Александр Степанов: «Все поздравляли с победой «Ак Барса», будто я взял Кубок»

Двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса» Александр Степанов – о победе казанского клуба в финале Кубка Гагарина над ЦСКА (4 -  1).

Фото: Вадим Китаев

«У ЦСКА НЕ БЫЛО ШАНСОВ ОБЫГРАТЬ ОБОРОНУ «АК БАРСА»

– Почему именно «Ак Барс», а не ЦСКА выиграл Кубок Гагарина? 

– Мне кажется, на победу «Ак Барса» в Кубке Гагарина сильно повлиял более опытный тренерский штаб. Для такого успеха команда собиралась не первый год. У казанцев менялись поколения, и они не завоёвывали трофей на протяжении восьми лет. За эти годы в «Ак Барсе» построили чемпионскую команду, которая в итоге взяла Кубок Гагарина.

Помимо тренерского штаба, «Ак Барсу» помогают и менеджеры, которые комплектуют команду. Это огромный механизм, который формировал команду не один день. Наконец-то мы увидели чемпионскую команду, которую было не остановить, к ней было не подъехать и не забить. Может, сам «Ак Барс» тоже не так много забивал, но обыграть такую оборону у ЦСКА практически не было шансов.

– Есть мнение, что главные причины успеха клуба таятся в обновлённом хорошем менеджменте, руководстве клуба, которые смогли всё настроить, а вовсе не в главном тренере. Согласны ли вы с этим?

– Могу сказать про Маганова: в «Ак Барс» пришёл новый человек с амбициями. Знаю, какой он хороший руководитель ещё по своим выступлениям за казанский клуб. Маганов как человек с амбициями, конечно, хотел выстроить эту команду. На мой взгляд, в этой победе большая взаимосвязь: и руководства, и менеджеров, и тренерского штаба.  Если только всё вместе работает в клубе, можно прийти к консенсусу и успеху. У «Ак Барса» это получилось.

– Есть ли вам что вспомнить по знакомству с Магановым?

– Я видел Маганова на награждении, он нас поздравлял после победы в Кубке Гагарина. Удалось с ним поговорить, пообщаться. Он – отличный руководитель, все друзья об этом говорят.

«ГАРИПОВ ВЫРОС ДО ЧЕМПИОНСКОГО ВРАТАРЯ»

Эмиль Гарипов / Фото: БИЗНЕС Online


– Все ждали возвращения Зарипова после дисквалификации. Он начал играть в регулярке, но пропустил некоторые матчи в плей-офф…

– Да, Данис много пропустил. Может быть, какая-то психологическая травма у него была после дисквалификации. Были разговоры, что он вообще может завершить карьеру. В состав этой команды пройти было сложно, но Зарипов доказал в этом плей-офф, что он может играть на высоком уровне и что у него для этого есть силы. Поздравляю его, в пятый раз он уже выиграл Кубок Гагарина! Молодец! 

– Феноменальный успех. Его фамилия чаще всего упоминается на Кубке...

– Да, такой он у нас, в единственном экземпляре (смеётся).

– Стала ли игра Даниса решающим моментом в победе в Кубке Гагарина?

– Честно говоря, я бы так не сказал. Зарипов сделал своё дело, но мы видим, что в команде были и другие лидеры как Азеведо, Клинкхаммер, Галиев. Первая тройка иностранцев внесла очень большой вклад в итоговую победу. Хочу отдельно ещё поздравить Эмиля Гарипова, который вырос до чемпионского вратаря, потихонечку он к этому шёл. Да, где-то не получилось, в полуфиналах, финалах до этого проигрывали.

– Многие болельщики нещадно критиковали Гарипова за игру в регулярке и даже называли его «дыркой». Как вы относились к такой критике?

– Понимаете, казанские болельщики так же и про Билялетдинова говорили. Если у тебя что-то не идёт, некоторые фанаты готовы тебя унизить чуть ли не до половой тряпки. Но когда ты начинаешь снова забивать, отбивать, они начинают тобой опять восхищаться. Есть разные болельщики: одни тебя поддерживают и идут до конца, если у тебя что-то не получается, другие наоборот - критикуют. 

  – А у вас бывало такое в карьере, когда вас делали козлом отпущения? 

 – Может и было, но я особо не обращал внимание на таких товарищей (смеётся). Критикуют и критикуют, всё равно. Болельщики думали вот, когда я расставался с «Ак Барсом», что я сам специально ушёл.  Но из такой команды как «Ак Барс» никто просто так не уходит.

«НА КЛИНКХАММЕРА БАЛЛОНЫ ПО ХОДУ СЕЗОНА КАТИЛИ…»

Роб Клинкхаммер и Мэт Робинсон / Фото: БИЗНЕС Online


– Галиев блеснул в этом плей-офф, хотя в регулярке он играл гораздо слабее. С чём вы связываете такой прогресс Галиева?

– Мне кажется, Билялетдинов заранее определился с составом на плей-офф, и Галиев почувствовал прилив сил, уверенность. Он знал, что будет играть во всех матчах, и это ему помогло в игре. Плюс хорошая тройка у него получилось с Ткачёвым и Зариповым. Они помогали Галиеву, поэтому он раскрылся и прекрасно завершал атаки. Молодец, не стушевался. Значит, Билялетдинов сделал правильный выбор, поставив его в состав.

– Кажется, что вклад некоторых игроков «Ак Барса» в победу недооценили. В частности, Алексея Потапова. Какая его роль в победе? 

 – Ну, думаю, что у Потапова и некоторых других хоккеистов были больше сдерживающие функции, нагрузка в обороне. Они давали лидерам отдохнуть, держали шайбу в чужой зоне. Это же тоже важно. Смотрите, как ребята ложились под шайбу в финале, она даже практически не могла долететь до ворот. В этом в том числе и заслуга Потапова. Хотя у «Ак Барса» вообще не было таких, кто бы не ложился под шайбу.

– Пожалуй, в «Ак Барсе» угадали перед сезоном со всеми легионерами. Ожидали ли вы от них такой сумасшедшей игры, прыти в плей-офф? 

 – На Клинкхаммера по ходу регулярки баллоны катили, что он не забивает. Оказалось, что зря. Он всё всем доказал, забросив победную шайбу в финале. Некоторых легионеров брали перед началом сезона, у тренерского штаба с руководством было время на них посмотреть. Если бы «Ак Барс» сделал неудачный выбор, думаю, у клуба была бы возможность всё в сезоне поменять. Но, как видите, все иностранцы помогли казанцам выиграть Кубок и отлично сыграли в плей-офф.

«АЗЕВЕДО? КАНАДЦЫ В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ИНОСТРАНЦЕВ НЕ ОТКАШИВАЮТ ПОСЛЕ ТРАВМ»

Джастин Азеведо / Фото: БИЗНЕС Online


– Азеведо перед плей-офф долго восстанавливался от перелома ноги, но стал самым ценным игроком КГ. Удивило ли вас, что он смог набрать такую форму после тяжёлой травмы?  

– Азеведо уже не первый год играет за «Ак Барс», для него это был уже третий финал. Я сразу увидел, что он – большой профессионал, отношусь ко всем канадцам с большим уважением. Эти ребята – профессионалы. Когда канадцы сюда приезжают, они правильно себя ведут: ни как некоторые другие иностранцы, который могут откашивать после травмы. Азеведо – молодец, что смог подготовить себя после травмы. Он знал, что «Ак Барс» будет бороться за медали и пойдёт далеко по плей-офф. В итоге Азеведо вышел на высокий уровень к Кубку Гагарина и показал всё на что он способен на данный момент.

– Сказались ли на победе «Ак Барса» лишние дни отдыха?  Сильно ли повлияло на итоговый результат то, что СКА и ЦСКА вымотали друг друга в полуфинале? 

– Не думаю, что это сыграло огромную роль. Я не видел того, что из-за серии со СКА ЦСКА чего-то не хватало в матчах с «Ак Барсом». Перед финалом у армейцев было много дней отдыха - пять. Они были в тонусе, для спортсмена это нормальный цикл для восстановления и дальнейшего продолжения игры. Если бы ЦСКА мог бы добавить в финале, они бы добавили. Но «Ак Барс» играл везде надёжно и уверенно, что просто не давал создавать какие-то опасные моменты сопернику.

– Мэт Робинсон признался, что ЦСКА после СКА не хватило энергии на финал. Это нормальная ситуация?

– Думаю, ЦСКА могло психологически не хватить, потому что они обыграли СКА. И у них может быть возникла уверенность, что если их команда обыграла петербургский клуб, то, значит, выиграют серию у «Ак Барса». Ведь СКА были лучшими в сезоне, выиграли регулярку. Но не тут-то было, у казанцев очень мощная и мобильная команда, что они и показали в финале. ЦСКА не нашёл ключей к обороне «Ак Барса».

«У МЕНЯ СЕЙЧАС СТОЛЬКО ПОЗДРАВЛЕНИЙ, БУДТО Я ТОЖЕ ВЫИГРАЛ»

– Что вам вспоминается из побед клуба в Кубке Гагарина с вашим участием?

– Самая сложной была седьмая игра с Ярославлем в плей-офф-2009/10. Шестая тоже непростая, мы тогда им проигрывали в серии. Вспоминаются моменты, как болеет город, встречают болельщики после побед в Кубке Гагарина. Остались от «Ак Барса», Казани и всех болельщиков радостные, тёплые и безумные чувства. До сих пор казанский клуб в моём сердце, такое не забывается.

– Какие у вас были эмоции после этой победы «Ак Барса» в Кубке Гагарина? 

 – Я был в момент победы «Ак Барса» в студии на телевидении. Очень порадовался такому результату клуба, были очень приятные и тёплые чувства. У меня в Казани, «Ак Барсе» осталось много друзей. И меня все поздравляли с этой победой. Телефон у меня просто разрывался как будто я тоже завоевал этот Кубок Гагарина (смеётся). До сих пор пишут и поздравляют. 

  – А с кем вы общаетесь сейчас из «Ак Барса»? Поздравляли ли кого-нибудь самим? 

 – Конечно, общаюсь с Зариповым, так как мы с ним выигрывали Кубок Гагарина, также на контакте со многими сотрудниками клуба. Всех поздравил. 

  – А Зарипову написали или позвонили? 

– Зарипову написал. Думаю, сегодня поговорить. 

  – А что написали ему? 

 – Написал: «Данис, с победой! Красавец! Стал пятикратным…». Потом поговорим.

«БИЛЯЛЕТДИНОВ ПЕРЕИГРАЛ НИКИТИНА»

Фото: БИЗНЕС Online


– Если сравнить «Ак Барс», за который вы играли, и нынешний, какая команда сильнее? Можно ли их сравнивать? 

– «Ак Барс» всё равно был и остаётся системным клубом, поэтому их с этой точки зрения можно сравнить. Но думаю, это были две разные команды. У нас чуть-чуть другое было первое звено. Но нельзя говорить, какая из них сильнее, потому что сыграть друг с другом мы не сможем.

– В чём Билялетдинов в финале переиграл Никитина как тренер?

– Когда Казань повела в серии со счётом 2 - 0, стало понятно, что план Билялетдинова работает, а в ЦСКА не могли, наоборот, подобрать ключи к обороне «Ак Барса», создавал больше опасных моментов. Никитин после первых двух матчей должен был что-то делать, менять. Считаю, что Билялетдинов переиграл Никитина.

– Показалось, что Никитин выглядел немного растерянным после второго матча...

– Да, он был растерянным, не знал, что делать. Не понимал, как ему себя вести. Думаю, они много до серии разбирали Казань, пытались что-то сделать, но у них ничего не получились. В ЦСКА не нашли те варианты, которые могли помочь москвичам зацепить серию.

– Странно ли для вас, что ЦСКА, несмотря на серьёзный индивидуальный класс игроков… 

 – Вы так думаете? А я не уверен в этом. Да, в ЦСКА есть молодые талантливые ребята, но чуть-чуть не отбитые. Может быть, некоторые из них и олимпийские чемпионы, но тот же Азеведо и другие в чемпионате КХЛ, который считаю довольно сильным, много раз играли в плей-офф, боролись за Кубок Гагарина. Не скажу, что игроки «Ак Барса» индивидуально слабее, чем у ЦСКА. Про Восток просто забыли, всё смотрели на Запад. Но в Востоке тоже сильные команды.

  – Тем не менее у ЦСКА хороший подбор игроков...

 – Да, хороший. Но хорошо, что «Ак Барс» как представитель Востока взял Кубок Гагарина, потому что все изначально смотрели на Запад и думали, что там все сливки, всё самое лучшее.

– Победа «Ак Барса» может послужить толчком к развитию лиги? 

 – Конечно. Кубок на Востоке, а не Западе. Клуб сохраняет свои традиции, пытается удержать игроков и кого-то нового подыскать. «Ак Барс» сохраняет лицо, имя в отличие от Уфы, Омска, которые каждый год меняют тренеров, по половине состава и тренеров. При этом, посмотрите, многие игроки, которые были не нужны СКА и ЦСКА, сейчас у «Авангарда» и «Салавата Юлаева». Не говорю о том, что они плохие игроки, но просто показательно, что все они прошли через СКА и ЦСКА. Из-за этого уровень хоккея падает, нет борьбы между командами и творится что-то непонятное. Хотелось бы у Уфы и Омска видеть какую-то стабильность. 

– Почему, несмотря на хороший подбор игроков, на протяжении всего сезона «Ак Барс» играл в один и тот же прямолинейный хоккей?

– У «Ак Барса» в этом году была безумная оборона с хорошей атакой, много создавали моментов, играли в чужой зоне, забивали. Такой нестандартный игрок, как Зарипов пришёл, мне очень понравилась его тройка, как она играли. Ребята постоянно создавали опасные моменты и забивали. Нужные голы забили для команды. Считаю, что нельзя одной системой играть, атака всё равно должна быть нестандартной…

– Этого у ЦСКА нет уже давно… 

– Да. И даже те ребята, которые пришли в ЦСКА в этом сезоне, не смогли себя показать в московском клубе. Может быть, это нехватка опыта. Не могу даже сказать, почему они играли так, как должны играть. Возможно, им не дал это сделать «Ак Барс».

– Оказало ли влияние на победу Казани то, что игроки ЦСКА и СКА приняли участие в Олимпиаде, а у казанцев из россиян никто в Корею не поехал? 

– Думаю, что в этом плане психологический момент присутствовал, а он очень сильно влияет на настрой. Видимо, в ЦСКА думали: «Раз мы обыграли СКА, значит, сейчас спокойно обыграем «Ак Барс». А надо в плей-офф, особенно в решающих стадиях, очень серьёзно настраиваться на каждого соперника. Может быть, действительно игрокам ЦСКА из-за Олимпиады где-то не хватило необходимых эмоций для победы.

– Можно ли сказать, что «Амур» оказался для «Ак Барса» самым сложным соперником по плей-офф?

– Это не совсем так, там просто и перелёты были долгие, и смены часовых поясов, и начало плей-офф. Когда я играл, первые раунды у нас обычно были одни из самых тяжёлых. Но если команда сильнее классом, она выигрывает эти первые матчи плей-офф. 

«Ак Барс» – чемпион. Ура!

Они привели «Ак Барс» к Кубку Гагарина

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Александр СТЕПАНОВ
Дата рождения
: 26 апреля 1979 года 
Место рождения: Москва
Карьера: «Динамо» (Москва) – 1997 - 2005; «Ак Барс» (Казань) – с 2005 - 2011; «Северсталь» (Череповец) – 2011 - 2012; «Салават Юлаев» – 2012 - 2015; «Витязь» (Подольск) – 2016 - 2017.
Достижения: трёхкратный чемпион России (2000, 2005, 2006), серебряный призёр чемпионата России (1999, 2007), обладатель Кубка европейских чемпионов (2007), обладатель Континентального кубка (2008), двукратный обладатель Кубка Гагарина (2009, 2010).

Алексей Дубровин