципиальных соперников, например, между Сиэтлом и Портлендом или Сан-Хосе и Лос-Анджелесом.
Телевизионные рейтинги также показывают успешные результаты: матчи плей-офф МЛС, например, смотрели больше зрителей, чем игры НХЛ. Правда, хоккей все-таки транслировался по кабельному телевидению. В целом, вроде бы картина вполне благополучная: соккер процветает и в будущем мы мы должны получить еще один качественный футбольный турнир.
НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ
Вот только это очередной американский блеф. Политика лиги, на самом деле, крайне опасна. Сейчас МЛС представляет собой, как любят говорить американцы, ponzi scheme (финансовую пирамиду, – с англ.). Это, между прочим, мошенничество. Когда Forbes изучил финансы МЛС, они так и не смогли объяснить, почему же количество франшиз растёт, а годовые убытки падают за каждый отчетный период.
«Любая современная профессиональная лига ради прибыли, должна генерировать большую часть своих доходов о реализации телевизионных прав. – говорит автор знаменитого бестселлера Soccernomics Стефан Шимански. – Следовательно, у соревнования должна быть большая аудитория именно у телевизоров».
Посещаемость МЛС быть может и достигла чемпионата Мексики, но телевизионные рейтинги ужасны. Средний матч лиги в США смотрят в три раза меньше зрителей, чем мексиканский чемпионат. Хорошо, быть может для МЛС это не критично, все-таки одни часовые пояса, да и история. Но МЛС смотрят много меньше, чем английскую премьер-лигу, хотя матчи АПЛ в США начинаются в 10 утра и идут только по кабельным каналам. Стоимость телевизионного контракта в МЛС – 90 млн долларов в год, но это лишь в США. Это в 2,5 раза меньше, чем у НХЛ, например.
Критическая проблема для МЛС в том, что около 80% всей выручки достигается с помощью продажи билетов, причем из всех американских лиг попасть на соккер выйдет дешевле всего. Местные жители шутят, что билеты стоят достаточно дорого для иммигрантов, и они предпочитают смотреть телевизор. Тем более, матчи из той же Мексики транслируются по телеканалам ESPN Deportes и Univision, чьё вещание идет исключительно на испанском языке.
Для сравнения, выручка от реализации билетов в НХЛ составляет около 50% от общего дохода; в НФЛ, самой богатой лиге мира, эта прибыль составляет менее трети от общей. Проще говоря – МЛС зарабатывает в той области, которая была основной еще в прошлом тысячелетии. Спонсорские соглашения также малы, это из-за специфики футбола. Ведь если во время трансляций НХЛ у телевизионщиков есть около 35 минут рекламного времени, во время игр НФЛ почти полтора часа, то во время соккера перерыв оставляет лишь 15 минут между таймами, при этом мало кто смотрит трансляцию этого перерыва.
МЛС – ЭТО МОШЕННИЧЕСТВО? ВИДИМО, ДА
А почему же тогда МЛС не умирает, а продолжает развиваться? Существование лиги нарушает все законы экономики спортивных лиг, не так ли? Да, по идее МЛС должна была давно сгинуть. Собственно, на высоком финансовом показателе лигу поддерживают лишь создание новых франшиз. Если в 2005 году для вступления в МЛС требовалось заплатить 10 млн долларов, то сейчас руководство организации заявляет о вступительном взносе в 150 млн. Хотя по данным Soccernomics, владельцы клубов МЛС теряют около 100 млн долларов ежегодно на своих командах.
Схема, по которой живет МЛС, представляет собой способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам выплачивается за счет вкладов последующих участников. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается, а декларируется вымышленный или малозначимый. Иначе говоря, это финансовая пирамида.
Еще три года назад в МЛС выступало 18 команд. Через четыре года их станет 28. За семь лет лига расширится аж на десять франшиз! Это ненормальная практика для любой экономической системы, если это не объединение организаций.
«Атланта» через пару лет точно войдет в топ-20 самых прибыльных футбольных команд мира, но другие новые франшизы экономически провалились. «Орландо» после покупки Кака хотел стать главной командой Флориды, но жители штата всё равно смотрят чемпионат Мексики. Траты катарских шейхов на «Нью-Йорк Сити» не соизмеримы с выручкой, «Миннесота» вообще кажется лишней франшизой. Никакого эффекта от нее МЛС не получила, кроме 100 млн вступительного взноса.
Собственно, МЛС сейчас не может жить за счет «старых» клубов. Для поддержания жизни нужны новые вливания, и если повезет, они смогут зарабатывать с новых рынков. Но, как только лига распухнет и займет все возможные свободные слоты, но не получит никакой прибыли, то она лопнет как мыльный пузырь. Проблема МЛС еще в том, что все крупные города ею уже заняты, как в США, так и в Канаде. Некуда перевозить проблемные франшизы, а такие есть. Если в ближайшие 5 - 8 лет лига не решит эту проблему, то практически все команды станут банкротами. Либо будет создана альтернативная лига. Дедлайн – январь 2024 года, когда закончится действующий телевизионный контракт. Для поддержания собственного существования необходимо новое соглашение в 300 - 400 млн долларов в год – это в два раза больше, чем в НХЛ.
И НИКТО НЕ ВИДИТ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
Видят, еще как. МЛС уже столкнулась с определенными препятствиями. В прошлом году руководство лиги обещало назвать четыре новые франшизы к декабрю. По планам, 25-я и 26-я команды займут свои места через два года, еще две – через четыре. Было 12 кандидатов, и в дедлайн пафосно присудили 25-ю франшизу Нэшвиллу. Затем взяли неделю на оглашение еще трех кандидатов.
Прошло уже четыре месяца, но лига молчит. В Цинциннати, в городе, где соккер обожают и где уже сейчас все мечтают о МЛС, сейчас появляется всё больше и больше критических статей. На команду ходят почти 20 тыс зрителей, но лига хочет, чтобы в городе построили специальный соккерный стадион. Сейчас клуб играет на арене для американского футбола. Почему так поступает МЛС? Они говорят, что это для финансовой успешности, что пустые трибуны на громадных 50-тысячниках отталкивают телевизионных спонсоров.
Но многие считают, что МЛС лжет. Основная причина в том, что на соккерном стадионе можно играть лишь в соккер. Инвесторы, вкладываясь в его строительство, желают отбить средства, а отбить их можно только европейским футболом, то есть через игры в МЛС. Фактически, соккерный стадион оковывает франшизы, они уже никак не смогут покинуть лигу, иначе не будет отдачи от спортивного объекта. МЛС таким образом шантажирует новые франшизы.
Проблема для МЛС в том, что они столкнулись с серьезными кандидатами: в Цинциннати футбол любят, а руководство может заработать и на низших лигах. Такая же ситуация и во втором кандидате - в Сакраменто. На местный «Репаблик» ходят по 10 тыс зрителей, все матчи проходят при аншлаге. Это в Нэшвилле соккера не было, и там не знают иного способа для заработка. В остальных городах-кандидатах это прекрасно понимают. Собственно, если МЛС не расширится в эти регионы, то уже через четыре года в лиге начнется коллапс.
Правда, возникает вопрос. А почему, собственно, в Нэшвилле решили вложить 150 млн во франшизу? Soccernomics считают, что дело не в экономике, а в «понтах». В США с каждым годом становится все больше и больше бизнесменов, для каждого из них владение собственным спортивным клубом – это выход в новую тусовку. Сейчас в США 540 миллиардеров, но всего 123 спортивные франшизы. Во всех четырех основных лигах, НФЛ (американский футбол), НБА, МЛБ (бейсбол) и НХЛ, почти все вакантные места уже заняты. МЛС видится как альтернатива для молодых и новых инвесторов, например, для Дэвида Бэкхема. Их фонды готовы вложиться ради выхода к новым спонсорам, к новым связям. И именно на таких личностях пока еще держится МЛС.
Вложение 150 млн – это попытка в будущем заработать большие средства. Так поступал, например, Amazon в 90-е годы, каждый год заходя в большой минус. Для высоких доходов в МЛС необходимо, чтобы лига в будущем была высочайшего уровня. А для этого нужно предоставить зрителю качественный продукт на поле, то есть купить легионеров. А это еще большие расходы, к тому же остальные американские лиги доминируют в мире, МЛС никак нет. Сейчас расходы на игроков находятся где-то между Румынией и Бельгией.
Нужно решить проблемы к 2024 году, иначе МЛС умрет. Иначе соккер в США уже больше никогда не станет полноценным видом спорта. Выстрелит ли эта «финансовая пирамида», покажет время. Пока будущее туманно.
НХЛ ТОЖЕ ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА?
Пока нет. Очевидно, что НХЛ в застое, но внезапный успех «Вегаса» указал на выход из него. Раньше в НХЛ можно было вступить за 50 млн долларов, сейчас же Гэри Беттмэн запрашивает с «Сиэтла» почти 650 млн. Это более чем в три раза больше, чем заработок лиги с телевидения в США.
Клубы НХЛ в основном зарабатывают с продажи билетов. Телевидение очень мало помогает франшизам. После же Олимпиады, отношения NBC и НХЛ окончательно испортились, к тому же не зачем платить такие огромные средства ради 300 тыс зрителей. Да, НХЛ в США смотрят в среднем 323 тыс зрителей у телеэкранов. Локаут практически неизбежен, новых спонсоров не предвидится. Через три года основным доходом НХЛ станут именно средства из Сиэтла.
Лига на протяжении десятилетий оберегала своих клиентов от переездов. После локаута жизнь может стать совсем иной. Если застой продлится, то тогда начнутся массовые переезды с юга на север, ведь все 32 квоты будут заполнены. 40 лет назад НХЛ победила ВХА, но, видимо, скоро начнется эпоха, когда машина Беттмэна начнет пожирать сама себя. И тогда НХЛ станет финансовой пирамидой уже действительно всемирного масштаба.