В Академии хоккея «Ак Барс» выступил Владимир Юрзинов-старший – легендарный советский тренер, трёхкратный олимпийский чемпион, а ныне консультант сборной России. Во время семинара для тренеров казанских ДЮСШ представитель той самой «Красной машины» рассказал, за что его благодарил Кирилл Капризов после Олимпиады в Корее, вспомнил, как к нему в лагерь приезжали звёзды НХЛ, и объяснил, почему важно любить свою работу.
***
Тренерские семинары – одно из приоритетных направлений в работе Академии хоккея. Вложения в педагогов дадут максимальную отдачу спустя годы, потому в Татарстане теперь уделяется большое внимание не только хоккеистам, но и тренерам.
На днях в Казани побывал Владимир Юрзинов-старший – его пригласила Академия хоккея, чтобы он прочитал лекцию для коллег из ДЮСШ и своими глазами увидел, какое внимание уделяют детскому хоккею в республике.
Энергичный и постоянно улыбающийся Владимир Владимирович выступал перед тренерами почти три часа, хорошо держал аудиторию и успевал задавать специалистам каверзные вопросы. Мы собрали пять самых интересных историй в исполнении Юрзинова-старшего.
ОБ АКАДЕМИИ ХОККЕЯ «АК БАРС»
Первое: вы, наверное, думаете, что я за дед? (улыбнулся). Я как-то ехал на пароме в Швецию – выходим с утра с женой, а рядом группа ребят. Они тоже вышли, прошли мимо, кто-то из них оглянулся в нашу сторону. Один возвращается, смотрит внимательно на меня и спрашивает:
– Ельцин?
– Нет, – ответил я.
– Тихонов! – утвердительно сказал парень и ушёл.
Это я к тому, что времени-то уже много прошло с моей работы. А мы всё думаем, как будто кто-то что-то помнит. Все давно забыли! Я вот вам листовки сейчас раздам – посмотрите, что я за дед. Может, вспомните.
– Все вас помнят и знают, Владимир Владимирович, – заверил легендарного тренера заместитель директора академии по научно-методической работе Виктор Горский. Юрзинов много скромничал, как и полагается настоящей суперзвезде.
– Вы первые, кто создал подобную академию. Может быть, в Ярославле что-то похожее существует, Петербург начал активную работу, но такого уровня ещё нигде нет. Я это говорю к тому, что вы тут заняты хорошим делом. Вот ребята передо мной молодые сидят, что-то внимательно слушают и даже записывают – значит, мы на правильном пути. Не так давно я был в Австрии – меня туда приглашал хороший друг Хельмут де Рааф - бывший вратарь сборной Германии. Сейчас он директор академии «Ред Булл». У них эта академия – лучшая в стране: на первом этаже обучаются футболисты, а на втором – хоккеисты. Очень много внимания уделяют образованию, даже учителя для команды на выезд возят, чтобы игроки продолжали учиться. Обеспечение там полное у ребят, все условия созданы. Мне академия в Австрии чем-то напоминает вашу по направлению. Понятно, что там она не первый год работает, но видно, что вы на правильном пути.
Только один вопрос: «Почему же у вас в «Ак Барсе» легионеры на ведущих ролях? Хорошо ещё этого прихватили… Даниса Зарипова! Без него вообще была бы труба!
– Так мы только начали работу, Владимир Владимирович, – ответил Горский.
– Ну, ладно-ладно. Это я пошутил так, привыкайте.
Я бы ещё сказал про студенческую лигу. Есть она у вас? Это важно, потому что мы выпускаем ребят из школ – три-четыре из них идут дальше, а остальные куда? Мы должны воспитывать игроков, давать образование – военное или специальное. Пусть они играют в хоккей параллельно, такая практика во всём мире – в Америке куча студенческих лиг. Лучшие из них попадают в НХЛ – связывают жизнь с хоккеем навсегда. Подумайте над этим. Это такие вопросы, которые и меня беспокоят, и вас должны. Я вот был в Альметьевске – там ребята и в хоккей играют, и в «Татнефти» работают. Оба дела – отличные.
О КАПРИЗОВЕ
Сейчас большое событие произошло в нашей стране. Какое?
– Олимпиаду выиграли, – послышалось из зала.
Правильно – огромное событие. Помню, в 1992 году мы тоже поехали на Олимпиаду без флага и гимна, но тогда мы сами себя развалили, а здесь наоборот – нас разваливают. Загнали в угол, со всех сторон давят! Поэтому победа, на мой взгляд, очень важная для всех нас. После этого турнира я подчеркнул для себя, что нужно готовить своих молодых ребят, растить их, давать им возможность играть. Нужно поддерживать традиционные хоккейные центры – Новокузнецк, Тольятти, Казань.
Вы, наверное, знаете, что я долгое время работаю консультантом Олега Знарка в сборной России. На Олимпиаду у меня поехать не получилось, но я всё время был с командой в Новогорске, постоянно присутствовал на тренировках.
Так, вот сейчас здесь остановите (идёт ролик с тренировки сборной). Тут я что-то говорю Капризову, кто скажет – что?
*в зале все молчат*.
Вот он тут улитки делает, шайбу накрывает, а я ему что-то говорю? Не догадываетесь? Я говорю: «Голову не опускаешь, смотришь вперёд. Ты всегда должен видеть площадку, соперника и своих напарников, не нужно смотреть на шайбу или коньки – ничего там не увидишь».
А теперь давайте вспомним победную его шайбу на Олимпиаде: Кирилл стоял в позиции, голова вверх, руки наготове – бросок – гол. Он мне ведь после Олимпиады звонил сам, благодарил за советы. Приятно-то как! До слёз растрогал. Это я к тому, что вы, тренеры, должны заниматься техникой, сейчас без техники хоккеист ничего из себя не представляет.
О ЛЮБВИ К РАБОТЕ
Мне нравится, что вы сегодня пришли, слушаете меня. Вон, у каждого блокнот с ручкой с собой – старая школа. Но при всём этом вы должны любить свою работу и детей.
– Владимир Владимирович, говорят, что у детей в Европе менталитет один, у нас в России – другой. Мол, на наших детей нужно постоянно кричать. Правда? – вопрос из зала.
Неправда! Нельзя вообще на детей кричать. Вспомните, в наше время тренер был авторитетом, другом! Его называли дядя Миша или дядя Володя, потому что уважали и доверяли. А если бы он кричал на всех и унижал ребят, не было бы к нему такого отношения.
Помню, был я на детском турнире в Латвии. Играли две команды – наши с латышами. Нашим забивают, защитник ошибся – тренер как начал кричать на него прямо на скамейке, он этого мальчонку при всех отчитывал. Смотреть было больно, ушёл я с трибуны, не вытерпел. Хотя надо надо было подойти и сказать тренеру: «Что же ты творишь?». Вы должны понимать, что у ребёнка потом такой момент отложится на всю жизнь.
Я в этом плане очень уважаю Вячеслава Быкова – он всегда интеллигентно общается с игроками, со всеми на «вы». Билялетдинов, мой друг, тоже никогда не оскорбляет игроков. Я-то сам тоже раньше дураком был, ругался много, потом всё понял.
Помню, у меня когда-то работал тренер Петухов. Мог накричать на ребят. Пришёл я к нему с беседой, а он говорит:
– Ну а что делать? Посмотри на защитника Билялетдинова, ничего ведь не может. Паса первого нет, начать атаку не может!
А Зинэтула тогда молодой мальчонок был, глаза такие добрые. Потом Витюша Тихонов мне как-то говорит:
– Давай посмотрим парня, позови на тренировку к нам.
Пригласили. Он шайбу теряет, другой перехватывает – Билл догоняет и кааак даст силовым! Тихонов молчит. В следующей смене он опять пас не туда даёт. Тихонов опять ни слова. Я думаю: «Ёлки-палки, что же ты молчишь?» Билл опять потом кааак встретит соперника! Как Каспарайтис потом делал!
– Молодец парень, далеко пойдёт, – в конце концов говорит Тихонов.
Понимаете, Витя не сорвался на молодого игрока, не накричал после первой же ошибки и даже после второй. Он этим вселял уверенность в хоккеистов. Он всех – и Ларионова, и Фетисова, и Касатонова – мог поднять в профессионалы и вывести на высокий уровень. На мой взгляд, Витюша – величайший тренер мирового уровня. Он – пример внутренней культуры, выдержки и дисциплины.
О СБОРАХ С ИГРОКАМИ НХЛ
Лёша Яшин ко мне на сборы приезжал на протяжении 16 лет, хотя уже был игроком НХЛ, звездой. Вот он на пяточном катании, пятками отталкивается. А это слаломное катание, посмотрите, как клюшкой работает!
*у Юрзинова с собой множество архивных видео с тренировками молодых Саку Койву, Александра Смирнова, Дмитрия Юшкевича, Эркки Вестерлунда, Ханну Вирты и других игроков того времени*
Это уже игроки НХЛ у меня тут занимаются – Даня Марков, Витя Козлов. Все уже звёзды, но всё равно приезжают, учатся. Яшин бывал каждый год, брал с собой нарезку всех забитых голов за сезон – мы вместе смотрели и решали, куда пойдём дальше как будем готовиться. У него же ног вообще не было! Кроме головы и умения отдать вообще ничего не было. Ноги – утюги.
Мы с ним занимались техникой – то, о чём я говорил вам ранее. Техникой нужно заниматься всегда, в любом возрасте. Неважно, звезда ты уже или ещё нет. Тот же Яшин – он был тогда миллионером, мог ведь и не слушать меня! Но посмотрите его голы – он всегда в стойке, высоко, голова поднята. Всё видит, всё время повернут к воротам – он готов бросить и отдать. Поэтому и накрыть его было почти невозможно.
*на экране видео с юрким парнем из Финляндии*
Узнаёте мальчонка? Капитан «Монреался» Саку Койву! Посмотрите на его приёмы и развороты, как он шайбу накрывает, ногами дорабатывает, плечами двигает – вот для чего он ко мне приезжал, занимался у меня на сборах. Хотя тоже миллионером уже был! Они этим занимались у меня не для цирка, а для игры. Придумывайте свои упражнения – показывайте их детям, делайте так, чтобы все эти элементы можно было применить в игре. Хотя бы раз получится забить после финта или обводки – уже польза!
А почему Койву лысый? Кто скажет?
– Победил рак, – из зала.
Да, рак мальчишка пережил… Его отец у меня был ассистентом в Финляндии, помню звонок от него. Я беру трубку и слышу, как мужик рыдает… Я говорю: «Ты чего?». Парень, говорит, прилетел в Канаду, а у него рак обнаружили. Но вот у Саку двое сейчас, он работает в Турку – делает такую же академию, как и у вас в Казани.
Артём Анисимов несколько лет назад приезжал ко мне на сборы в Швейцарию, занимался тем же, чем и Яшин в своё время – техникой. Я ему говорю: «Ты что, Артём, такой деревянный стал? Давай-ка приезжай ко мне». Над чем мы с ним занимались, кто скажет?
– Над техникой, – из зала.
– А для чего нужна техника? Чтобы забивать!
Мы с ним занимаемся голами, весь мир к этому стремится. Забиваешь – играешь. Я вот с Володей Ткачёвым из «Ак Барса» долго разговаривал: он техничный, но мало бросает. Я всем нападающим говорю: «Ты ведь должен быть забивающим! Будешь забивать – предложат контракт, будут деньги платить, сможешь семью содержать».
О ДИСЦИПЛИНЕ
Когда работал в Финляндии, летом мы постоянно занимались на улице. Почему? Мы и так всю зиму во дворце, там тяжело тренироваться – воздуха практически нет. А на улице тепло, свежий воздух – благодать.
Постоянно играли в ручной мяч на маленьком поле – для быстроты реакции. Ручной мяч, регби, футбол – во всё играли по круговому методу, моделировали хоккейный выход из зоны через пас, постоянные передачи в пятёрках, движение, смены. Сейчас во всей Европе это применяется. Со штангами тоже работали прямо на улице, но брали небольшие веса. Знаете ведь, почему? Частота движения важна в хоккее, к тому же, с лёгкими весами игроки не травмируются. Но главное – мы играли. Летом, осенью, зимой – игра была важнее всего, учили профессиональных хоккеистов всегда что-то придумывать, взаимодействовать, играть. А ещё обратите внимание, сколько у меня людей по полю футбольному бегают – откуда столько? Я подключал молодёжь, там совсем молодые пацаны вместе с профессионалами, всю молодёжную команду я брал к себе на занятия. А как иначе? Мне бы в Финляндии тогда сказали: «До свидания».
Должен сказать, что финны, шведы – очень дисциплинированные. Им скажешь пробежать 5 километров – они пробегут ровно 5 и даже не подумают пробежать меньше. У нас вот в КХЛ сезон закончился в марте, чем многие игроки занимаются? На пляжах лежат. Все разбежались.
Сейчас собрали олимпийскую сборную в Новогорске – все приехали, кто откуда. Кто-то с пляжа, Огурцов (Дмитрий Огурцов – защитник «Нефтехимика», – авт.) вообще не доехал. Швейцарцы, наоборот, после сезона ничего не отменяют – неделя перерыва, а потом снова начинают тренироваться до июня-июля. Занимаются физподготовкой, на льду катаются. Они считают, что отпуск должен быть как у обычного гражданина – одну-две недели, а потом снова на работу.
А у нас как? В марте не попал в финал – отдыхаешь два-три месяца. Потом их не соберёшь, некоторым месяц нужен будет, чтобы в нормальный вид себя привести. Мы перестали работать! Финны или шведы, например, после сезона турниры проводят: набирают две команды из игроков юниорской, молодёжной и взрослой команд. Дня два-три играют.
Я это говорю для того, чтобы вы, тренеры, обратили на это внимание. С вас сейчас спрашивают только за результат, а за подготовку – не спрашивают. В пример поставлю Зинэтулу Хайдяровича. Я ведь знаю, как он может и мог работать с молодыми. В «Динамо» он человек девять привёл в первую команду – шикарные ребята! Никого не подпускал, сам с ними работал. Это сейчас нам говорят: «Выиграй!». И всё, про подготовку ни слова. Я считаю, что нужно спрашивать с руководителей. А нам такие моменты необходимо учитывать.