Юрий Чередник: «Если скорость мяча 100 км/ч, проблемы в приёме будут у любого»

Разбираем первые матчи финальной серии чемпионата России с экс-тренером московского «Динамо» и красноярского «Енисея» Юрием Чередником. В первой встрече казанский «Зенит» выиграл у «Зенита» СПб 3:0, во втором – вырвал победу на тай-брейке, отыгравшись с 0:2.

Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«МИХАЙЛОВ И ВЕРБОВ – ТРУДЯГИ»

– Юрий Константинович, первый матч серии получился не самым зрелищным. Почему «Зенит» СПб выглядел так неубедительно?

– Ты играешь настолько, насколько тебе позволяет соперник. Если Казань позволяет, то соперник, имея хороший подбор волейболистов, может играть на равных. В первом матче казанцы не дали сопернику вздохнуть, а в начале второго матча – не показывал своей игры. Я бы не сказал, что после 0:2 что-то сильно изменилось. «Зенит-Казань» не сделал ничего сверхъестественного. Они просто убрали свои ошибки, начали играть более организованно. Этого хватило.

– В начале первого матча серии было нечто неординарное – казанцы из 10 первых подач не подали 7...

– Согласен, я давно не видел такого у команды столь высокого уровня. Здесь два варианта. Первое – волнение. Чрезмерная ответственность сковывает, негативно влияет на физические кондиции. Второе – тактика. Возможно, была тренерская установка сразу задавить соперника силовыми подачами, максимально рискуя даже путем большого количества ошибок.

– В первом матче «Зенит-Казань» выиграл блок 14:3. За счет чего?

– Мне показалось, что питерцы пытались забивать за счет силы. А если принимаешь такое решение, то исполнение должно быть идеальным, иначе ты просто не оставляешь шансов подстраховать мяч после удара в блок. У Казани агрессивный и высокий блок, который нужно пытаться обыгрывать. Со стороны «Зенита» СПб это была игра в стиле «пан или пропал». Риск не оправдался. Ко второй игре гости произвели разбор, перестроились и начали играть с головой, поэтому ситуация поменялась.

– Есть довольно распространенное мнение, что «Зенит-Казань» выезжает только на Вильфредо Леоне...

– Леон – хороший игрок, которого природа одарила незаурядными физическими данными. Он бесспорный лидер казанской команды и может в нужный момент решить судьбу партии тремя-четырьмя подачами, как это было, например, на тай-брейке второго матча. Но всё равно для него нужно создавать определенные условия и люди, которые его окружают в Казани, с этим хорошо справляются. Я очень симпатизирую таким игрокам, как Максим Михайлов, Алексей Вербов. Эти люди – настоящие трудяги. Они выполняют большой объем полезной работы.

– Леон технически прибавил за годы в Казани?

– Что-то не припомню, чтобы он отыгрывался от блока или выигрывал скидками. Это бывает очень редко. Да и зачем? Есть прыжок, сила, огромная высота съема. Выдумывать ничего не нужно. У него есть козырь, который приносит результат и его надо продолжать использовать. Дай Бог Леону здоровья, чтобы и дальше показывал такую игру, но не против сборной России (улыбается).

Команда играет в тот волейбол, к которому лучше приспособлены ее исполнители. Если у Казани есть Леон, Андерсон и Михайлов, то не надо придумывать какие-то особые комбинации. Можно всё решить за счет физических данных игроков. Поэтому Казань исповедует силовой стиль игры.

«ПРИЯТНО, ЧТО ВОЛЕЙБОЛ В ПИТЕРЕ ПЕРЕЖИВАЕТ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


– Почему Питер упустил победу во втором матче, ведя 2:0?

– После второй партии я начал верить, что они могут зацепить игру. Может быть, подустали, может, эмоционально отдали много сил в первых партиях. Еще раз отмечу – «Зенит-Казань» не играл плохо две партии. Хорошо играл Питер, но на длинную дистанцию гостей не хватило. Казань показала, что сильнее и опытнее.

– По итогам четвертого и пятого сетов казанцы со счетом 21:5 превзошли соперника по показателю «атаки после защиты». Как так?

– Благодаря серьезной подаче, начало работать их основное оружие – высокий организованный блок. Мы говорили, что в первом матче питерцы часто атаковали на силу, попадая в блок и отдавая сопернику чистые очки. Во втором матче они действовали более аккуратно, но Казань показала отличную игру в защите. А людей, которые умеют распоряжаться мячом в доигровке у казанского «Зенита» достаточно.

– На тай-брейке в либеро Артёма Зеленкова прилетели 8 из 9 казанских подач. Почему именно его выбрали «жертвой»?

– Не уверен, что искали именно его. Всё дело в том, что когда подаешь силовую подачу, в любом случае есть разлёт мяча по зонам. Главное – сильно и четко попасть по мячу. Когда мяч летит со скоростью 100 - 110 км/ч, даже у самого лучшего принимающего будут определенные проблемы. Плюс либеро обычно закрывает большую площадь.

– Второй матч серии был решающим?

– Я бы не стал делать прогнозы. Питер дома играет хорошо. Выиграть серию с 0 - 2 у Казани почти невозможно. Я реально смотрю на вещи – для начала нужно зацепить хотя бы один матч. Хотелось бы увидеть интересную игру, которая понравится публике. Мы видим, как много зрителей ходит на волейбол в Санкт-Петербурге. И это здорово. А в плане результата всё будет зависеть от многих факторов. Один из них – психология. У Казани хороший победный запас, они будут себя чувствовать более спокойно и комфортно.

Питеру нужна вера в себя, конечно, подкрепленная хорошей игрой. По большому счету, «Зенит» СПб уже добился большого результата. Команду создали с нуля и она сразу играет в финале. Чтобы побеждать в нём, нужна сыгранность и уверенность в себе. В той же Казани не просто лучшие игроки мира, но и большая сыгранность друг с другом. Это большой плюс для них. А на «Зенит» СПб интересно будет посмотреть на эту команду через год-два, если костяк сохранится. Желаю удачи питерскому клубу. В начале своей игровой карьеры я много лет играл за тогда еще ленинградский «Автомобилист». Приятно, что волейбол в городе переживает возрождение.

Алмаз Хаиров