Шакил О'Нил расстраивался, что у него меньше титулов, чем у Кобе Брайанта. Зато центровому нет равных по количеству рекламных контрактов.
100 млн долларов – столько Шакил О’Нил заработал за последние два с половиной года. Помимо работы на телеканале TNT, деньги ему приносят рекламные контракты. Их так много, что HBO назвала свой документальный фильм о Шакиле «самый большой человек в рекламе». На этой неделе документалка попала в ютуб.
«Мой бренд построен на веселье, – говорит О’Нил. – Я хочу быть тем, кто заставит вас посмеяться». Шакил понял, что лучше выстраивать свой имидж вокруг позитива, ещё в конце 90-х. Тогда по телевизору шла реклама пива Bud с собакой по кличке Спадс МакКензи. Спадс играл на барабанах, попивал пиво, носил гавайские рубашки и флиртовал со стройными моделями – в общем, жил как обычный американский пёс.
Шакил никак не мог понять, почему Спадс был так популярен. После того, как рекламу показали на супербоуле 1987 года, продажи пива Bud увеличились аж на 20%. «Чёрт, да он даже не говорил! – удивлялся О’Нил. – Я начал анализировать все рекламы и понял: всё, что он делает, – это смешно. [Я был уверен] это сработает. Если мне представится шанс, это точно сработает».
Центровой не ошибся. Шакил зарабатывает сейчас больше, чем во время карьеры в НБА, хотя за 19 лет в лиге он получил примерно 300 млн долларов, а самый лучший контракт был на 30 млн. Своему успеху в рекламе Шакил обязан папе, который постоянно рассказывал ему о спортсменах, потерявших все деньги после завершения карьеры, а ещё преподавателю по маркетингу в университете штата Луизиана.
«Нужно было придумать продукт, который принёс бы прибыль в ближайшее время, – вспоминает О’Нил. – Я принёс шак-кроссовки, шак-носки, шак-футболки и всё в этом роде. Этот парень поставил мне двойку. И выставил на смех перед всем классом. Он сказал: «Шак, я знаю, что ты уверен в своём великолепии и потратил много времени на это. Но посмотри на НБА: там большие парни не получают контрактов. Это никогда не сработает».
С преподавателем не согласно маркетинговое агентство Authentic Brands Group, которое сейчас сотрудничает с О'Нилом. У компании есть имиджевые права на Майкла Джексона, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. Агентство уверено, что Шакил сможет приблизиться к этим вечным брендам, и недавно выкупило 51% его бизнеса. Маркетологи даже придумали специальный термин, чтобы описать маркетинговые способности О‘Нила: он shaqifies («шакирует», «шакует») любого клиента, с которым сотрудничает.
Спонсоров Шакил выбирает очень внимательно. Он говорил во многих интервью, что никогда не будет рекламировать компанию, чьей продукцией не готов пользоваться сам. «Если мне что-то не нравится, люди всё равно это заметят», – объясняет О‘Нил. По этой причине Шак отказался от контракта со Starbucks – на встрече с исполнительным директором Говардом Шульцев он сказал, что «чёрные не пьют кофе».
Зато для рекламного ролика своих любимых пончиков Krispy Kreme Шакил даже поработал на кассе, хотя это не было прописано в сценарии. А в случае с камерами Ring согласился выкупить долю в компании. «Я собирался ставить камеры в новом доме, – рассказывал О’Нил. – Мне предложили вариант за 40 тысяч. Я же не буду платить 40 тысяч, верно? Так что я взял хорошенькую камеру за 300 долларов. Мне она понравилась, и я предложил сотрудничество».
Недавно Amazon выкупила «хорошенькие камеры» за миллиард долларов, и Шакил как совладелец компании тоже получил деньги. Сколько именно – неизвестно, но Шак сказал, что много.
Раз в год О’Нил собирает всех своих спонсоров в Атланте. Мероприятие называется «Шаксаммит». В 2014-м, когда о рекламной активности Шакила заговорили впервые, на саммите было 19 компаний. Они принесли центровому 21 млн долларов – в тот год больше из завершивших карьеру баскетболистов заработал только Майкл Джордан (90 млн, согласно Forbes).
Несмотря на большие доходы, Шакил ориентируется на средний класс. У него, конечно, есть линия ювелирных украшений и деловых костюмов, но чаще всего О'Нил рекламирует продукты, доступные всем. «Моя мама часто говорила мне: «Людей из среднего класса гораздо больше, чем таких богатых задниц, как ты», – сказал О’Нил. Сейчас он продаёт кроссовки для детей за демократичные 15 долларов, а также строит планы на сеть ресторанов быстрого питания Chicken Shaq, где будет только курица.
Ещё один запланированный проект Шакила – файтинг Shaq-Fu. Игра с таким названием уже появилась в 90-х, но ознаменовалась провалом. В трейлере новой части так и написали: It Sucked. Ожидается, что в игре О‘Нил будет сражаться с селебрити-боссами, и выход игры задерживается как раз из-за лицензирования.