«Вы обломали «зелёное дерби»! Как Гатиятулин прошёл Уфу

О тренерском поражении Эркки Вестерлунда, его будущем в «Салавате Юлаеве» и предстоящем «татарском» противостоянии в финале Востока – в репортаже Максима Никерина с седьмого матча полуфинала Восточной конференции Кубка Гагарина.

Фото: Светлана Садыкова


«ТРАКТОР» ПРЕВРАТИЛСЯ В ХИЩНИКА

Как разительно меняется настроение за две недели. Совсем недавно «Уфа-Арена» ходила ходуном. Теперь – уныло молчит и лишь где-то далеко гудит островок в чёрно-белых цветах «Трактора». 

Это их праздник, они герои. Команда малоизвестных хоккеистов под руководством татарина Анвара Гатиятулина, которому до Эркки Вестерлунда – как от Питера до Челябинска пешком, вышла в финал. Они даже праздновать-то не умеют – убежали в раздевалку, спрятались от всех. Словно боялись, что кто-то отнимет у них эту путёвку в Казань.

А Гатиятулин в итоге в этом тренерском противостоянии вышел победителем. Если в начале серии на его стороне было время на передышку, которого не было у «Салавата», то потом команда выехала исключительно на его чутье и откуда-то взявшемся умении строить игру в обороне столь вязко, что Уфа просто не знала как туда подобраться. В третьем периоде седьмого матча на пятаке перед Павлом Францоузом было чуть ли не по три человека – тщетно.

Вестерлунд после игры назвать поражение тренерским не решился. По крайней мере, публично. Шанс признать, что Гатиятулин его переиграл финну дали, но услышали в ответ: «Трактор» – очень тренерская команда. У них хороший тренер». 

Смотреть игру «Трактора» невыносимо. Интереснее даже стоять в очереди за сосисками в тесте в перерыве. Но Челябинск с такой игрой дотерпел до финала и сейчас станет головной болью Зинэтулы Билялетдинова. В «Ак Барсе» хотели видеть в финале «Трактор» – он для любого перед началом плей-офф выглядел лакомым кусочком. Но 4 - 0 в серии у казанцев точно не будет. Челябинск стал опытнее. Из добычи вдруг, сам от себя того не ожидая, превратился в хищника.

«Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОТСТОЙНО»

Главным открытием «Салавата» в этом плей-офф стал… Линус Умарк. Серьёзно, сколько бы он очков не набирал, в Кубке Гагарина его таким никто не видел. Гол в первом периоде, казалось, он забил от безысходности. Шайба получилась удивительно эгоистичной. Умарк сам отобрал шайбу у соперника в своей зоне, сам протащил её в чужую, обыграв по пути защитника, сам подбил клюшку другому защитнику и точно бросил в верхний угол ворот.

До этого он пытался в одиночку завести болельщиков. Швед не понимал, почему трибуны молчат. Проехал вдоль борта, постучал клюшкой по стеклу, крикнул что-то первым рядам. Но все молчали. Оба фан-сектора тоже. Только через пять минут взорвались рёвом – гласно или негласно, в память о жертвах ужасного кемеровского пожара, договорились начало игры провести в тишине.

Когда Бен Скривенс зажал шайбу, возможно, закатив её в ворота, Умарк первым сообразил, что главное – не показать шайбу камерам. Влетел в сетку, навалился на вратаря, закрывая его телом, оттолкал подальше. Но главное – он оказался способным биться. Не падал и не выпрашивал удаления, каким его привыкли видеть за последние четыре года в КХЛ. То ли на него так повлиял новый контракт, то ли Вестерлунд сумел достучаться, убедив в том, что набирать очки в регулярке и выиграть кубок – разные вещи и второе гораздо важнее первого. Умарк долго не снимал коньки. Смотрел в глаза журналистам и грязно ругался.

«Я чувствую себя отстойно», – деликатно перевели слова игрока. Примерно так же чувствовал себя каждый, кто был в раздевалке.

ОСТАВЛЯТЬ ЛИ СКРИВЕНСА, ОСТАВЛЯТЬ ЛИ ВЕСТЕРЛУНДА?

Бен Скривенс / Фото: Светлана Садыкова


Для «Салавата» этот седьмой матч был вторым таким в сезоне. Второй раз в сезоне, когда следующего дня может не быть. Игра ценой в целый год, к которой шли на протяжении 60 -70 матчей. Но на этот раз Скривенс не выручил. Матч №6 в Челябинске канадца всё же подкосил. Поймать шайбу в ловушку надёжно, по-хозяйски, как это делал Францоуз, у него не получалось. 

Бросок Рихарда Гюнге, пусть даже после выхода один на один, Скривенс должен был брать. В седьмом матче и не такие берутся. Но не взял. «Салават» пропустил совершенно дурацкую шайбу, после которой руки опускались сами собой. Нет, уфимцы не сдавались, они по-прежнему верили, что они сильнее «Трактора». Они в атаке проводят на 10 минут больше за матч, чем соперник, и бросают в два раза чаще – как они могут проиграть?! Но стоило получить две минуты большинства, и «Трактор» раскатал четвёрку обороняющихся во главе со Скривенсом так, что звоночек прозвучал уже над самым ухом – не отыграться.

Если в серии с «Авангардом» Скривенс оказался спасителем, то после «Трактора» руководство снова задумается – подписывать его на новый сезон или нет. Последнее слово окажется за Вестерлундом. Он вспомнит всё и не простит.

Эркка Вестерлунд и Равиль Гусманов / Фото: Светлана Садыкова


Вестерлунд, кстати, сам под вопросом. И на счёт его пребывания в команде будет думать уже руководство. Реверанс перед генеральным директором и главой республики на пресс-конференции ему, конечно, зачтут, но выводы будут делать не обращая на него никакого внимания. 

Контракт у финна составлен по схеме 1+1, где вторая единичка плюсуется только по согласию обеих сторон. Проверку первым сезоном Вестерлунд прошёл. По-хорошему, его, конечно, нужно оставлять. Не зря же он выстраивал эту схему, переучивал игроков и в конце концов почти добился своего. Не зря команда сохраняет костяк и на следующий сезон ломать всё, что было выстроено в этом, будет большой ошибкой. Вот только спрос с Вестерлунда будет другой. И нового поражения от «Трактора» в плей-офф ему уже не простят.

#АЙДАНАТАТАРИНА

Анвар Гатиятулин и «Трактор» благодарят болельщиков / Фото: Светлана Садыкова


– Вся страна объединится и будет болеть за СКА, всё идёт к этому, – иронизировала теледива Дарья Миронова, приехавшая специально на седьмой матч, чтобы поболеть за «Салават». У ведущей «Матч ТВ» и «Спорт FM» в Уфе живёт бабушка, так что обвинять её в предвзятости будет несправедливо – у этой предвзятости есть очень уважительная причина.

Суть иронии в том, что если «Трактор» заползёт в финал, то станет там показывать хоккей, который никто не любит. А СКА на это плевать – у них состав такой, что поставь перед ними хоть настоящий трактор, его будут бить, пока не вобьют в ворота целиком.

– «Зелёное дерби» вы обломали, оставили меня без пирожков до лета, у меня же бабуля в Уфе живёт, – донимала Миронова после игры Гатиятулина. – Как мы назовём серию «Трактора» с «Ак Барсом»? Придумайте хештег!

Тренер растерянно улыбался, явно не ожидая такого напора от тележурналистки. Но обещал подумать. А что тут думать, когда главные тренеры двух лучших команд Востока – татары. Подбирайте любое, тем более, что у «Ак Барса» в этом сезоне есть отличный заход на хештеги через #айда.

***

На пустынной «Уфа-Арене» остались самые стойкие. Как смогли – донесли в команду, что ждут, не уходят. Хоккеисты этот жест без внимания не оставили, один за другим выползли из потаённых мест разветвлённой на много подсобных помещений раздевалки. Вышли на лёд, пошли к фанатам. Там, в створе ворот, откуда выезжает ледозаливочная машина столпилось несколько десятков человек, сгрудившись у перил первого ряда. 

Игроки «Салавата» пожали руку каждому. Почти не общаясь, сочувственно поджимали губы и те и другие, молча кивали. Лишь, когда команда почти ушла, опомнились. Запели: «Спасибо за сезо-о-он. Спасибо за сезо-о-н». Эту песню они берегли как минимум на ещё одну серию, но пришлось петь сейчас, после «Трактора».

#hcsalavat вышел к людям
Публикация от Максим Никерин (@mnikerin)

Кубок Гагарина. Восточная конференция. 1/2 финала. 7-й матч
Салават Юлаев (Уфа) – Трактор (Челябинск) – 1:2 (1:1, 0:1, 0:0)
27 марта, «Уфа-Арена». 8070 зрителей
1:0 Умарк (12:55)
1:1 Гюнге (Щехура, Бэйлен, 18:18)
1:2 Виделль (Щехура, Гюнге, 38:00, бол.)
Вратари: Скривенс – Францоуз 
Счет в серии: 3 - 4 (1:2, 3:2 ОТ, 3:2, 1:4, 1:0, 1:7, 1:2)

Максим Никерин