В суде рассекретили зарплату Курбана Бердыева

Арбитраж РТ вчера рассмотрел иск АСВ к легендарному тренеру «Рубина» Курбану Бердыеву, который оказался в числе горе-вкладчиков ИнтехБанка, снявших деньги в неудачное время – по всей видимости, в декабре 2016 года. Сам тренер, кстати, и не помнит число своих счетов в ИнтехБанке – он даже попросил выяснить это в суде, пытаясь доказать, что единовременное снятие 12 млн рублей для него – дело житейское. Футбольные шутки на судебном процессе слушал «БИЗНЕС Online».


«ВОЗМОЖНО, У ИНТЕХБАНКА ЕСТЬ ЕЩЕ СЧЕТА, О КОТОРЫХ ЗАБЫЛ КУРБАН БЕКИЕВИЧ»

Неожиданно интересы главного тренера «Рубина» Курбана Бердыева в АС РТ накануне представляла известный в Татарстане эксперт в сфере недвижимости – директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. Она, как выяснилось, еще и профессиональный юрист.

Началось всё с того, что Гизатова попросила суд истребовать у АСВ данные о наличии у Курбана Бекиевича счетов в ИнтехБанке и о наличии движения по этим счетам. Слышать это было немного необычно, но да, Бердыев вполне мог забыть о своих многомиллионных счетах, считает его защитница. Ну а что вы хотите – человек он небедный, но при этом очень занятой, все время в разъездах, всего не упомнишь. «Мы знаем номера двух счетов, но, возможно, у ИнтехБанка есть еще те, о которых забыл Курбан Бекиевич», – невозмутимо объясняла суду представительница тренера. Гизатова пояснила, для чего ей нужны все данные о известных и неизвестных счетах главного тренера «Рубина»: «Это нам необходимо для установления факта, что сумма сделки, оспариваемой в настоящем процессе, является обычной хозяйственной деятельностью ответчика. Мы уже подали запрос в ИнтехБанк, но ответ не получили».

Гизатова пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что речь идет о сумме в 12 млн рублей, которые Бердыев снял с личного валютного счета в ИнтехБанке (судя по всему, где-то в районе ноября-декабря 2016 года), а теперь АСВ требует их вернуть назад, в конкурсную массу, поскольку операция попала под статус сделки с предпочтением, то есть в обход требований других кредиторов.

Представитель АСВ Максим Шутько уточнил, остались ли еще деньги на счетах Бердыева. Но представительница оказалась не в курсе – она лишь предположила, что это не исключено.

Как известно, практика госкорпорации по возврату денег давно отработана. Как писал «БИЗНЕС Online», АСВ активно оспаривает сделки, проведенные за месяц до введения в банки временной администрации, то есть для ИнтехБанка – с 23 ноября 2016 года. Таких исков от имени двух татарстанких банков было подано более 700. И хотя после федерального скандала глава агентства Юрий Исаев пообещал часть из них отозвать, по другой части АСВ продолжает гнуть свою линию.

«ОН СНИМАЛ И 1 МЛН ЕВРО, И 500 ТЫС. ЕВРО, ТО ЕСТЬ 12 МЛН – ЭТО ОБЫЧНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


Ну а дальше пошли откровения за откровениями. К примеру, стало известно, что для Бердыева снять со счета полмиллиона или даже миллион евро – это рутина, ничего из ряда вон выходящего.

«По данной сделке он (Бердыев, – авт.) снимал 12 миллионов рублей, что соответствует 200 тысячам евро (то есть по курсу 60 рублей за евро,авт.). Но до этого он снимал и 1 миллион евро, и 500 тысяч евро, то есть 12 миллионов – это обычная хозяйственная деятельность ответчика», – повторяла для пущей убедительности Гизатова.

Она уточнила, что эти крупные суммы снимались, например, в 2012 и в 2014 годах, но они записаны где-то в домашнем гроссбухе и не подкреплены подписями и печатями.

«То есть, он пользовался своими счетами?» – уточнила судья Венера Красавина.

«Да, он пользовался своими счетами, – подтверждала представитель тренера. – Тем более, это был не вклад, а открытый счет для оперативного снятия денежных средств. Это не экстренная операция по снятию».

Гизатова упирала на то, что Бердыев – простое физлицо, которое никогда не занималось предпринимательской деятельности, не имело ИП. Она пояснила, что открытие валютного счета в ИнтехБанке ему потребовалось потому, что его дети находятся сейчас за границей. «Соответственно, он открыл валютный счет для оперативного снятия денежных средств». И, действительно, известно, по крайней мере, о троих детях Бердыева: старший сын живет в Лондоне, младший – в Казахстане, еще есть младшая дочь. А расходов у них немало.

«Он является наемным сотрудником, раньше был руководителем футбольного клуба «Ростов», сейчас – «Рубина», – напомнила Гизатова собравшимся. – Это рядовое физическое лицо, просто с заработной платой ежемесячно до 20 миллионов рублей».

«Ну, мы знаем кто такой Бердыев», – с иронией в голосе выдал реплику  Шутько.

«ВЫ ЧТО, ХОТИТЕ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ ЛИШИТЬ ТРЕНЕРА?»

Также стало известно, что деньги с этого счета имел право снимать не только сам Курбан Бекиевич, но и его доверенные лица – небезызвестный Андрей Громов, который в «Рубине» около года неофициально исполнял функции спортивного директора, а также переводчик Гёкдениза Карадениза, а ныне администратор команды Яшар Озджан и сама Гизатова. Кстати, как раз Громов снимал со счета самую большую сумму в 1 млн евро.

«Жалко, что сам не ходит (на заседания суда,авт.)», – неожиданно выдал Шутько, имея ввиду Бердыева.

«Вы что, хотите футбольный клуб лишить тренера? Если он будет к нам ходить с вами, мы тут всё остановим в республике», – позволила себе пошутить судья Красавина.

«Сейчас «Ак Барс» – всё для Татарстана, а «Рубин» – никак», – показал свои болельщицкие предпочтения Шутько. Кстати, судя по дорожной сумке, с которой он курсировал по суду, юрист прибыл в Казань из другого города.

«У нас еще все впереди. Мы отыграемся и покажем!» – защищала патрона Гизатова.

«»Ак Барс» – да! Если бы это был (тренер «Ак Барса» Зинэтула) Билялетдинов, то бы прямо...», – помечтал Шутько, но не договорил.

Что имел ввиду Шутько под «если бы», остается загадкой. Может, АСВ готово было бы пойти на какие-то уступки главномутренеру «Ак Барса», окажись он в положении Бердыева?.. Надо признать, что если бы защитники футбольной команды так же четко и профессионально защищали клуб на зеленом газоне, а не на ковровом покрытии зала суда, успехи команды могли быть гораздо более впечатляющими.

Шутько еще немного посомневался, что истребованные судом данные о счетах Бердыева послужат доказательством их «хозяйственной» сути, но на суд это не произвело особого впечатления. Красавина удовлетворила ходатайство Гизатовой о поиске затерявшихся счетов Бердыева, а заседание суда перенесла на май.

ЛЮБИМЫЙ БАНК ФУТБОЛИСТОВ

Нужно сказать, что ИнтехБанк пользовался популярностью у спортсменов и, в частности, из «Рубина». Известно, что полузащитник  Гёкдениз Карадениз взял в Интехе три кредита на общую сумму в 29 млн рублей – на строительство дома, причем футболист уже практически закрыл долг, оплатить оставалось буквально за два месяца. Хранила деньги в ИнтехБанке и супруга Бибраса Натхо, который выступал за «Рубин» с 2010 по 2013 год, а сейчас играет за ЦСКА. 16 декабря, когда для простых вкладчиков вовсю действовали ограничения на снятие наличности она сумела получить наличными из кассы 373 тыс. евро (24 млн рублей на тот момент). АСВ сначала подало иск о возврате этой суммы, но затем его отозвало.

Бердыев также мелькал в сводках новостей как «погорелец», но уже на ниве сделок с недвижимостью. Как писал «БИЗНЕС Online», он оказался  в числе 30 покупателей нежилых помещений в ЖК «Миллениум сити», которые могут остаться ни с чем в связи с банкротством компании «Маг-Строй» Рашида Аитова – стройку кредитовал «Тимер Банк», на тот момент тоже «мусинский». 

Что касается доходов Курбана Бекиевича – это отдельная и очень закрытая, надо сказать, для посторонних ушей тема. До сих пор было известно лишь, что Бердыев стоит «Рубину» дороже экс-тренера Хави Грасия с его годовым жалованием в 2 млн. евро – то есть в районе 2,5-3 млн евро в год. Но в свете новых сведений, полученных от Гизатовой, все это оказалось даже очень скромными прикидками. Выходит, что шеф «Рубина» может получать до 4 млн евро в год (но это по ностальгическому курсу 60 рублей за евро). Что ж, Бердыев всегда входил в тройку-четверку самых высокооплачиваемых тренеров страны. Кстати, в «Ростове» весь тренерский штаб во главе с наставником получал 3,6 млн. евро. С другой стороны, чего мелочиться, если, например, за эквадорца Кристиана Нобоа  у нас предлагали 2 млн. евро в год плюс бонусы?

Сам «Рубин» сильно пострадал от банкротной чехарды Татфондбанка. В декабре Арбитражный суд РТ удовлетворил иск конкурсного управляющего Татфондбанка в лице АСВ, обязав НО «Фонд содействия развитию физической культуры» («Фонд спорта», учрежден СИНХом) вернуть банку 2 млрд рублей по долгам футбольного клуба «Рубин». Фонд не смог доказать, что кредиты на спасение клуба, выданные 5 - 7 лет назад, были обеспечены залогами и поручительствами.    В марте «Фонд спорта» проиграл апелляцию в Самаре.

Наталья Голобурдова