Пособие от Марка Бержевена.
В прошлом сезоне болельщики «Монреаля» были настроены очень оптимистично – команда вышла в плей-офф и пусть и проиграла в первом же раунде, казалось, что у «Канадиенс» светлое будущее. Но меньше чем за год команда превратилась в сборище игроков, объединённых лишь одной формой, а во вчерашнем принципиальном матче против «Торонто» (0:4) у «Монреаля» не было ни единого шанса. Всего этого меньше чем за год добился генеральный менеджер «Канадиенс» Марк Бержевен, который своей слабой работой лишил систему не только настоящего, но и ближайшего будущего. Что же такого он сделал?
ОБМЕН СЕРГАЧЁВА НА ДРУЭНА
Скверный характер и неуживчивость Джонатана Друэна для «Монреаля» не были секретом, но перспектива заполучить молодого и талантливого франкофона вскружила Бержевену голову и он закрыл глаза на всё остальное. Любой ценой, всеми силами – только бы привезти игрока, которого несправедливо зажимали в «Тампе». Стив Айзерман просит Михаила Сергачёва? Лучшего проспекта системы? Да что он вообще знает этот Айзерман! Примерно в таком ключе и рассуждал Бержевен, который помимо Сергачёва отдал ещё и выбор во втором раунде драфта-2018.
Не факт, что в «Монреале» Сергачёв раскрылся бы так ярко, но «Канадиенс» такой защитник был бы даже нужнее, чем нынешнему клубу – после ухода Пи Кея Суббана в команде нет качественного пакмувера и защитника, который силён при игре в большинстве. Оказалось, что для того, чтобы стать лидером «Канадиенс», быть франкофоном недостаточно – не каждому дано быть Патриком Руа. Друэна ставили на фланг, в центр, абсолютно ко всем партнёрам, кроме откровенных силовиков, но результат удручает – всего лишь 37 очков в 67 играх при ужасном показателе полезности -26. Сергачёв не идеален – несмотря на все успехи, ему ещё нужно многому научиться непосредственно при игре в обороне, но это тот игрок, который будет звездой НХЛ через два-три года.
ПОЛЦАРСТВА ЗА ПРАЙСА
Понятно, что Бержевена бы никто не понял, если бы он не продлил контракт с местным любимцем Кэри Прайсом, но за переговорами с вратарём и его агентом он полностью провалил остальную работу, да ещё и Прайс, похоже, стал хроническим обитателем лазарета. Последние три года он проводит в среднем меньше 40 матчей за сезон, а это значит, что больше половины времени «Монреаль» вынужден обходиться без своего первого номера и одного из лучших вратарей мира.
ИГНОРИРОВАНИЕ РАДУЛОВА
Несмотря на то, что Александр Радулов отыграл в «Канадиенс» всего один сезон, все, кто регулярно приходит в «Белл Сентр», полюбили харизматичного нападающего. С ним по-новому раскрылся и Макс Пачиоретти, а в успешном (относительно нынешнего) выступлении команды в прошлом сезоне есть большая доля заслуги Радулова. Российский нападающий прошлым летом вышел на рынок свободных агентов, и Бержевен отчего-то решил, что он никуда не денется, пока менеджер будет решать вопросы с Прайсом и Друэном.
Пока Бержевен хотел сэкономить на Радулове, у того возник отличный вариант с «Далласом», а когда в «Монреале» опомнились, было уже поздно – Александр уже согласовал контракт со «Старз». И сейчас команде не хватает именно такого энергичного и креативного нападающего, как Радулов: его деньги в «Монреале» получил Друэн, но о том, что их нужно отрабатывать, позабыл.
СТАВКА НА ПИТРИ
Теперь уже понятно, что генеральный менеджер «Нэшвилла» Дэвид Пойл хорошенько надул Бержевена с обменом Пи Кея Суббана на Ши Уэбера, но даже с этим можно было бы жить, если бы Марк понимал дальше, что делает. Не договорился с Андреем Марковым? Ну ок. Отдал Сергачёва? Дальше. Но Бержевен с упорством продолжал избавляться от защитников, которые давно в клубе, как будто хотел полностью сменить линию обороны любой ценой. Отпустил Алексея Емелина и Натана Больё, а вместо них и Маркова взял Карла Алзнера, Дэвида Шлемко и Джо Морроу – тихий ужас.
Но ещё более непонятно, почему в «Монреале» решили сделать ставку на Джеффа Питри и пытаются всем внушить, что это топ-защитник. Куча ошибок в обороне – кажется, что у Питри дрожат руки, когда он получает шайбу в своей зоне и чувствует прессинг. Его показатель полезности в нынешнем сезоне -29, и Бержевену вряд ли удастся от него избавиться – его контракт со средней зарплатой 5,5 млн долларов действует до конца сезона 2020/21. Похожая ситуация и с переоценённым Алзнером, но тот и ошибается меньше, и получает почти на миллион меньше (4,625 млн).
НЕПРИЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ
Бержевен с начала сезона не признавал, что у клуба что-то не так – никаких обменов или подписаний, состав «Монреаля» оставался стабильным. Подписание сдавшего Антти Ниеми – ужасный ход, ведь эти матчи могли играть молодые Чарли Линдгрен или Зак Фукале. Хорошо хоть хватило ума избавиться от Томаша Плеканеца, но Рината Валиева «Канадиенс» летом скорее всего потеряют, а это значит, что за чеха, отыгравшего до этого всю карьеру в НХЛ в Монреале, клуб не получил практически ничего.
БЕЗДЕЙСТВИЕ С ПАЧИОРЕТТИ
В Пачиоретти были заинтересованы многие – Макс показал, что умеет забивать, а то, что в нынешнем «Монреале» некому ему ассистировать – не только его проблемы. При этом Пачиоретти сложно назвать франчайз-игроком: вокруг него не построить команду, это не тот хоккеист, который делает лучше тех, кто играет с ним рядом, он зависим от остальных. Такой партнёр нужен, например, Коннору Макдэвиду. Пики первого-второго раундов – вот что можно было получить за Пачиоретти, но Бержевен снова решил пойти по самому лёгкому пути. Контракт Макса заканчивается будущим летом, а это значит, что по ходу следующего сезона его цена будет значительно меньше.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Необходимость перемен в клубе назрела давно – Бержевен два года планомерно разваливает команду. Но владелец «Монреаля» Джефф Молсон заявлял, что полностью поддерживает Бержевена, работающего уже шестой сезон. Вряд ли в одном из самых хоккейных городов мира настроены также благодушно – всем уже надоело ждать, когда наконец настанет это светлое будущее, которое обещает менеджер. Да, у клуба есть молодые таланты вроде Никиты Щербака, Виктора Мете и Алекса Гальченюка, но в сравнении с другими клубами «Канадиенс» не очень хорошо работают на драфте, а обмены и подписания, которые они совершают, заставляют думать о том, что успех 1993-го года (победа в Кубке Стэнли) будет повторён очень нескоро.