Томас Бах снова вышел на тропу войны.
На днях президент Международного олимпийского комитета Томас Бах поддержал инициативу международной федерации тяжелой атлетики сократить количество олимпийских лицензий для стран с антидопинговыми нарушениями. Последствия этого решения можно будет заметить уже на следующей Олимпиаде в Токио.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ
«Россия и другие страны с допинговыми проблемами не должны иметь равные права с остальным олимпийским сообществом!» – прозвучал тезис на заседании МОК. Уже перед Олимпиадой в Токио-2020 может быть рассмотрен вопрос о сокращении квот на Олимпиаду для членов комитета с плохим послужным списком. Готовится целый список стран и видов спорта.
Инициатива исходит лично от президента МОК Томаса Баха. Выступая на совместном заседании МОК и ассоциации летних олимпийских международных федераций (АСОИФ), он рекомендовал другим видам спорта последовать примеру Международной федерации тяжелой атлетики (ИВФ), которая недавно объявила о новых правилах и критериях отбора на Игры.
Основой новой антидопинговой политики ИВФ стало повышение ответственности за нарушение «чистоты» спорта. Теперь санкции накладываются не только на спортсменов, но и на федерации, из-за чего страны лишаются квот на участие в Олимпийских играх. В итоге пять стран с многократными антидопинговыми нарушениями, включая Россию, поедут в Токио в усеченном составе.
Бах призвал международные федерации применить санкции к российским спортсменам, которые находятся в базе данных LIMS (лабораторная информационная система) из московской антидопинговой лаборатории. Президент МОК считает, что это очередная «коллективная» санкция, то есть не против конкретных спортсменов, а против государства, системы. По его мнению, только такой подход поможет искоренить проблемы допинга в России. «Но при этом такая мера учитывает и необходимость индивидуальной справедливости», – уверяет функционер.
Сейчас комиссия МОК готовит список из 33 олимпийских видов, наиболее подверженных допингу, и составляет список специальных рекомендаций для них.
«Сейчас IWF сокращает квоты на участие в Олимпийских играх и на чемпионатах мира для стран, имеющих большое количество положительных допинг-тестов, из чего можно сделать вывод, что антидопинговая система в этой ассоциации должна быть улучшена. Я думаю, исполком МОК уже одобрил этот подход, мы поддерживаем его. Это хорошая пища для размышлений для всех нас», – приводит слова Баха insidethegames.biz.
ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ ЕСТЬ УЖЕ СЕЙЧАС
Казахстану, Азербайджану, Армении и Беларуси и России разрешили заявить только по два тяжёлоатлета (мужчину и женщину) на Игры-2020 представители этих стран допустили более 20 нарушений антидопинговых правил с 2008 по 2020 год.
Президент федерации тяжелой атлетики Ирана Али Моради назвал такой подход несправедливым и пообещал, что будет оспаривать это наказание:
«Ведущие тяжелоатлеты страны регулярно проверяются на допинг, их пробы бывают чистыми. Согласно статистике IWF, с 2008 года у иранских тяжелоатлетов было зафиксировано десять положительных допинг-проб. А страны, у которых было по девять положительных проб, смогут отправить в два раза больше спортсменов. Это очень странно и нечестно. Тяжелая атлетика – традиционный спорт, который пользуется большой популярностью в нашей стране. Иран вкладывает большие средства в развитие и продвижение тяжелой атлетики».
Но Бах говорит, что нынешняя антидопинговая система себя исчерпала и последние допинговые скандалы лишнее тому доказательство. «Меж тем Игры в Пхёнчхане, во время которых мы стали уже гораздо строже к допингу, стали одними из самых чистых за долгие годы. Мы должны использовать этот опыт и идти вперёд в этом направлении», – отметил Бах.
Комиссия МОК мотивирует подобные санкции решениями арбитражного суда CAS, где только 11 из 39 уличенных в допинге российских спортсмена были оправданы. Также в начале мая должны быть назначены слушания по десятку новых дел. Летние виды спорта ждут приговоров CAS, прежде чем запускать свои собственные дела.
Заявление Баха может иметь огромный эффект, развязывая руки энергичным борцам с допингом в различных федерациях. Федерация тяжелой атлетики России создала прецедент, который МОК поддержал. Нет сомнения, что теперь и в других федерациях квоты будут распределяться менее прозрачно. Главная проблема инициативы – теряется спортивный принцип, федерации смогут распределять квоты, по сути, по своему выбору, игнорируя результаты предолимпийских выступлений.
Инициативу уже раскритиковали первые «жертвы» – Беларусь и Иран, а решения CAS стали важнейшей темой на крупнейшем саммите SportAccord.
«Если квоты сократят так, как это заявлено, Олимпиада превратится в посмешище, – высказался на эту тему олимпийский чемпион по тяжелой атлетике из Беларуси Андрей Арямнов. – С одной стороны, сложно представить, кто там будет выступать и какие веса поднимать. С другой, я не очень верю, что подобными методами можно исправить ситуацию с допингом в спорте. С гораздо большей вероятностью такие решения навредят олимпийскому движению. Уже сейчас скандалов и политики вокруг Олимпиад стало слишком много. Уверен, если так будет продолжаться и в будущем, очень скоро Игры перестанут быть для спортсменов действительно значимым турниром».
Согласен с ним и главный тренер мужской сборной России по тяжелой атлетике Олег Писаревский.
«Решение международной федерации – это просто издевательство над нашей страной, над самой сильной командой. И нет никаких объяснений унижения нашей страны. Ведь всегда борются не индивидуально с видом спорта, а с целой страной».
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
Недавно прошел чемпионат Европы по тяжелой атлетике, и Россия в нём не участвовала. По тем же причинам – национальная федерация была дисквалифицирована за антидопинговые нарушения. Такая же ситуация у нас в легкой атлетике, были проблемы в академической гребле. Это самые явные кандидаты на сокращение квот для России, в зоне риска отметим велоспорт, синхронное плавание, спортивная гимнастика, фехтование и плавание. В зимних видах биатлон, лыжи, сани, босбслей, шорт-трек и конькобежный спорт.
Впрочем, стоит отметить, что в лишении стран олимпийских квот есть и юридические тонкости. Это прямое нарушение или изменение действующего олимпийского устава и олимпийской хартии. А изменения можно проводить только раз в десять лет и последний устав утвердили совсем недавно – в январе 2015 года. Но вряд ли комиссию МОК это остановит, она настроена решительно.
Президент ВАДА сэр Крейг Риди уже предупредил во время Генеральной ассамблеи АСОИФ, что репутация всех руководящих органов будет нарушена, если они не смогут закончить вовремя свои расследования. «Мы видим до сих пор, что IWF не так активно работает в антидопинговой сфере. Процент закрытых дел ничтожно мал. Незаконченные процессы подрывают нашу общую репутацию и вредят чистому спорту», – приводит слова Риди BBC.
Президент ASOIF Франческо Риччи Битти признал на заседании МОК, что это действительно большая проблема, над которой будет работать все мировое спортивное сообщество. К лету планируется создание еще одного межнационального надзорного антидопингового органа с куда большими, чем у ВАДА возможностями и полномочиями.
В итоге у России могут быть большие проблемы. Журналист ARD Хайо Зеппельт заявлял, что порядка 4500 российских спортсменов в 23 видах спорта систематически принимали допинг последние десять лет. Так как ВАДА использует принцип «презумпции виновности», совсем скоро во всех этих видах спорта Россия на Олимпиаде будет выступать в качестве туристов.