Андрей Разин: «Ткачёв и Галиев в этом плей-офф раскрылись благодаря Зарипову»

«У Билялетдинова каждый хоккеист знает, под каким градусом нужно стоять к шайбе в своей зоне. У Никитина, думаю, можно импровизировать», – считает бывший главный тренер «Адмирала» и «Автомобилиста» Андрей Разин. В интервью «БИЗНЕС Online» специалист рассказал о предстоящем финале Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и ЦСКА.

Андрей Разин / Фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


«СИМПАТИЗИРУЮ НИКИТИНУ КАК ТРЕНЕРУ»

– Андрей Владимирович, кого вы считаете фаворитом финальной серии? 

– Думаю, силы равны. Может быть, у «Ак Барса» есть небольшое преимущество, потому что у ЦСКА была более сложная серия в финале конференции. Она продолжалась дольше, плюс у москвичей постоянно возникали кадровые проблемы – болезни, травмы. Много ребят у ЦСКА не играло в серии со СКА. Хотя и «Ак Барс» по ходу плей-офф потерял Секача. Тем не менее, два лишних матчах ЦСКА не должны оказать серьёзного влияния на исход серии. Команда успела отдохнуть. 

– За какую будете переживать в финале?

– Я симпатизирую Игорю Никитину как тренеру. Мне симпатична его команда, манера ведения игры этого специалиста, гибкая тактика. В этом плане я отдаю предпочтение Никитину. Хотя Билялетдинов уже давно стабильно держится в тренерском цехе. Выбранная им тактика десятилетиями приносит результат, и он от неё никогда не отходит. Ни за одну из команд в финале я не буду переживать, буду болеть только за красивый хоккей.

– «Ак Барс» вышел в финал, потому что стал сильнее, чем в прошлом году? Или это связано со слабостью соперников?

– Любимое выражение Зинэтулы Хайдяровича: «Везёт тому, кто везёт». Когда я играл под его руководством, он всегда так говорил. Но не думаю, что «Ак Барс» прошёл относительно легко всех соперников по плей-офф только из-за везения. В серии с ними «Трактор» уже был совсем подуставшим, это бросалось в глаза. В серии с «Магниткой», пожалуй, сказался опыт прошлого года. А «Амур» просто молодая хорошая команда, с ней тоже были тяжёлые игры. Без труда с Хабаровском не обошлось.

– «Трактор» вас удивил?

– Да, «Трактор» порадовал своей игрой в плей-офф, прыгнул выше головы. Нельзя сказать, что все их матчи с «Ак Барсом» были в одну калитку, они получились тяжёлыми для обеих команд. Просто так сложилось. У челябинцев к тому моменту было много травмированных, к тому же они начали серию с «Ак Барсом» через день после седьмой игры с «Салаватом».

– В чём «Ак Барс» прибавил по сравнению с прошлым сезоном?

– У «Ак Барса» в этом сезоне очень хороший состав, длинная скамейка. Там есть люди, которые часто не играют по определённым причинам. Можно взять того же праворукого Антона Глинкина. Он весь плей-офф не играл, но вышел с «Трактором» на последнюю игру и сильно повлиял на результат. Первый гол – его заслуга. Так что сила «Ак Барса» в том, что у них есть глубина состава помимо наличия очень мастеровитых игроков. Причём команда – управляемая, что важно. В «Ак Барсе» есть люди, которые держат дисциплину своим авторитетом в раздевалке. Это всё влияет на успехи команды, эти люди помогают главному тренеру, в том числе и донести до игроков, что он от них хочет.

– У ЦСКА также достаточно большая глубина состава. Кого из игроков армейцев в первую очередь надо опасаться «Ак Барсу»?

– В первую очередь, у них есть очень хорошая тройка, которую недавно создали: Попов – Григоренко – Капризов. А так, думаю, что Шумаков должен ещё поднабрать форму за этот перерыв. Тот же Шалунов очень опасен в большинстве. У ЦСКА в серии со СКА было очень слабое большинство, но у них есть в этом запас. Шалунов и Шумаков из любого микромомента могут создать гол. Также есть прекрасная связка Андронов – Телегин, но она больше оборонительного плана, до конца в этом плей-офф не раскрылся Ничушкин, хотя он тоже грозная сила. Из защитников у них очень хорош Нестеров как в оборонительных действиях, так и в атаке. Кроме того, большой плюс для ЦСКА – надёжная игра вратарей. Не знаю, что там с Сорокиным произошло в серии со СКА, но, пожалуйста, есть второй вратарь, который вышел и стену выстроил в воротах в пятом матче.

– Вам не показалось странным, что Юханссона не поставили с первых минут в шестом матче?

– Я не нахожусь внутри команды, поэтому никак не могу говорить, прав Никитин или нет. Но он выиграл, значит, был прав (смеётся). Но, думаю, серия с «Йокеритом» и самый долгий матч не могли пройти бесследно для вратаря. После того матча Сорокин начал следующую игру с финнами и его тоже заменили.  Он парень молодой, и, как мне кажется, Илья немного психологически подсел.

– Удивило ли вас, как в серии со СКА разошёлся Михаил Григоренко? Ждать ли от него такой же прыти в финале?

– Мне нравится, как играет Григоренко. Но, может быть, ему со СКА сопутствовала удача. Не знаю, что от него ждать в серии с «Ак Барсом». Казанцы всё-таки больше будут строить игру от обороны, поэтому больших счетов в финале точно не будет.

Роб Клинкхаммер / Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«КЛИНКХАММЕР – СИЛОВИК, ОН НЕ МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНИТЬ СЕКАЧА»

– Галиев и Ткачёв сейчас лучшие в плей-офф по показателю полезности...

– На мой взгляд, они стали самыми полезными, когда к ним Зарипова поставили, и эти ребята в плей-офф сильно раскрылись благодаря этому. Данис – нестандартный игрок. Зная Билялетдинова, у него очень жёсткая игровая дисциплина, а Зарипову, думаю, позволено немного больше, чем другим хоккеистам. И он это оправдывает. Он может отдать диагональный пас, сделать передачу из-за ворот, рискуя в таких моментах. Думаю, что того же Галиева и Ткачёва игра в звене с Зариповым немножко раскрепостила и поэтому пришёл результат.

– Иржи Секач, возможно, пропустит финал. Вместо него в первом звене играет Роб Клинкхаммер. Это большая проблема для «Ак Барса»?

– Та же тройка Зарипов – Галиев – Ткачёв – они все игровики, и каждый из них может играть как с шайбой, так и без неё. Секач больший игровик, чем Клинкхаммер. Он может сыграть нестандартно, своими действиями даже находясь без шайбы создать момент для партнёров. Клинкхаммер – силовик, у которого есть хорошие качества для игры на пятачке, под воротами. Но полностью заменить Секача Клинкхаммер не сможет, он хоккеист другого плана. Возможно, Клинкхаммер для Азеведо и Ландера в серии с ЦСКА будет более полезен, чем Секач.

– Как москвичам закрыть лучшего бомбардира плей-офф Джастина Азеведо? Может, персональная опека?

– В современном хоккее уже нет персональной опеки и такого не может быть. Одно дело, когда ты, например, этому хоккеисту лезешь по кожу и провоцируешь. Так можно делать. Но нет смысла за тем же Азеведо персонально кататься по всей площадке.

– Какие ключевые проблемы ЦСКА выявила серия со СКА, кроме слабого большинства?

– Ну вот, я не знаю, что с Сорокиным случилось. Пока непонятно, что они решат с вратарём. Сорокин весь сезон здорово играл и может психологический груз в виде усталости на его повлиял. Мне интересно, кого выберет в качестве первого вратаря на эту серию Никитин. Мне хочется на это посмотреть и на будущее записать себе, как в таких ситуациях действуют Никитин и Билялетдинов.

– Модель ЦСКА, порой, называют «бей-беги». Вы с этим согласны?

– Так говорили при Квартальнове. При Никитине вроде такого нет, хоть я и не всех комментаторов слушаю. Не думаю, что тренер просит: «Ты вот убегай, а ты – забрасывай». Если тренер даёт возможность импровизировать, хоккей от того становится только красивее. Думаю, при Никитине такая система.

Кирилл Капризов / Фото: Игорь Дубских, БИЗНЕС Online


«КАПРИЗОВА ЖДЁТ БУДУЩЕЕ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ У КУЗНЕЦОВА»

– Один из лучших бомбардиров ЦСКА в плей-офф Кирилл Капризов заболел свинкой и, скорее всего, пропустит первый матч с «Ак Барсом». Сильно ли ослабнет атака армейцев без него?

– Это большой минус для ЦСКА. Парень действительно талант и, думаю, что его ждёт будущее не хуже, чем у Женьки Кузнецова. Но вопрос не в том, что он восстановится и сможет принять участие в серии. Любая болезнь без побочных эффектов не проходит. Тот же Шумаков после болезни только набирает оптимальные кондиции, хотя в конце серии со СКА всё-таки появился. Капризов в этом финале явно будет уже не Капризовым, которого мы знаем. Природу не обманешь. Если ты неделю не тренировался, ты уже в большом минусе.

– Какое первое звено интереснее – у ЦСКА или «Ак Барса»?

– Там интересны не только первые звенья. И звено Ландера с Азеведо, и звено Галиева с Ткачёвым и Зариповым. Не знаю вообще, почему Малыхин не играет. Мне он очень нравится. Малыхин – нестандартный игрок, мне такие импонируют. Они могут не только за счёт силовых действий забивать, хотя такие хоккеисты тоже нужны. Но мне больше нравятся хоккеисты, которые умеют не только играть хорошо с шайбой, но и без неё. И не только в обороне. Малыхин как раз один из таких игроков. А у ЦСКА есть тот же Попов, который немного забивает, но проделывает очень больший объём работы, причём как в нападении и обороне, так и в средней зоне. Мне кажется, у Попова – самый большой итоговый километраж среди армейцев. Простым болельщикам не видно, какую огромную пользу он приносит ЦСКА, но это факт. Он своими действиями может увезти двух соперников и, тем самым, освободить место для партнёра. Такие моменты многие не замечают, для этого нужно разбираться в хоккее.

– У «Ак Барса» намного сильнее играет большинство, чем у ЦСКА. Получится ли у армейцев остановить две ударные спецбригады большинства казанцев?

– ЦСКА в прошлой серии практически убил большинство СКА. Не думаю, что игра казанского клуба при численном преимуществе сильнее, чем у питерцев. Так что в этом плане всё зависит от того, как сработают спецбригады меньшинства у ЦСКА в финале, у армейцев они очень сильные. Игроки армейцев очень активно и дисциплинированно действуют в меньшинстве. У «Ак Барса» сильное большинство, но до финала в этом плей-офф они не сталкивались с тем меньшинством, которое есть у ЦСКА. Армейцы – одна из лучших команд в лиге по игре в меньшинстве, мало кто играет так активно при численном перевесе соперника как они. Почему так получается? За счёт хорошей физической подготовки и длинной скамейки. Плюс у ЦСКА есть такие работоспособные ребята как Андронов, Телегин, Попов, которых хватает на весь матч для активной игры.

– Чем Никитин может удивить своего более опытного коллегу Билялетдинова?

– Никитин всё-таки более гибкий тренер в плане тактики, его команда может играть как в активный, так и оборонительный хоккей. В пятом матче со СКА москвичи терпели в обороне, а потом забили гол. А у Зинэтулы Хайдяровича практически тактика не меняется на протяжении многих лет. Я не совсем согласен, что он следует оборонительной тактике, «Ак Барс» всё-таки в первом периоде всегда очень активно играет. У Билялетдинова всё стабильно, и каждый хоккеист знает, под каким градусом нужно стоять к шайбе в своей зоне. У Никитина, думаю, можно импровизировать. Не знаю – приведёт ли это к результату.

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Пока отдыхаю, наслаждаюсь жизнью.

– Есть ли у вас сейчас предложений от клубов КХЛ или из Европы?

– На данный момент конкретных предложений нет, но я всегда готов вернуться к работе. У меня был момент, когда я в «Адмирале» хватанул (смеётся).

– «Адмирал» начинает разваливаться, уже ушёл очередной президент. Почему всё так происходит в дальневосточном клубе?

– Это не ко мне вопрос, а к руководству. Не знаю. Я во всех интервью говорил, что мне было приятно в «Адмирале» поработать. Не хочу сказать, что в этом клубе плохое руководство. Люди просто не разобрались в регламенте, туда пришли нехоккейные люди. Надо всё-таки немножко в регламенте разбираться. Думаю, что сейчас там всё должно стабилизироваться. По моей информации, там не такие критичные и большие задержки.

Алексей Дубровин