В Монреале завершился чемпионат мира по шорт-треку. И пусть само по себе это мероприятие спорное (главный старт сезона был всего месяц назад на Олимпиаде), для российского болельщика там происходит немало интересного. Например, выступление Дмитрия Мигунова. За Францию.
Чем хороши чемпионаты мира – на них могут приехать все желающие спортсмены. Здесь проще относятся к гражданству, критериям допуска и отбора. Возможно, поэтому ЧМ даже представительнее Олимпиады – тут и шестикратный олимпионик Виктор Ан, и лучший юниор последних лет Денис Айрапетян. А в составе сборной Франции – двукратный чемпион Европы уфимец Дмитрий Мигунов.
Еще два года назад Дмитрий был одним из лидеров сборной России и олимпийской надеждой страны. Но после мельдониевого скандала его при невыясненных обстоятельствах выгнали из сборной вместе с тренером. В кулуарах говорили о подставе партнера по сборной – Семена Елистратова.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ЕЛИСТРАТОВА
Тёмная история. В феврале 2016 года Елистратов был дисквалифицирован ВАДА от всех соревнований – за употребление мельдония.
«Мы прилетели с Кубка мира. И вдруг звонок из ФМБА (Федеральное медико-биологическое агенство, – ред.). Сказали допинг… Я положил телефон. Слезы от непонимания, обиды. Первые вопросы: «Почему я? Для чего? Из-за чего? Да, раньше вся сборная пользовалась этим препаратом. Но с мая-июня 2015 года я мельдоний не принимал вообще. Наверное, понимание того, что ты его не принимал, а тебя в этом обвиняют, делает ситуацию во много раз хуже», – вспоминал потом в эфире «Матч ТВ» Елистратов.
Скандал с мельдонием тогда потряс весь российский спорт, почти 70 спортсменов были отстранены. Но ситуация с Елистратовым была необычной. После положительной пробы В Союз конькобежцев России заявил, что не признает сознательное употребление Елистратовым допинга и передаёт дело в прокуратуру.
«Есть некоторые подозрительные факты. В случае с Елистратовым положительный допинг-тест был во время чемпионата Европы по шорт-треку 26 января в Сочи. Накануне, когда он выиграл одну дистанцию, а на другой был вторым, он тоже сдал допинг-тест, он был отрицательный. Это странно. Это подозрения. Мы проводим внутреннее расследование в нашей федерации», – сказал президент союза Алексей Кравцов.
Действительно – начался опрос спортсменов на полиграфе. Елистратов тоже прошёл тест, и полиграф дал отрицательный результат. Опрашивали также врачей и партнеров по команде Елистратова. И по итогам проверки СКР вынес неоднозначное решение.
«Будем подавать в Великобританию материалы по поводу умышленного подброса запрещенного препарата другими спортсменами – членами сборной команды, которых мы постараемся установить. У нас есть данные по вопросу, но оглашать их фамилии нет возможности», – сказал после всех проверок Кравцов.
Впрочем, уже в апреле наступила амнистия для спортсменов, принимавших мельдоний в допустимых нормах. Про расследования, казалось бы, забыли, как и про похожие обвинения в фигурном катании, где конкурентов по сборной обвиняла Екатерина Боброва. Но сериал на этом не закончился.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. ОТСТРАНЕНИЕ МИГУНОВА
По окончанию сезона 2015/16 Мигунов – один из лучших шорт-трекистов России и даже Европы. Двукратный чемпион! И вдруг Мигунова отстраняют от сборной. Практически без объяснения причин. Кравцов, правда, отметил, что спортсмен может пробиться в команду через отборочные старты. Но на них никто Дмитрия не допускал. Уволили и Себастьяна Кроса, который принес стране сразу пять олимпийских наград. Также без объяснения причин.
«После первого сбора в Сочи в медкомиссии мне сказали о не допуске от психолога. Пока проходил психолога, было все нормально. Затем заявили, что места в команде нет. Я просился обратно, думал, что случилось, никакого ответа не было. Себастьян Крос позвал меня тренироваться к себе в Польшу. Летом я не мог нормально готовиться, не с кем было кататься. Это означало, что как минимум на один сезон я пролетаю», – вспоминал затем в интервью «Спорт-экспрессу» Мигунов.
Узнав о результате медобследования в сборной, башкирский спортсмен на собственные деньги прошёл врачей в обычных больницах, которые никаких ограничений по здоровью не выявили, но было уже очень поздно. Состав на сезон сформирован, поезд ушёл. Российский шорт-трек таков, что если ты не в сборной, то у тебя фактически нет возможностей для тренировок, и это главная проблема. Государственное финансирование выделяется только тем, кто входит в команду.
Тренироваться пришлось самостоятельно, а ведь шорт-трек далеко не дешевый вид спорта. Нужно арендовать лёд, привести его в состояние, приспособленное под этот вид спорта, и обезопасить его, так как различные падения в шорт-треке в порядке вещей. Но если лед найти можно, то партнёров для тренировок – нет. Все топовые шорт-трекисты страны (и взрослые состоявшиеся, и молодые перспективные) находятся так или иначе в системе национальных сборных и тренируются централизованно. А без сильной конкуренции на тренировках невероятно сложно оставаться на высоком уровне.
Поначалу Мигунов тренировался дома в Уфе, затем в польской полулюбительской команде OTTO Team под руководством Кроса. Естественно, вечно так продолжаться не могло. Спортсмен хочет участвовать в кубках и чемпионатах мира, Олимпиадах, зарабатывать призовые, именно поэтому Мигунов пошел на решительный шаг – выступать за другую страну. Пропуск ещё одного сезона – конец карьеры.
«Дмитрий обращался в Беларусь, Польшу, Францию, – он ищет страну, где будет выступать. Мигунов имеет полное право получить гражданство другой страны и впоследствии выступать за нее. Вместо того чтобы тренироваться и участвовать в отборе, он пытается найти какие-то другие пути», – сказал Кравцов в начале прошлого года.
В итоге Мигунов получил французское гражданство, а в январе дебютировал на чемпионате Европы за Францию, когда закончился паспортный «карантин». Стартовал в Дрездене Мигунов только в эстафете – в забегах на индивидуальных дистанциях европейского первенства спортсмен тогда участие не принимал. И вот – первый личный старт. Коронная для Мигунова «пятисотка» на чемпионате мира.
МОНОЛОГИ. ПОЗИЦИИ СТОРОН
Мигунов всё категорически отрицает:
– Это просто смешно. Ведь таким образом я сам себя лишаю медали в эстафете. До чемпионата мира мы выиграли два этапа Кубка мира, а без Семена в Сеуле стали пятыми. У меня никакой мотивации даже не могло быть. Мы с Семеном из одного города, давно знаем друг друга, а выступаем на разных дистанциях, так что делить нам нечего. Может, это было необходимо для отвода глаз. Никто не знал, что произошло, а реагировать надо было. Первой пришла в голову эта мысль. Серьезно ведь эту версию никто не обсуждал, иностранные «коллеги» открыто смеялись над этой версией. Когда все улеглось - согласились, что это бред. Меня так точно никто не подозревал. Нас ведь еще проверяли на полиграфе, всю команду. И проверку прошли все. К тому же контакт между мной и Семеном есть.
Елистратов – признает, но не называет фамилий:
– Когда со мной случилась эта неприятность, из всей нашей большой, дружной команды, из ребят мне позвонил только Владимир Григорьев. Самое обидное и самое печальное. Мои глаза просто открылись, я увидел ситуацию совсем по-другому. Правильно говорил мой тренер Андрей Иванович Максимов, в профессиональном спорте, где высокие цели, большие деньги, друзей не бывает. Я не называю никакие фамилии, но да, я считаю, что кто-то из моих товарищей мог это сделать.
Крос не верит:
– В нашей жизни всё возможно, но лично я в это не верю. Может, у господина Кравцова были факты, чтобы заявить это. Но мы должны помнить, что есть ещё эстафета – было бы большой глупостью кому-то из команды совершить такое.
Кравцов предлагает оставить всё как есть:
– Мои февральские яркие заявления, разговоры о том, что Сеню подставили были направлены на то, чтобы объяснить преждевременность осуждения Елистратова. К тому времени мы уже вели определенное расследование. И у меня были определенные основания говорить то, что я говорил. Был ли я неправ? Не стал бы обсуждать этот вопрос. Давайте оставим ситуацию как она есть.
ЭПИЛОГ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Елистратов и Мигунов знают друг друга с пелёнок. Учились в одной школе у одного тренера – Андрея Максимова, вместе ездили на сборы. Правда, у Семена получалось лучше и ходили слухи, что у Мигунова зреет зависть к партнеру по команде. Особенно после пропуска двух подряд Олимпиад – в Ванкувере и Сочи. Сейчас карьера Мигунова как российского атлета завершена. Да и сможет ли он вообще вернуться в спорт после такого долгого перерыва и стольких стрессов – вопрос. Олимпиаду-то он уже пропустил, не успел квалифицироваться.
Впрочем, Россия потеряла немного. Главное – Россия спасла Елистратова, нашу главную на сегодня звезду шорт-трека. Семен – чемпион мира, олимпийский чемпион, многократный призер мировых первенств. Если и нужно было решать кого из уфимцев оставлять в сборной, решение верное.
Другое дело, что смена паспорта в спорте, в частности шорт-треке – рядовой момент. Вспомним хотя бы олимпийских чемпионов Виктора Ана и Григорьева. На днях латвийский шорт-трекист Роберто Пукитис также заявил, что больше не будет выступать за Латвию.