Как Патрис Бержерон стал таким крутым.
Пока все обсуждают лизания соперников от Брэда Маршана, геройства первой тройки «Бостона» остаются незамеченной. А ведь только благодаря ей «мишки» прошли первый раунд и продолжают борьбу в плей-офф. Всех удивляли голевые подвиги Давида Пастрняка в серии с «Торонто». Но на самом деле главный игрок в «Бостоне» – это центр первой тройки Патрис Бержерон. В четвёртом матче серии он вместе с Маршаном вытянули команду с 0:2, но в овертайме «Тампа» оказалась сильнее. Сейчас «молниям» нужно выиграть всего один матч, но «парень со стальными яйцами», как называют в НХЛ Бержерона, точно не сдастся раньше времени.
Если нужно показать один момент, характеризующий игру Бержерона, то это будет не изящная передача и даже не подставленная на пятачке клюшка, хотя так Патрис забрасывает львиную долю своих шайб. Это то, как он бежал спасать свои ворота в матче регулярного чемпионата сезона 2009/10 с «Каролиной», когда партнёр при отложенном штрафе сделал неточную передачу и шайба полетела в пустые ворота. Форвард «Харрикейнз» Чад Лароуз уже праздновал гол, но Бержерон в последний момент смог выбить шайбу с линии.
В этом сезоне Бержерон номинирован на приз лучшему форварду оборонительного плана в седьмой раз подряд и наверняка снова заберёт «Селке Трофи» себе. Если это случится, то это будет уже его пятый трофей, и Патрис станет первым, кто столько раз получал его. Неудивительно, что многие вообще считают Бержерона лучшим оборонительным нападающим за всю историю лиги. В другое время Анже Копитар получал бы «Селке» не реже, чем Бержерон сейчас, но при Патрисе этого не будет.
«Я ВСЕГО ЛИШЬ ПЫТАЮСЬ БЫТЬ ВТОРЫМ ЛУЧШИМ»
Маршан выполняет свои провокаторские функции, но при этом самый ненавистный игрок в лиге ещё и хорош в созидании, а за долгие годы они с Бержероном наладили отличное взаимопонимание. «Они доверили мне сыграть в одном звене с Бержи, и я принял это с полной серьезностью. Я не смогу быть лучшим на льду. Это просто невозможно, когда не этом же льду есть номер 37. Я всего лишь пытаюсь быть вторым лучшим», – рассказывает Маршан, для которого партнёр стал примером. Брэд вспоминает, как Бержерон играл с пробитым лёгким, а трудоспособность Патриса поразила его: «Мы делали сумасшедшие вещи – бегали по возвышенностям, вверх-вниз, пока не падали от усталости. И я помню, как один из молодых пареньков лежал на земле, почти умирая. Мы все почти умирали. И этот парень сказал: «Так, ну всё. Я сдох. Больше не могу». А Патрис тут же вскочил и сказал: «А я еще, пожалуй».
Бержерон и Маршан играли в одной тройке с Сидни Кросби на Кубке мира, и, пожалуй, это были лучшие крайние нападающие для Сида. Да, Бержи пришлось переместиться на фланг, но оно того стоило – тройка во многом и принесла канадцам главный трофей в современном хоккее на уровне сборных. Бержерон и Маршан делали огромный объём черновой работы, а лучший игрок мира управлял их действиями и раздавал такие передачи, которые они никогда не получали. А доверие главного тренера канадцев Майка Бэбкока Патрис завоевал ещё в 2004-м, когда был самым молодым игроком сборной, которой он руководил на чемпионате мира.
Главный тренер «Бостона» Клод Жюльен спустя некоторое время после этого решил поставить к этой парочке Пастрняка и теперь жалеет об этом. Сейчас Жюльен тренирует «Монреаль» и в первой же игре против бывшего клуба тройка, собранная им, принесла победу «Брюинз», набрав шесть очков на троих. «Если бы я знал, что мне придётся столкнуться с ними, то никогда бы их не объединял», – сетовал после матча Жюльен, но скорее в шутку: это решение можно назвать одним из лучших в его тренерской карьере.
«ИЗ ВСЕХ ДЕТЕЙ ТОЛЬКО ПАТРИС ОТКАЗЫВАЛСЯ КАТАТЬСЯ»
Когда родители только начали ставить маленького Патриса на лёд, он постоянно падал и оставался на четвереньках или просто полз в сторону родителей, чтобы они его поцеловали. Он последним в группе научился кататься, до этого лишь смотря на тех, кто уже спокойно делает виражи на коньках. Теперь уже они смотрят по телевизору, как катается Бержерон. «Из всех детей на льду, только Патрис отказывался кататься. Наконец, одним декабрьским днем он просто поднялся с колен и покатился. Он повернулся к нам, его лицо озаряла улыбка, его глаза засверкали. Мы были поражены», – вспоминает его мама Сильви.
Бержерон вполне мог стать талантливым пианистом, но в 10 лет, когда в музыкальной школе его попросили бросить хоккей, он сделал всё правильно и бросил музыку. В 15 лет он не смог попасть в команду семинарии святого Франциска – сложно в это поверить, но тогда даже среди тех, кто играл в обычной школьной команде были парни получше. Через год Патрис вернулся, потом стал капитаном, а затем уехал в лигу Квебека. В 18 лет он уже был выбран на драфте «Бостоном». Прошлым летом Бержерон перенёс операцию по удалению грыжи, но заиграл только лучше. Как и в 2007-м, когда грязный силовой приём защитника «Филадельфии» Рэнди Джонса мог поставить крест на его карьере и заставил пропустить целый сезон. Трудности только закаляли его.
Стиль игры Патриса делает его незаметным, потому что он сосредоточен на тех вещах, которые никто не замечает. Подбить клюшку у соперника на своём пятачке, подправить шайбу, остановить соперника не сокрушительным хитом, а лёгким зацепом, за который не будут удалять – всё это не попадает в хайлайты. А недостаток внимания Бержерон неплохо компенсирует количеством трофеев: в «Тройной золотой клуб» (Олимпиада, Кубок Стэнли, чемпионат мира) он вошёл ещё в 26 лет. Когда дети играют во дворе, они вряд ли представляют себя будущими Бержеронами, скорее Кросби, Макдэвидами или Овечкиными, но ценность Патриса для современного хоккея не меньше – лучше него черновую работу не делает никто. А 15 очков в 10 матчах плей-офф говорят о том, что более универсального игрока тоже не найти.