Самый стабильный защитник «Ак Барса» последних двух лет Атте Охтамаа не останется в Казани – на днях финн подписал контракт с родным «Кярпятом». В интервью «БИЗНЕС Online» легионер объяснил, почему решил покинуть КХЛ и не ехать на чемпионат мира, а также признался, что ему с трудом дались последние четыре сезона в лиге.
«КОНТРАКТ С «КЯРПЯТОМ» НА ПЯТЬ ЛЕТ, НО Я МОГУ УЕХАТЬ ЧЕРЕЗ ГОД»
– Атте, почему вы решили перейти в «Кярпят»?
– Для меня это решение было и простым, и сложным одновременно. Летом у нас с женой родится второй ребёнок, и я хочу как можно больше времени проводить с семьей. Если бы я остался в КХЛ, мне бы пришлось уезжать на сборы практически сразу после рождения дочери, это весомый повод к тому, чтобы остаться в Финляндии. К тому же, сама возможность играть в родном клубе много для меня значит, «Кярпят» только что стал чемпионом, поэтому в спортивном плане переход тоже меня устраивает – есть новый вызов.
– Руководителя «Кярпята» говорили, что готовы дать вам солидный контракт. Деньги имели значение в этой ситуации?
– Совершенно точно нет. Речь шла скорее о сроке контракта – мне предложили договор на пять лет, такое не каждый день случается. Всего пара игроков в Финляндии имеют подобные условия.
– Но ведь контракт какой-то необычный...
– В нём прописано, что через год я смогу уехать куда-нибудь за границу и два года в течение этих пяти лет провести в другом клубе вне Финляндии. Можно с перерывами, можно подряд.
– А в чём выгода для клуба?
– Долгосрочные контракты позволяют возвращать игроков в Финляндию, пусть и с такими оговорками. Зато в финской лиге я могу играть только в «Кярпяте», это что-то вроде закрепления прав на игрока.
– Вы давно приняли решение о переходе?
– Всего пару дней назад.
– А задумались об этом когда? «Кярпят» недели две назад заявил, что готов вернуть вас...
– Я начал думать после сезона. Но мне хотелось принять решение быстро, потому что в последние годы получалось так, что я ждал предложений всё лето и до последнего не знал, где буду играть. Я ведь и в «Ак Барс» переходил уже после начала сборов. Сейчас мне было важно быть уверенным в календаре и понимать, что делать перед сезоном, к чему и как готовиться летом.
– В сборную вы не поехали тоже из-за семьи?
– Нет, просто сезон был очень длинный. Я сыграл на всех Евротурах, на Олимпиаде, дошёл до финала с клубом, сам плей-офф был сложным. Я понял, что не смогу восстановиться перед чемпионатом мира, что у меня не хватит сил, чтобы хорошо играть за сборную. Состояние было явно не на 100 процентов. Поэтому я решил, что правильнее будет отдохнуть и грамотно провести подготовку к новому сезону.
– Это был самый сложный сезон в вашей карьере?
– Да, пожалуй. Много матчей, перелётов, поездка в Корею. Может быть, это связано с тем, что последние четыре года у меня были очень короткие летние перерывы. В какой-то момент нужно остановиться и дать себе передышку.
«МНЕ НЕ УДАВАЛИСЬ МАТЧИ В СЕРИИ С «МАГНИТКОЙ»
– Вспомните самый трудный момент этого плей-офф?
– У меня были неудачные матчи в серии с «Металлургом»: я делал ошибки, не мог попасть в ритм. Наверное, это и был самый сложный период. Но при этом я знал, что всё наладится, и что потом будет лучше, надо просто играть. Почему-то я уже тогда ощущал, насколько хороша может быть команда в каждом следующем матче.
– Вас самого не удивляли несвойственные вам ошибки?
– Я хоккеист, и мы все знаем, что бывают отличные матчи и ужасные, это просто случается. Важно не забивать себе голову этим, надо просто работать, в игре концентрироваться в первую очередь на простых вещах, рано или поздно ты выберешься из ямы.
– Не злились на себя?
– Конечно, злился, без этого никак. Но я не беспокоился, вот что главное.
– А что вы сказали себе после ошибки в овертайме третьего матча с ЦСКА?
– Да примерно то же самое, что сказал сейчас вам. Я разозлился, но понимал, что в овертаймах обычно такое и происходит – неудачный отскок, рикошет, потеря. Голов вообще не бывает без чужих ошибок, в тот раз я потерял шайбу. Это всего лишь часть игры, я знал, что нужно просто лучше сыграть следующий матч, и это вернётся в будущем.
– Один из самых странных моментов этого плей-офф – ваш голевой пас клюшкой Александра Свитова.
– О, да, я чуть не облажался в том моменте! Нападающим легче уехать на смену после потери клюшки, а защитник обязательно должен доигрывать эпизод, поэтому Свитов отдал мне свою и поехал на скамейку. Но у него едва ли не самая коротка клюшка в команде, а я привык к длинным, поэтому, отдавая дальнюю передачу, я чуть не потерял шайбу с непривычки. Мог обрезаться сильно, но успел опустить руку и отдал пас Глухову. Забавный момент.
– Свитов что-нибудь сказал на скамейке?
– Мы отыграли такую длинную смену, так устали, что никаких сил на разговоры не было.
«ЛЯМКИН МОЖЕТ СТАТЬ ИГРОКОМ УРОВНЯ НХЛ»
– Вы один из редких защитников, которые совсем не боятся силовых приёмов и специально вытягивают на себя соперника. Как вы этому научились и в чём смысл такой игры?
– Смысл в том, чтобы освободить пространство для партнёра, соперник не может накрывать сразу двоих. Для этого нужна смелость, попадать под силовой приём неприятно. Мне повезло с тренерами, которые учили этому, объясняли суть работы защитника, воспитывали необходимое мужество.
– Вас этому учили ещё в юношеском хоккее?
– Да, всё идёт оттуда, но и в профессиональном хоккее этому можно научиться. С опытом понимания становится только больше.
– Вторую половину сезона вы отыграли в паре с Никитой Лямкиным. Он вас впечатлил?
– Да, конечно. Думаю, парня ждёт отличное будущее, он может стать защитником топ-уровня в КХЛ и даже НХЛ, если захочет и будет много работать. Я видел его ещё летом на предсезонке, и уже тогда он был заметным. В сезоне он сразу же начал хорошо играть, а в плей-офф стал одним из лучших защитников команды. Мне очень понравилось выходить с ним в паре -- помогало, что он много говорит на льду, что хорошо двигается и может вести шайбу. Никита и к атакам подключался, и в обороне играл смело, у него есть все необходимые для хорошего защитника качества. С опытом он станет лучше, я уверен.
– Вы много советов ему давали?
– Мы прямо на льду хорошо общались, это даже не советы, а нормальная коммуникация во время игры. Хотя, если я понимал, что могу как-то помочь молодому парню, всегда старался подсказать что-то. Мы же все хотели, чтобы команда была сильнее, поэтому делали всё для этого. А Никита – отличный парень, хороший партнёр по команде, я ему желаю удачи.
– А ветеран Андрей Марков чем-то удивил вас?
– Конечно! Он отличается удивительным спокойствием в любой ситуации, Андрей всегда знает, что делать и принимает хладнокровные решения. Для меня было честью смотреть лично за тем, как работает такой защитник. Он всегда был первым на арене, тренировался лучше всех, показывал пример команде. Мне уже за 30 лет, но я многое у него подсмотрел. Марков – один из тех игроков, которые смогли изменить «Ак Барс» и вернуть ему Кубок.
«ПОБЕДА С «АК БАРСОМ» – ЛУЧШИЙ МОМЕНТ В КАРЬЕРЕ»
– Первую шайбу в сезоне вы забросили за сборную. Там вы много играли в большинстве, в отличие от «Ак Барса». В чём была разница задач в клубе и сборной?
– Мне кажется, роли ничем не отличались, те же задачи, те же позиции.
– Но вы в «Ак Барсе» вы долго не играли в большинстве.
– Как и в сборной. Но вообще я много выходил на розыгрыш раньше, просто в Казани я редко появлялся, а так почти всю карьеру у меня было игровое время в большинстве. Мне нравится играть на синей линии, это всем нравится.
– Вы очень тихий человек. Даже как-то удивительно было видеть ваши эмоции после финальной сирены в последнем матче...
– Согласен, но в такой момент уже невозможно ничего держать в себе. Я одновременно чувствовал радость, гордость, облегчение, было очень круто. Пожалуй, это был лучший момент в моей карьере. Не хочу принижать мои прежние победы и чемпионства в Финляндии, но выиграть Кубок Гагарина очень-очень сложно, его обладателей не так уж и много.
– Вы приедете в Казань 30 мая?
– Да, конечно. Сделаю визу и прилечу отметить трофей с болельщиками. Я очень благодарен всем в Казани, эти два сезона в «Ак Барсе» были одними из лучших в моей карьере. Я рад и горд, что смог попасть в такой клуб и выиграть Кубок с такой командой при таких классных болельщиках.