У Джей-Зи есть спортивное агентство. Он подписал Лукаку и Дюрэнта

Рэпер расширяет бизнес-империю.

На 70-й минуте матча с «Борнмутом» Ромелу Лукаку забил 15-й гол в сезоне и показал треугольник. В тот же день бельгиец объявил в твиттере, что присоединился к агентству Roc Nation Sports, и символ приобрёл другую трактовку. Оказалось, что это не просто треугольник, а бриллиант – фирменный знак рэпера Джей-Зи.

В начале карьеры Джей-Зи мечтал, что когда-нибудь его альбом разойдётся с тиражом в 10 млн копий и получит бриллиантовый статус. За 22 года это достижение так и не покорилось рэперу, но 13 платиновых (больше миллиона) сольных альбомов и ещё три совместных – тоже неплохо.

Из-за успехов рэпера знак, который показал Лукаку, стали принимать за глаз Гора – символ иллюминатов. Якобы Джей-Зи всем обязан некому тайному обществу. Кажется, что всё, к чему прикасается рэпер, становится золотом. Он руководил музыкальным лейблом, выпускал одежду, продавал шампанское, владел акциями баскетбольной команды, был управляющим ночного клуба, запустил музыкальный сервис и теперь основал своё спортивное агентство.

Лукаку – не единственный футболист в Roc Nation Sports. Ранее Джей-Зи стал сотрудничать с защитником «Баварии» и сборной Германии Джереми Боатенгом. Причём интересы футболиста рэпер представляет не полностью. Агентство работает с ним только в США, в остальных случаях Боатенг сотрудничает с немецким агентством SAM Sports.

Другими словами, Джей-Зи не получает комиссионные с контракта игрока с «Баварией». Заработать на Боатенге он может только через рекламные контракты с американскими компаниями. Продвижение спортсменов – вот на что делают упор в Roc Nation Sports.

Фото: Ari Perilstein, gettyimages.com


Впервые Джей-Зи задумался о создании Roc Nation Sports ещё в 2008 году. Так говорил президент агентства Хуан Перез: «Мы сходились на мнении, что спорт связан с индустрией развлечений. Но до нас никто не додумался соединить спорт и развлечения. В один момент Джей вспомнил о нашей идее и сказал: «Давай займёмся этим».

Принято считать, что первыми шагами Джей-Зи при создании Roc Nation Sports стали продажа доли в «Бруклин Нетс» (агент не может владеть клубом) и получение агентские лицензии от НБА и МЛБ. Но путь рэпера к спортивному агентству начался задолго до этого.

Перез познакомился с Джей-Зи в 1996 году. Тогда рэпер выпустил первый альбом Reasonable Doubt («Обоснованное сомнение») и ещё не отошёл от торговли наркотиками. Со спортом он познакомился в старших классах, когда сдружился с баскетболистом Дехейвеном Ирби. «Он [Джей-Зи] не из тех, кто просто гоняет мяч. Казалось, он очень долго анализирует ситуацию, прежде чем что-то сделать. Думаю, он придеживается такой тактики и сейчас», – приводит слова Ирби Зак О’Майли Гринберг в книге Empire State of Mind.

В 1988 году Ирби перебрался из Марси (Бруклин) в Трентон (Нью-Джерси). Он хотел перейти в более сильную баскетбольную команду, но вскоре бросил тренировки и перешёл на продажу наркотиками. Деловым партнёром Ирби выбрал Шона Картера, которого тогда называли Jazzy (позже псевдоним эволюционировал до Jay-Z). Перенаправляя наркотики из Нью-Йорка в другие города, рэпер сформировал первые представления о предпринимательстве.

За неделю Джей-Зи продавал килограмм кокаина за 12 тыс долларов, а через некоторое время – за 28. Он не мог заработать столько на рэпе, поэтому даже не строил планы на музыкальную карьеру. Всё изменилось в 1994 году – тогда Джей-Зи стал постепенно отходить от наркобизнеса. По одной версии, рэпера заказали, и он еле избежал убийства. По другой, он всё-таки поверил, что на музыке можно зарабатывать так же, как на наркотиках.

Сам Джей-Зи рассказывал, что стал думать, как будет жить в 30, 35, 40 лет и доживёт ли до этого возраста вообще, если останется барыгой.


Найти себя в музыке Джею помог продюсер Кларк Кент, который работал на Atlantic Records и одним из первых разглядел его талант. Кларк свёл рэпера с Дэймондом Дэшем. В то время Дэш занимался организацией вечеринок и славился тем, что на его тусовках первые 100 девушек получали бесплатное шампанское. При поддержке Дэша Джей-Зи выпустил первый сингл – I Can’t Get With That.

Из-за забавной техники трудно поверить, что этот парень продолжает торговать наркотиками. Тра-та-ташный рэп отлично демонстрировал умения Джей-Зи, но не мог принести настоящего коммерческого успеха. Поэтому на первом альбоме, который вышел через два года, от былой техники не осталось практически ничего (разбор HipHopDX на эту тему).

Несмотря на упрощённую технику, новый альбом не удалось продать крупным лейблам. Причина – в смысловой части. Остальные рэперы читали об уличной жизни простым языком, а Джей-Зи рассказывал о жизни наркодилера так реалистично, что только такие же дилеры, как он, могли бы полностью понять его тексты и переданные в них переживания.

Команда Джея не стала расстраиваться по этому поводу и создала свою звукозаписывающую компанию Roc-A-Fella Records – отсылка к первому миллиардеру в истории Джону Дэвисону Рокфелеру. Это первый случай, когда Джей-Зи показал, что он не только рэпер, но и бизнесмен и умелый стратег.

Roc-A-Fella стала распространять диски Reasonable Doubt так же, как когда-то распространяла наркотики. На свои деньги (добытые, понятно, через нелегальный бизнес) Джей-Зи и Дэш делали диски, футболки, стикеры и флайеры и торговали ими на улицах, в клубах и даже парикмахерских всех пяти районов Нью-Йорка.

Стратегия приносила успех. Джей-Зи узнал весь город, а Roc-A-Fella Records удалось заключить сделку с Freeze Records, которая брала на себя обязательства по выпуску и продаже конечного продукта. Официально было продано 420 тыс экземпляров Reasonable Doubt, неофициально – 800 тыс. Вот только рэпер не смог получить ни копейки из-за бюрократии в Freeze.

Ситуация усложнялась тем, что лейблу принадлежали права на оригиналы песен Джей-Зи. Это очень ценная вещь. В книге Empire State of Mind приводят пример Майкла Джексона. В 1985 году он купил каталог песен «Битлз», а через десять лет продал компании Sony 50%  каталога аж за 115 млн долларов. На момент смерти в 2009 году доля Джексона оценивалась в 750 млн долларов, а сегодня она стоит более миллиарда.

Джей-Зи удалось получить у Freeze Records права и на оригиналы, и на окончательный продукт. Это был беспрецедентный случай. Любой другой новичок не стал бы тягаться с могущественным лейблом и побоялся, что его карьеру обрежут на корню. Но только не Джей-Зи. Он встречался с более опасными людьми, когда торговал наркотиками.

«Если ты успешно торговал на улицах, то не можешь не презирать всех этих директоров, – объяснял смелость Джей-Зи Кларк Кент. – Ты знаешь, что можешь заткнуть их всех, если только захочешь. Ты был на улицах. Ты справлялся с теми, кто хотел убить тебя или захватить твою территорию».

Джей-Зи пользовался навыками переговоров, полученных на улице, всю дальнейшую карьеру. Дальше он заключил контракт с легендарным лейблом Def Jam, по которому получал больше 50% прибыли. Затем возглавил Def Jam и вернул его с того света, рекрутировав таких артистов, как Канье Уэст и Рианна. Услышав песню 17-летней Ри, Джей-Зи сказал: «У тебя два выхода. Через дверь, если подпишешь контракт. Или через окно». Кабинет находился на 29-м этаже, так что Рианна приняла предложение Джей-Зи.

В 2008-м Джей-Зи понял, что нужно переходить на другую форму работы. Продажи альбомов упали с 800 млн копий в 2000 году до 400. В этот момент рэпер ушёл из Def Jam и заключил десятилетний контракт с концертным промоутером Live Nation на 150 млн долларов. Он предоставил права на выпуск и лицензирование своих продуктов в обмен на большие единовременные выплаты.

Так он получил 50 млн на создание агентства для музыкантов Roc Nation (производное от Roc-A-Fella и Live Nation). Первой находкой Roc Nation стал рэпер J.Cole. Джей-Зи полностью контролировал продвижение новичка: от концертных туров до публикаций в журналах. Каждый из трёх альбомов J.Cole, выпущенных усилиями Roc Nation, продавался количеством минимум 500 тысяч, а новый альбом KOD вполне может установить новую планку.

Наконец, в 2013-м у Roc Nation появилось подразделение Roc Nation Sports. Спортивное агентство стало работать в сотрудничестве с Creative Artists Agency, которое представляет интересы Леонардо ди Каприо и даёт Джей-Зи теоретический выход на Криштиану Роналду.

«Мы рады, что наш спортивный отдел – это часть большой компании, – говорит президент спортивного агентства про брендированию и планированию Майкл Йормак. – Мы можем выбирать. Поверьте, мы бы подписали уже 100 спортсменов, если захотели».

Йормак указывает на главную фишку компании – экслюзивность. Присоединясь к Roc Nation Sports, спортсмен становится частью элитарного клуба. На многих, разумеется, производит впечатление сам Джей-Зи. Перед заключением контракта все атлеты встречаются с рэпером, а своим первым клиентам он даже дарил «Мерседесы». Но и без автомобилей Джей смог бы найти общий язык со спортсменами.

Дело в том, что Джей-Зи, возможно, главный идейный вдохновитель американского спорта.

Своё отношение к бизнесу он формирует так: «Нам говорят, что мы должны придерживаться рамок. Если ты рэпер, то должен читать рэп, ходить с бумбоксом и красоваться цепями в ночных клубах. На этом всё. Ты хочешь покупать картины? Чего? О чём ты говоришь? Людям не нравится, когда кто-то выходит из-за границ».

Сейчас такие слова можно услышать буквально от каждого звёздного темнокожего спортсмена. Когда Леброн Джеймс или Серена Уильямс говорят, что у них большое влияние, что они могут вести бизнес и не должны ограничиваться только спортом, они все пользуются принципами, сформированными Джей-Зи. Рэпер первым вышел за рамки своей профессии и создал вокруг этого культ. Во многом поэтому он считается великим, хотя вы вряд ли вспомните пять его песен.

«Каждый спортсмен хочет стать рэпером, а каждый рэпер хочет стать спортсменом», – объясняет президент Roc Nation Sports Хуан Перез. На этом принципе построено агентство Джей-Зи. Он даёт спортсменам доступ к своим знаниям и получает за это деньги.

В 2003 году Джей-Зи совместно с Перезом открыл в Манхэтене клуб 40/40. По совместительству это был и спотрбар. «At the 40/40 Club, ESPN on the screen», – читал рэпер в треке Dirt Off Your Shoulder. Футболисты, баскетболисты и бейсболисты приходили в 40/40 и просили у Джей-Зи совета, как лучше организовывать свои дела вне площадки. Сегодня эти люди – клиенты Roc Nation Sports.

Примерно такой же трюк Джей-Зи провёл в конце 90-х.

Рэпер и его компания любили носить одежду итальянской Iceberg. Марку даже упоминали в песнях, и с помощью этого продажи Iceberg выросли в три раза. Дэймон Дэш организовал встречу с представителями компании. Он сделал два предложения: либо Iceberg платит Джей-Зи за рекламу одежды, либо помогает ему с выпуском своей линии. Итальянцы ответили отказом. После этого Джей-Зи и Дэш основали линию одежды Rocawear, которая всего за полтора года принесла 80 млн. Партнёры убедились в двух принципах, которые Дэш сформировал ранее:

«Мы не должны позволять другим зарабатывать на нас деньги, и наш стиль жизни не должен быть бесплатной рекламой».

Джей-Зи уже давно не ведёт бизнес с Дэшем, но придерживается этих принципов до сих пор. Даже простые человеческие отношения со спортсменами он обернул в 21,8 млн на одних комиссионных, а при помощи абстрактной крутости своего бренда всего за пять лет заманил бейсболистов МЛБ, несколько топовых футболистов, суперзвезду НБА Кевина Дюрента и одного из самых дорогих футболистов английской премьер-лиги Лукаку.

В песне U Don’t Know из альбома The Blueprint Джей-Зи читает, что «продаст снег зимой и огонь в аду». Описывав свои способности по заключению сделок, рэпер заявляет, что никогда не проиграет. До этой пластинки Джей-Зи шёл на сближение с поп-музыкой, в чём-то копируя P.Diddy. Главным итогом этого периода стал во всех смыслах ужасный клип Sunshine. Уже после Джей нашёл уникальную формулу, которая позволяет ему сочетать уличное кредо с мейнстримом и действительно не терпеть поражений, даже когда дело касается спортивных агентств.

«Y'all should be afraid of what I'm gonna do next», – ещё одна строчка Джей-Зи. Так что если вы Мино Райола или Жорже Мендеш, вам стоит опасаться следующего шага Roc Nation Sports.

Артур Валеев