Анвар Валиахметов: «Свечниковы у меня в команде не заиграли бы. Регламент такой»

В середине апреля в Тамбове пройдёт «Финал четырёх» Западной конференции студенческой хоккейной лиги, в котором сыграет команда Поволжской академии спорта. О подготовке к этим стартам рассказал главный тренер «Академии спорта» Анвар Валиахметов.

«МОСКВА, ПИТЕР И УФА ПО СТУДЕНТАМ НЕ ФАВОРИТЫ»

– Система определения победителя нынешнего сезона студенческой хоккейной лиги достаточно сложная, – посетовал Анвар Валиахметов. – Победитель нашей конференции выйдет на лучшую команду Востока, и они сыграют в серии до двух побед. В прошлом году мы стали вторыми в очень интересном финале, в этом ожидаем еще более интересных матчей.

– Начало сезона у вас получилось победным, когда в домашнем туре вы обыграли соперников из Москвы, Питера и Уфы. Однако в итоге эти соперники оказались ниже Казани в турнирной таблице.

– Но ситуация в студенческом хоккее, как можно заметить, серьезно отличается от той, что сложилась в профессиональном хоккее. Москва, Питер, Уфа – это нынешние фавориты КХЛ, а по студентам они уступают Нижнему Новгороду и, что может показаться еще более странным, Тамбову. Но тут есть своя логика. В Нижнем Новгороде и Тамбове очень серьезно относятся к своим студенческим коллективам, там принципы комплектования напоминают профессиональные клубы. В том же Нижнем - известном хоккейном центре, собирают игроков из других регионов, не говоря уже о Тамбове. В этих хоккейных командах есть определенные преференции для студентов-хоккеистов.

– В этом заключается причина поражений вашей команды от Нижнего Новгорода и от Тамбова?

– Надо заметить, что у нас по ходу регулярного сезона было восемь побед и четыре поражения от тех соперников, которых вы сказали. Хотя, я считаю, что мы не потеряли ничего, взяв очки там, где их должны были брать. Другое дело, что и выше головы не прыгнули, уступив Тамбову и Нижнему Новгороду. Теперь есть возможность прыгнуть выше головы в плей-офф, потому что там пойдет совсем другая игра, чем в регулярке. Хотя, глядя на наш состав, нельзя скрывать, что мы недоукомплектованы. Есть проблемные зоны в составе, особенно в линии обороны, которые очень трудно закрыть.

Академики переживают за ход матча


«ЗА НАС НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ИГРАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

– У вас же на кафедре хоккея обучается примерно сто студентов. Уровень выучки благодаря хоккейным школам в Казани, Нижнекамске, Альметьевске, должен быть очень высок.

– Начнем с того, что студенты, имеющие профессиональные контракты с любой командой, хоть у нас во всех лигах, хоть в ближнем зарубежье, не имеют права быть заявленными на турнир студенческой хоккейной лиги. Я к этому пункту регламента отношусь с недоумением. Когда в прежние годы мы играли в турнирах всероссийских Универсиад, то имели право заявлять определенное количество студентов, имеющих профессиональный статус. Это, конечно же, не «Ак Барс», а «Барс» или же «Ирбис». Хотя у соперников выступали игроки, как, например, Иван Николишин, на тот момент капитан юниорской сборной России. Более того, команды имели право укреплять составы сильными студентами из других вузов, чем подчас пользовались наши соперники. Нам же просто некем было укрепиться. Тем не менее, я считаю это правило более логичным. Уровень игры был гораздо выше за счет студентов-профессионалов, команды показывали хоккей куда более высокого качества, чем сейчас.

– Но у вас в год выпускается примерно 70 - 75 хоккеистов из школ «Ак Барса», «Нефтехимика», «Нефтяника». Неужели нельзя усилить студенческую команду хоккеистами, которые приходят учиться в профильный вуз?

– У всех перечисленных вами команд есть молодежные составы, куда, в большинстве, и уходят выпускники местных хоккейных школ. Помимо этого есть утечка за океан, когда наши студенты выступают в юниорских командах Канады. К примеру, «барс» Тимур Билялов или «нефтехимик» Дамир Шарипзянов учились в академии спорта, но ни разу не надевали форму нашей команды.

– Кто же тогда играет за вас?

– Выпускники муниципальных спортивных школ, где хоккей идет в качестве дополнительного образования. «Ак Буре», «Зилант», «Ватан» и так далее, готовят на своих базах юных хоккеистов, но, повторюсь, для них эта подготовка проходит в качестве дополнительной. Отсюда многие проблемы.

Ранее, до образования в Казани третьей команды «Ирбис», за нас могли играть некоторые выпускники школы «Ак Барса», вплоть до чемпионов России среди СДЮСШОР 1993 и 1996 годов рождения. Сейчас мы лишены такой практики. Поэтому, кстати, я не ожидаю серьезной подпитки для нашей команды от набора нынешнего года, когда к нам будут поступать студенты, преимущественно 2000 года рождения, которые составили очень хороший год в «Ак Барсе». До нашей команды они не доберутся.

Капитан академии спорта Ильяс Гарифуллин стал лучшим студентом года


«СИЛЬНЕЙШИЕ ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ «АК БАРСА» УЖЕ ЗАИГРАНЫ ЗА «ИРБИС»

– То есть, условный Андрей Свечников 2000 года рождения, никогда не окажется у вас, как и его партнеры по выпуску Хаванов, Шестопалов, и так далее.

– Да, все сильнейшие уже заиграны за «Ирбис» и не представляют для нас никакого интереса, из-за запретительного пункта в регламенте соревнований. Проблемой также является не только отсутствие в нашей команде студентов из профессиональных команд, но и недостатка профессионального отношения к делу у тех, кто входит в состав. Они просто не привыкли относиться к хоккею профессионально, как их сверстники, допустим, из того же «Ак Барса», поскольку занимались хоккеем по принципам дополнительного образования. А это значит: захотят – приходят на тренировку, не захотят – находят причины, по которым избегают занятий. Режим подготовки к матчам, который заложен у профессионального игрока, здесь также не всегда соблюдается. Особой заинтересованности в достижении побед мы не можем предоставить, как, к примеру, у названных мною фаворитов зоны – Тамбова и Нижнего Новгорода.

– В Казани, к примеру, могли бы помочь с учебой…

– Мотивировать ребят при помощи сдачи зачетов или экзаменов неправильно, поскольку задачей академии спорта является подготовка молодых специалистов, выпуск их с необходимым комплексом знаний. Никто не будет ставить студенту зачет лишь за то, что он здесь играет в студенческой команде. Что касается руководства нашего вуза, то можно высказать только слова благодарности ректору за помощь в жизни команды. У него же не заложено в бюджете финансирование ХК «Академия спорта», командировании на игры чемпионата страны. Я всегда говорю хоккеистам нашей команды, что подобной возможности продлить свою хоккейную жизнь да еще за бюджетный счет у студентов прошлых лет просто-напросто не было, иметь возможность тренироваться на современной арене, ездить на игры по всей России. И эту возможность надо ценить.

– Может, вы столь критически настроены из-за того, что пришли в студенческий хоккей из профессионального?

– Я считаю, что нельзя снижать планку требований к себе в зависимости от того, где и кем ты работаешь. Я работал не только с профессиональными командами, но и трудился в муниципальной школе «Ак Буре», откуда в студенческую команду «Академия спорта» перешли три игрока, являющихся сейчас ведущими – Айрат Валиахметов, Илья Ким, Максим Чегринцев. Как только снижаешь требования к себе, это автоматически приводит к снижению требований со стороны твоих воспитанников, будь то учащиеся спортшколы или те же студенты.

Айрат Валиахметов


«ПОБЕДИЛИ В КУБКЕ МИРА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКИХ СБОРНЫХ»

– Названные вами Ким и Чегринцев, после окончания спортшколы «Ак Буре», ездили за океан, пытались учиться там хоккею. Как удалось вернуть их на родину?

– Они знают мои требования, знали, к кому шли. Ким, к сожалению, травмировался по ходу сезона, сейчас восстановился, но ему необходимо набрать хорошую форму, а только через матчи Студенческой хоккейной лиги Татарстана, в которых сейчас задействована наша команда, этого не сделаешь. Чегринцев, как и мой сын Айрат, ездил в начале года на студенческий чемпионат мира, где сборная России стала чемпионом.

– Расскажите об этом турнире подробнее...

– Назывался этот турнир Кубок мира среди студенческих команд, первый старт которого состоялся в Словакии. У нас были серьезные проблемы при комплектовании сборной страны, поскольку ее главный тренер работает в зоне Восток, наших ребят он видел мало, и хотел сделать ставку в комплектовании состава на своих хоккеистов, и тех, кто знаком ему по играм в зоне. Пришлось провести беседу, в которой мы доказали, что наши хоккеисты не подведут, и потом было очень приятно, что главный тренер убедился в надёжности хоккеистов «Академии спорта». В полуфинале мы разгромили команду Америки – 7:0, а в финале были сильнее сборной Европы.

Казанцы выиграли студенческий Кубок мира


– Поощрением за достигнутую победу было бы решение о формировании сборной России на всемирную Универсиаду из игроков студенческой хоккейной лиги.

– Я слышал, что для участия на Универсиаде в Красноярске рассматривается такое решение, что хоккеистов будут собирать из участников нашего чемпионата. Я считаю, что это логичное решение, которое будет стимулировать лучших хоккеистов-студентов.

Джаудат Абдуллин