Почему увольнение Эркки Вестерлунда – худшее, что может сделать руководство клуба – в материале Максима Никерина.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
– Это пока открытый вопрос. Я не знаю, что думает об этом клуб и сам не решил, – прокомментировал своё будущее в «Салавате Юлаеве» Эркка Вестерлунд сразу после поражения от «Трактора» в седьмом матче полуфинала Восточной конференции Кубка Гагарина. И тут же чуть ли не попрощался: «Я хочу сказать спасибо нашим фанатам, также хочу сказать спасибо всем руководителям клуба и главе Башкортостана».
В этот момент стало понятно, что далеко не всё благополучно для финна и контракт, который изначально заявлялся как двухлетний, на самом деле 1+1. «БИЗНЕС Online» об этом писал сразу после заключения соглашения прошлой весной, но в клубе уверяли, что он именно двухлетний. Сейчас же выясняется, что сомнения у сторон есть и будущее Вестерлунда в Уфе – открытый вопрос.
СТАБИЛЬНОСТЬ
Менять главного тренера для «Салавата» сейчас – абсолютно утопичная идея и худшее, что можно сделать. Без стабильности не бывает результата, что в последние годы доказывает «Авангард». Были такие периоды и у Уфы – в начале 2000-х, и даже совсем недавно после ухода Вячеслава Быкова, когда друг друга меняли Сергей Михалёв, Венер Сафин и Владимир Юрзинов-младший. Какая-никакая стабильность при Сергее Николаеве в первом случае, и при Юрзинове – во втором, привела к заметному улучшению результатов.
Ситуация в «Салавате» последних лет похожа на то, как лодка попала в шторм – её кидало из стороны в сторону, изрядно побило, но к концу этого сезона на горизонте забрезжил штиль. Сначала эту лодку как мог раскачивал Игорь Захаркин, потом Леонид Вайсфельд. И тот, и другой не специально, без злых умыслов, как и ветер качает волны. Но так получалось, вспомнить хотя бы инцидент с Захаром Арзамасцевым по ходу нынешнего сезона.
Продление контракта с Вестерлундом будет ещё одним серьёзным шагом уфимцев к обретению стабильности. Следующим, после продления контрактов с Линусом Умарком, Филипом Ларсеном и Григорием Паниным.
ЗА ЧТО УВОЛЬНЯТЬ ВЕСТЕРЛУНДА?
Другой вопрос, на который руководству клуба предстоит ответить в случае резкого шага – за что увольнять Вестерлунда? Надумать проблемы можно: проблема языка, о чём не раз говорилось по ходу сезона; засилье финской диаспоры, что подвергалось критике со стороны отдельных экспертов; замкнутость и непонимание российского менталитета в конце концов. Но главная причина – отсутствие результата, ведь задача выйти в финал конференции, которая выглядела реальной, не решена.
Однако здесь нельзя абстрагироваться от нюансов. Вестерлунд взял команду, совершенно не обученную игре в обороне и целый год добивался от неё понимания другого хоккея. При этом от решения задачи его отделила всего одна шайба в седьмом матче полуфинала конференции.
Команда прошла ровный сезон, очень качественный по физическому состоянию игроков, как бы ни критиковали систему предсезонной подготовки финнов. Кроме того, впервые за долгие годы обошлось без эпидемии травм. Кошмарный сезон 2016/17, когда список травмированных пополнялся чуть ли не с каждой игрой, при Вестерлунде забыли, как страшный сон.
Не было и систематичных ошибок, которые можно предъявить тренеру. Самая серьёзная здесь заключается в том, что команда вошла в плей-офф без основного вратаря, хоть финн и нахваливал свою бригаду на протяжение всего сезона. По большому счёту, именно это и будет главной задачей менеджеров клуба в межсезонье – найти вратаря.
РИСК ДЛЯ РУКОВОДСТВА
Ситуация с главным тренером «Салавата Юлаева» должна решиться в ближайшее время. И есть лишь две логичные причины смены Вестерлунда: первая – появление новой связки генеральный менеджер - главный тренер, вторая – новый главный тренер, который сильнее нынешнего.
Должность генерального менеджера в Уфе сократили, оперевшись на так называемый скаутский отдел и здесь, судя по всему, изменений в ближайшее время не будет. Подписания лидеров клуба говорит о том, что работа налажена и особых проблем уход Вайсфельда не доставил.
Вторая причина разбивается ещё легче – тренеров, которые могли бы более качественно заменить Вестерлунда на рынке просто нет. Это значит, что если в клубе примут решение что-то менять, то тем самым могут поставить под удар себя. Во второй год работы с финского специалиста можно серьёзно спрашивать, но если результата не будет у сменщика – спросят с тех, кто принимал решение о смене тренера.
Хотя, есть и третья причина – нежелание оставаться в Уфе Вестерлунда. Всё-таки в той фразе, которая приведена в самом начале, было «и сам не решил». По ходу сезона от финна исходило спокойствие в моменты, когда над ним нависала угроза отставки – он не держался за кресло. Но при этом и желания покидать клуб самостоятельно он не проявлял.