«Салават Юлаев» стал самым активным клубом в КХЛ после открытия трансферного окна. Однако путь, на который встал уфимский клуб после пресловутой «смены вектора» не стал более выразительным. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» разбирается в том, что ждёт уфимский клуб в ближайшие годы и каким он должен быть.
КАК, СКОЛЬКО И НА ЧТО ТРАТИТЬ?
Чемпионство «Ак Барса» должно дать повод Уфе задуматься о том, к чему всё идёт. Последний раз «Салават Юлаев» был близок к Кубку Гагарина семь лет назад, постепенно превращаясь из топ-клуба в крепкого середняка, чей максимум – финал конференции. Впрочем, даже этого максимума команда за семь лет добилась лишь два раза и оба раза проиграла «Магнитке». Также думали когда-то и про Казань, а они неожиданно для многих смогли взять Кубок Гагарина, гнув свою линию все последние годы.
Неудачи можно оправдать лишь двумя способами – в команде нет денег или толпы своих воспитанников. С деньгами в Уфе проблем нет: «Салават Юлаев» - один из самых надежных и честных клубов КХЛ. По нынешним временам, такой статус есть лишь у нескольких клубов. При этом, своих воспитанников в команде – раз-два и обчёлся. После ухода Александра Логинова место в составе из своих получит лишь Станислав Гареев, за его спиной – никого, кроме лимитчиков, которые без этого лимита в «Салавате» бы не играли.
Тучные времена фонда «Урал» прошли, когда уфимский клуб не считал деньги, скупая игроков готовыми пятёрками или составляя команду исключительно из звёзд, когда даже Александр Свитов в свои лучшие годы играл в четвёртом звене. Теперь в «Салавате» должны задуматься над тем, как и сколько тратить денег и к чему вести хоккей в Башкирии. Куда вообще двигаться клубу, который столь любим и популярен в республике.
ПУТЬ ПЕРВЫЙ: «ВРЕМЯ РАХИМОВА»
Путь первый – вернуться к тем временам, которые были при Муртазе Рахимове. Залить рынок деньгами, как это делают сейчас СКА и ЦСКА. И каждый год ставить одну-единственную задачу – Кубок Гагарина.
В Уфе это уже проходили. В конце нулевых Олег Гросс комплектовал команду исключительно по собственному желанию, не глядя на суммы в контрактах. «Салават» дико перегревал рынок, подписывая Александра Радулова, Виктора Козлова, Вячеслава Козлова, Игоря Григоренко, Сергея Зиновьева, Олега Твердовского, Александра Ерёменко и других звёзд. Это приносило результат: за четыре года – два Кубка, финал конференции и три выигранные регулярки.
Что это дало городу? Любовь к хоккею у Уфы была и раньше, но хоккейный бум в конце нулевых дорос до исторического максимума. Секции переполнялись игроками. «Если в Киеве идёт набор в хоккейные секции, у нас не хватает людей для тренировок, то в Уфе – отбор», – говорил тренер юлаевской СДЮСШОР Рамиль Юлдашев, который тогда работал в системе киевского «Сокола». Группы были настолько большими, что тренировки у некоторых возрастов начинались в шесть утра, а количество детей в каждой из секций с 2000 по 2004 годов рождения зашкаливало за сотню. То поколение, которое стало заниматься хоккеем в чемпионские сезоны, подросло и локальные успехи у тех возрастов есть. Например, в этом сезоне в сборную России до 16 лет вызывали троих воспитанников «Салавата», до 17 лет – двоих, а до 15-ти – сразу шестерых. Более поздние тоже играют достаточно успешно – недавно 11-летние юлаевцы вышли в финал Кубка Газпромнефти, который является лакмусовой бумажкой для показателей в детском хоккее.
Вернуть то время сейчас выглядит невероятной задачей, но нужна лишь политическая воля. Но вот будет ли соответствовать такой подход духу времени? Президент страны Владимир Путин из раза в раз повторяет, что государственных денег в спортивных клубах должно становиться меньше, ещё и КХЛ давит, пытаясь ввести жесткий потолок зарплат. А тут пример футбольной «Уфы» перед глазами: клуб за счет менеджерских талантов директора умудряется конкурировать с грандами и биться за еврокубки с бюджетом, который в два с лишним раза меньше, чем у хоккейного собрата.
ПУТЬ ВТОРОЙ: НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ И БЫТЬ СЕРЕДНЯКОМ
Немалый бюджет в 2,5 млрд рублей не позволяет клубу считать себя олигархом, особенно учитывая, что нужно содержать фарм-клуб, молодёжку, школу и женскую команду.
В современном «Салавате Юлаеве» всё довольно просто и понятно. Работа строится на сохранении лидеров, вокруг которых лепится команда. Этот путь самый простой – комплектация на уровне середняка и переход в режим ожидания. Появился вдруг условный Василевский – выстрелила команда. Удалось провернуть несколько удачных сделок, нашлись деньги на звёздных хоккеистов – появились надежды на медали. Надо признать, что селекция этим летом прошла успешно, клуб реально укрепился, но добраться даже до финала Кубка будет неимоверно тяжело.
Каждый год команда комплектуется, исходя из внутреннего потолка зарплат. Бюджет позволяет держать в команде несколько звёзд и привлекать крепких середняков. Правда, в третьем-четвёртом звеньях в команде есть нападающие, не забивающие по 20 - 30 матчей, что считается для них нормальным. Всего этого недостаточно, чтобы конкурировать даже с восточными топ-клубами, а проблемы в плей-офф может создать беззвёздный «Трактор». «Салават» стал этаким вариантом английского футбольного «Тоттенхэма», у которого есть амбиции, неплохой бюджет, но места – вечно за пределами вершины.
Этот вариант принят в Башкирии за основной, где хоккейный клуб – инструмент в руках руководства региона. Сильный «Салават» ассоциируется с сильным главой, а ждать наверху не любят. Поэтому и идут эти рокировки тренеров и менеджеров по указанию сверху, поэтому и появляются внутренние разборки уровня Вайсфельд – Захаркин, от которых не выигрывает ни одна из сторон. Кроме прочего, это ещё и путь в никуда. Отказа от медальный амбиций нет, но все понимают какова реальность. Возникает ключевой вопрос – для чего всё делается? Клуб живёт, чтобы просто существовать, кормить приезжих хоккеистов или элементарно «не злить болельщиков»?
ПУТЬ ТРЕТИЙ: РАСТИТЬ СВОИХ
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов после окончания сезона дал понять, что идеальный путь развития клуба – растить свои кадры. Этот путь самый сложный и тернистый, и он не для всех. Хамитов называет «Салават» «народной командой», но по-настоящему народной она станет только тогда, когда в ней будет играть намного больше башкирких игроков, чем один собственный воспитанник.
Времена, когда «Салават Юлаев» был почти полностью составлен из собственных кадров завершились почти 20 лет назад. Однако, даже в период первого чемпионства клуба десятилетней давности, в Уфе первая тройка была составлена из выходцев юлаевской школы: Игорь Волков – Николай Заварухин – Андрей Сидякин. Причём, совсем не номинально – Волков был лучшим снайпером команды в плей-офф. Кроме них, в той команде играли Руслан Нуртдинов, Александр Логинов, Артём Гордеев, Павел Доронин. А возглавляли её Сергей Михалёв и Венер Сафин.
Давно уфимская хоккейная школа не выпускает игроков, способных бороться за медали в КХЛ. Периодически из неё выходят хоккеисты, которые не теряются в больших клубах, но, во-первых, они не способны играть на ведущих ролях, во-вторых, их мало в КХЛ, чтобы можно было выбирать. Проблема школы – отдельная тема, но есть и другая, не менее важная – нежелание или не способность эту проблему решать.
Идти по пути воспитания собственных кадров для команды, о чём говорилось несколько лет назад, когда спонсором «Салавата Юлаева» назначили «Башнефть», – сложно, но гораздо более выгодно в финансовом плане. Первый шаг со стороны клуба в этом направлении сделан – это назначение Николая Цулыгина на место Эркки Вестерлунда. Как минимум один положительный вывод из этой рокировки сделать можно – это заметное сокращение платёжной ведомости, но даст ли это результат? Не скажут ли после первых неудач, что тренер не справился и эксперимент со ставкой на своих провалился?
Главная проблема, которая обнажится при становлении на этот путь – отсутствие сиюминутного результата. Для руководства будет важно не делать резкие шаги, потому что на то, чтобы дать возможность своим игрокам и тренерам набраться опыта нужны годы. Борьбы за медали и высокие места в конференции в это время ждать не придётся. Правда, можно вводить своих игроков постепенно, наращивая их представительство с каждым сезоном. Но и здесь важно не торопиться и не делать резких шагов, что руководителям клубов обычно даётся с трудом. Важно правильно подготовить публику, что вообще не умеют делать в клубе.
Но если не начинать дискуссию на эту тему, то «Салават» останется на пути середняка без собственных кадров. Причём, эта дискуссия должна выходить из кабинетов администрации президента и стать широкой, с привлечением общественности. И тогда, после завоевания трофеев, в Уфе тоже появятся новости, что игрок N привёз Кубок Гагарина в родную школу или хоккеист N вышел на субботник в городской парк у дома, какие сейчас идут из Казани. А бороться за попадание в плей-офф без собственных воспитанников – путь в никуда. Салатовую форму с гербом республики и именем Уфа должны надевать патриоты клуба и Башкирии.