Казанский «Зенит» и кемеровский «Кузбасс» в субботу начнут полуфинальную серию чемпионата России. Связующий и капитан зенитовцев Александр Бутько в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о сильных сторонах соперника, игре с Туомасом Саммелвуо в «Локомотиве» и влиянии на команду трансферных слухов.
«САММЕЛВУО БЫЛ ПРИМЕРОМ НА ТРЕНИРОВКАХ»
– Александр, вы удивились, когда вашим соперником по полуфиналу стал «Кузбасс»?
– Нет. Они обыграли «Белогорье» четырежды в пяти матчах – здесь уже нечему удивляться. «Кузбасс» еще по ходу сезона доказал, что с ним нужно считаться. Их седьмое место в регулярном чемпионате не должно вводить в заблуждение. Это сильная команда, которая заслуженно вышла в полуфинал.
– В чем сила «Кузбасса»?
– В молодых ребятах, которые голодны до побед и играют с огромным желанием. Молодая кровь кипит. Плюс физическая мощь. К тому же я уверен, что Туомас Саммелвуо провел с ними большую тактическую и техническую работу. Он прекрасный тренер и смог раскрыть каждого игрока. В целом всё это дало симпатичную команду и результат.
– Вы с Саммелвуо успели поиграть в «Локомотиве». Каким он был игроком?
– Очень боевым и эмоциональным! Это всегда помогало, особенно в каких-то вялотекущих играх. Он заряжал всех энергией. Кроме того, он был примером для всех в плане работы. На каждой тренировке выкладывался на сто процентов, показывал, как нужно работать, готовить себя к играм – не только к важным, ко всем. Туомаса вспоминаю только с положительной стороны. Он был командным игроком и компанейским парнем.
– Полтора сезона вы были с Игорем Кобзарем напарниками. Какая самая сильная черта нынешнего связующего «Кузбасса»?
– Упёртость. Возможно, в бытовом плане, в жизни, это может мешать и доставлять окружающим неудобства, но в спорте такая черта характера – огромный плюс. Рад, что он проводит хороший сезон. Это не случайность и не стечение обстоятельств. Говорю так, потому что знаю, как он работает, как относится к волейболу. Он – профессионал.
– Есть что-то, чему вы у него научились?
– Стремлению каждую тренировку проводить, как последнюю. Он выкладывался по максимуму, ни в чем не хотел уступать. Таким образом, повышал конкуренцию и мою работоспособность, держал в хорошем ритме. Это было плюсом и для него, и для меня. В Новосибирске у меня не было высокой конкуренции. Вот в сборной России мы с Сергеем Гранкиным рубились. Это шло на пользу команде. В «Зените» с Кобзарем было также. Думаю, такая конкуренция помогла мне быстрее адаптироваться в Казани, потому что когда ты приходишь в команду, где до тебя играли связующие с мировым именем, всё равно невольно задаешься вопрос: «Потяну ли?» В общем, совместная работа пошла нам на пользу.
«МЫ ВЫБИЛИСЬ ИЗ ИГРОВОГО РИТМА»
– Современный волейбол это в большей степени схемы?
– Безусловно, сейчас такое время, когда каждый игрок разбирается досконально. Везде куча цифр, схемы направления подач и атак. Все готовятся друг к другу, но во время игры у тебя для принятия решения есть только секунды. Конечно, самая важная информация остаётся в голове на протяжении всей игры, но всё запомнить невозможно. Так что в современном волейболе есть место импровизации. Чем нестандартнее ты сыграешь – тем сложнее сопернику.
– «Зенит» по ходу сезона трижды обыграл «Кузбасс», в том числе 3:2 в финале Кубка России.
– Сейчас это всё не имеет никакого значения. Мы работаем, настраиваемся на тяжелые игры. «Кузбасс» будет играть расслабленно и раскрепощено – так, как против нас играла «Нова». Для кемеровчан сезон уже успешен, они вышли в еврокубки, наверняка парни заработали премии. Они будут хорошо играть, а серия до двух побед им даже на руку.
– Между четвертьфиналом и полуфиналом двухнедельный перерыв. Многовато?
– Да, перерыв слишком большой. Он образовался потому, что мы пропускаем два раунда плей-офф Лиги чемпионов. Для нас это, конечно, минус – мы выбились из игрового ритма. За годы в «Зените» я пришел к выводу, что мы все-таки лучше себя чувствуем, когда играем дважды в неделю. Причем чем тяжелее игры, тем лучше. К сожалению, календарь так сложился, что в последние месяцы у нас не было матчей с лидерами. Тяжелых игр не было с января. Думали, что зарубимся с Питером, но они перед плей-офф решили дать отдохнуть лидерам. С другой стороны, за паузу подтянули физическое состояние, хорошо потренировались. Теперь нужно всё это перенести на игру. В серии до двух побед права на ошибку нет и крайне важно начать серию с домашней победы, чтобы избежать нервозности. В Кемерове тяжело играть. Там у «Кузбасса» появляется седьмой игрок, у них вырастают крылья от поддержки болельщиков. Пользуясь случаем, хотел бы выразить соболезнования родным и близким погибших во время пожара в Кемерове. Столько детей… Страшная трагедия.
«СЛУХИ В РАЗДЕВАЛКЕ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ»
– Вы наверняка продолжаете следить за «Локомотивом», в котором провели семь лет карьеры. Как объясняете столь неудачный сезон для команды?
– Учитывая, что игровые дни часто совпадают, в этом сезоне посмотрел не так много игр «Локомотива». Видел матч с «Нолико». Что тут сказать? Команда – сложный механизм. И на итоговый результат оказывает влияние множество факторов. Сильные игроки, собранные вместе, не всегда гарантия победы. Многое зависит от психологии, готовности игроков брать ответственность на себя. «Локомотив» вряд ли может занести этот сезон себе в активе, но точные причины неудач я назвать не возьмусь. Думаю, в Новосибирске разберутся сами. Конечно, мне бы хотелось, чтобы команда играла более успешно, в ней у меня осталось много друзей.
– В феврале-марте начинают появляться разные трансферные слухи. Обсуждаются ли они в раздевалке «Зенита»? Как это сказывается на команде?
– Каждый игрок сам определяет свое будущее, решает что лучше для него, для его карьеры. Поэтому особых обсуждений в раздевалке нет и это никак на нас не сказывается. Все сосредоточены на этом сезоне, у нас есть незаконченные дела. На кону стоят титулы и все живут ближайшими матчами, а не следующим сезоном. Сейчас в сложных играх недостатка не будет – при лучших раскладах до конца сезона осталось 7-10 матчей и все топовые.
– Недавно вы отметили 32-летие. Какой самый лучший подарок получили?
– Самые лучшие подарки – от детей. Сейчас они уже выросли и могут делать их собственными руками. Это очень приятно. Собираю всё в отдельную папку. Лет через двадцать будет что вспомнить на пенсии. Можно будет смотреть фото, видео – в этом современные технологии конечно помогают сохранить самые яркие моменты.
– У вас в инстаграме есть фото от 2015 года с собакой и надписью «Новый дружбан в нашей семье».
– Сейчас Отис уже покрупнее. Порода самоед. Выбирали собаку по характеру – самую добрую и преданную. Дети с ним как только не играют, но он ни разу даже не зарычал на них. У нас еще есть мальтийская болонка, взяли ее еще в те времена, когда я играл в Одинцово. У меня с самого детства были кошки или собаки, помню этот детский восторг. В этом плане мы с женой похожи. Сейчас собаки – часть нашей семьи, мы их очень любим.