Его пожизненно забанили, а он всё ещё тренирует. Катастрофа

Российская легкая атлетика добивает сама себя.

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ

Известный борец с допингом, журналист немецкого телеканала ARD Хайо Зеппельт сделал новое заявление – тренер мордовских ходоков Виктор Чегин, которого пожизненно дисквалифицировали за участие в допинговых махинациях, продолжает работать. В том числе со сборниками. Если информация подтвердится, то последствия для России будут неутешительными. Как минимум, отстранят только работавших с ним ходоков. Как максимум – вновь забанят всю российскую легкую атлетику.

Хайо Зеппельт Фото: hajoseppelt.de


Всё началось с, казалось бы, безобидного сообщения Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), в котором напоминается пункт регламента, согласно которому участвовавшие в допинговых махинациях функционеры, тренеры и врачи пожизненно отстранены от любых видов работ в легкой атлетике.

Причина напоминания – анонимные данные о появлении на тренировках сборной России отстраненного Чегина. Запись мгновенно растиражировали СМИ, а Зеппельт ответил на твит агентства «Р-Спорт», раскрыв карты. Его телеканал уже вел свое расследование и знает о других подобных случаях.

ВФЛА, а также РУСАДА (Российское антидопинговое агентство) срочно созвали комиссию и объявили расследование, но ИAAФ (международная федерация легкой атлетики) отреагировала еще оперативнее.

«Совет по допингу IAAF оставляет за собой право пересмотреть статус нейтрального спортсмена в случае получения новой информации об атлетах и тренерах, отстраненных от спорта», – краткая цитата из пресс-релиза организации, которая значит страшное – скорый бан всего легкоатлетического спорта. Снова. Опять. 

КТО ТАКОЙ ЧЕГИН?

Чегин не добивался больших успехов, когда был спортсменом, но зато как тренер ходоков прославился быстро. Первая же его воспитанница Ирина Станкина стала чемпионкой мира. Количество чемпионов мира и призёров Олимпиад от Чегина росло на глазах и скоро у него появился свой подготовительный центр по спортивной ходьбе – в родной Мордовии.

Его ученики работали по специальной методике, включающей в себя, как выяснилось позже, и фармакологическую поддержку. По факту – больше, чем у половины его воспитанников нашли в крови метаболиты вещества GW501516.

Виктор Чегин / Фото:  ©Антон Денисов,  РИА «Новости»


Мало того, что это гормональный стероид, напрямую влияющий на результаты в виде спорта, завязанном на скорости и выносливости, так еще и последние медицинские исследования показали – при многократном применении он смертельно опасен. Сейчас международная организация здравоохранения запретила его производство и применение на людях.

Всего с 2005 по 2015 год за применение допинга были дисквалифицированы более 20 российских ходоков – учеников Чёгина. Двое из них – Игорь Ерохин и Сергей Морозов – пожизненно. Большинство нарушений было связано с употреблением эритропоэтина, выявленного антидопинговыми службами либо прямыми лабораторными методами, либо по косвенным признакам – изменениям гематологического профиля биологического паспорта и систематическим пропускам допинг-проб.

Чегин всё отрицал, но факты против него говорили о целой допинговой системе. Чегин стал одним из главных героев первого фильма Зеппельта. Ярче всего работу специалиста описала главная героиня документалки Юлия Степанова: «Ходоки жрали. Выхода не было. Либо жрешь, либо уходишь. Там как конвейер, за одним второй…»

БЕЗ НЕГО НЕ ОБОЙТИСЬ?

Звёзды мордовской ходьбы: Каниськина, Лошманова, Кирдяпкина в 2012 году. Все дисквалифицируют за допинг / фото: Oleg Nikishin/Getty Images 


Во всех нормальных странах тренера, которого дисквалифицировала не только международная организация, но и собственная легкоатлетическая федерация, не подпустят и на пушечный выстрел к спортсменам. Везде. Но не в России….

Предварительные итоги расследования РУСАДА неутешительны. Сотрудники спецотдела по нарушениям отправилась в Каракол (Киргизия), где тренируется сборная команда России. И обнаружили там Чегина:

«В ходе осуществляемых мероприятий установлен факт непосредственного участия пожизненно дисквалифицированного тренера Чегина в проведении тренировочных мероприятий на стадионе города Каракол с участием спортсменов сборной команды России по спортивной ходьбе», – говорится в заявлении организации.

Был Чегин в Чебоксарах, работал ли у себя дома – следствие пока точно не выяснило. Но главное сейчас – это инцидент в Киргизии, он гораздо серьезнее. Его не списать за недосмотр на местах – участие Чегина в сборах национальной команды не могло быть организовано без согласования с руководством ВФЛА. Либо главу Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрия Шляхтина подставили, либо он подставил сам себя, отправив на тренировки со спортсменами такого тренера.

Окончательные решения комиссия ИAAФ примет только после окончания расследований, но в принципе уже ясно по риторике организации – видеть Россию на своих соревнованиях не хотят: «Если информация подтвердится, то получается, что никаких реальных изменений в антидопинговой культуре России не произошло. Трудно понять, как эти спортсмены могут получить допуск до международных соревнований, не поставив под сомнение их целостность», – говорится в заявлении рабочей группы ИAAФ по восстановлению ВФЛА.

Напомним, ВФЛА лишена аккредитации уже несколько лет, спортсмены попадают на соревнования через жесткий отбор IИAAФ и исключительно под нейтральным статусом. Скоро их могут лишить и этой возможности. Могут пострадать абсолютно невинные люди – например, Мария Ласицкене и Дмитрий Шубенков.

ВФЛА страдания спортсменов не волнуют. По ее мнению, спортсмены сами виноваты в сложившейся ситуации. Вот и сейчас первыми под горячую руку попали атлеты. От всех участников злополучного сбора потребовали письменных разъяснений.

Дмитрий Шляхтин / Фото: rusathletics.info


НАС НЕ ПРОСТО ТАК СЧИТАЮТ ЛЖЕЦАМИ

Иностранцы не верят России и считают нас допинговыми лжецами. А как еще относится к стране, где даже после таких скандалов тот же центр Чегина как носил его имя, так и носит. Его уволили, но никак в Америке или Европе с диким позором, а по-тихому отправили на пенсию. И то, как оказалось, не до конца.

«Я лучше, чем кто-либо понимал, что у нас могут возникнуть проблемы [из-за участия Виктора Чегина в тренировках сборной России]. Уже честно, крик души… Мы работаем, достигаем определенных успехов, но раз от разу сталкиваемся с подобными случаями. Не могу сказать, что опускаются руки, нет, но, хочется отметить, что пока наши тренеры и спортсмены не изменят ментальность, сколько бы ни работала ВФЛА, результата не будет. 

ВФЛА проводит большую работу по реформированию российской легкой атлетики, акцент делается и на проблемы антидопинга. Вся эта деятельность направлена на одно – восстановление ВФЛА и снятие запрета на участие в международных стартах наших спортсменов. Мы работаем, достигаем определенных успехов, но раз от разу сталкиваемся с подобными случаями. Не могу сказать, что опускаются руки, нет, но, хочется отметить, что пока наши тренеры и спортсмены не изменят ментальность, сколько бы ни работала ВФЛА, результата не будет. Обращаюсь ко всем, надо одуматься и стать осознанными и помочь нам, нельзя «наступать на грабли», – сказал Шляхтин в интервью ТАСС.

О какой антидопинговой борьбе может идти речь, если спортсмены и тренеры откровенно плюют не только на зарубежные, но даже на отечественные решения? Ведь факты участия Чегина в тренировках россиян на этот раз первыми установили даже не ненавистные нам ВАДА, МОК, ИAAФ, Зеппельт, а российские же следователи.

Говорят, что есть юридические проблемы по исполнению решения о дисквалификации и связаны они с трудовым кодексом России. В нем нет права на пожизненное отстранение от профессии. К тому же работу Чегина и его присутствие на тренировках можно оформить как визит частного лица. Да, но зачем? Почему человек со столь странными моральными принципами, разрушивший практически в одиночку один из самых успешных наших видов спорта считается до сих пор отцом и богом российской легкой атлетики?

Пока фигуранты допинг-скандалов не перестанут у нас считаться «героями, павшими в политических боях с Западом». Пока Россия не поймет, что допинг – это действительно плохо. Не потому, что так Зеппельт говорит или Томас Бах, а потому что это так мы и будем раз за разом оказываться в таких переделках.

Рустам Имамов