Женское одиночное катание ждут большие изменения.
Международный союз конькобежцев (ИСУ) решил устроить революцию в мире фигурного катания. Следом за изменениями в правилах, направленных на борьбу с перенасыщенными программами спортсменов, организация решилась взяться за другую проблему – большое количество несовершеннолетних в спорте. Предложение американской ассоциации фигурного катания, которое может стать фатальным для группы Этери Тутберидзе.
ИНИЦИАТОРЫ – АМЕРИКАНЦЫ. МИШИН ТОЖЕ «ЗА»
По правилам ИСУ любую инициативу по изменениям в правилах должна выставить национальная федерация – член ISU. Вопрос возраста участников больше всего волновал, видимо, американцев, ведь именно вице-президент федерации фигурного катания США Самюэль Остер выступил с таким предложением первым:
«Зрителям нужно взрослое катание, спортсменкам должно быть минимум 17 - 18. Нынешнее положение дел мешает развитию конкуренции, популяризации нашего спорта в других странах, снижает интерес к фигурному катанию, привлекательность фигурного катания», – заявил Остер на заседании коллегии ИСУ в Минске.
Инициативу об изменении минимального возраста участников международных соревнований на взрослом уровне предлагается утвердить на конгрессе международного союза конькобежцев, который состоится в начале июня. На данный момент в официальную повестку конгресса этот вопрос не включен, но по словам председателя комитета одиночных и парных видов Фабио Бьянкетти, его должны включить в итоговый список, который составляют за две недели до конгресса.
«Лично я выступаю за повышение минимального возраста как минимум до 16 лет», – приводит слова Бьянкетти портал ISUnetwork. – Но на данный момент это только мое личное мнение, а не мнение комитета. Мы только начали обсуждать этот вопрос, официальных решений пока принято не было», - добавил он.
Согласен с Банкьетти и заслуженный тренер России Алексей Мишин:
«Сейчас в спорте недобросовестная конкуренция. Выступать должны не девочки и мальчики, а дамы и мужчины». Интересно слышать такое мнение от Мишина, который тренировал Евгения Плющенко. Напомним, что Плющенко начал свою международную взрослую карьеру едва ему исполнилось 15.
ДИСКУССИИ ВЕДУТСЯ ДАВНО
Дискуссии о минимальном возрасте для участниц продолжаются в фигурном катании с начала 80-х годов. Катализатором стало парное катание, когда стало модным брать в партнерши совсем юных девочек – легких, пластичных, трудолюбивых.
Женское одиночное катание стали критиковать после Олимпиад в Лиллехаммере и (особенно) в Нагано. На Олимпиаде-98 против Тары Липински открыто болели даже американцы, считая ее успех случайным, принижающим талант лидера тех лет другой спортсменки из США - Мишель Кван. Критики утверждали, что такой спорт калечит и отчасти были правы – после триумфа чемпионка Олимпиады-94 Оксана Баюл и Липински серьезный спорт оставили. Причины связывали со здоровьем.
Липински до сих пор остаётся самой молодой олимпийской чемпионкой в истории фигурного катания – на момент триумфа ей было 15 лет и 255 дней. Скорее всего, этот рекорд никогда побит не будет.
Успехи Баюл, Липински и еще одной американки – чемпионки Олимпиады-2002 Сары Хьюз заставили ISU все-таки ввести ограничения. По нынешним правилам, что действуют с сезона 2014/15, для участия в международных соревнованиях на взрослом уровне фигуристу должно исполниться 15 лет до 1 июля, то есть до старта нового сезона. Раньше это правило касалось только чемпионатов Европы, мира и Олимпиад. Но после Олимпиады в Сочи правило стало касаться любых соревнований под эгидой ИСУ (естественно, не считая юниорских). Важно уточнить, что переход во взрослые не лишает спортсмена участия в юниорских турнирах. Яркий пример – Станислава Константинова и Мария Сотскова, чередовавшие соревнования по юниорам и по взрослым в этом году.
После триумфа 15-летней Алины Загитовой на Олимпийских играх 2018 в Пхёнчхане дебаты на этой почве продолжились с новой силой. Ведь Загитова – только верхушка айсберга российской (а точнее, школы Тутберидзе) фигурного катания. До нее была Юлия Липницкая, после нее будут Александра Трусова и Алена Косторная. Девушки уже сейчас выступают сильнее доброй половины участниц чемпионатов мира.
Особенно ситуация возмутила нового тренера Евгении Медведевой Брайана Орсера:
«Хорошо, сейчас Трусова прыгает свои четверные, она герой СМИ и соцсетей, но что дальше? Год-два и прыжки уйдут», - уверяет специалист.
Естественно, в России сейчас любые попытки поднять возраст участниц соревнований преподносят как желание сломать формулу успеха российских тренеров, использующих пластику и легкий вес не достигших пубертата девочек. Спортсменок готовят для одного-двух сезонов, в которых они выдают свой максимум. Затем их сменяют еще более техничные и юные юниорки. И так вновь и вновь. Поэтому у Тутберидзе и нет совершеннолетних воспитанниц – в такой конвейерной системе им просто нет места, да и кажется, что она сама не умеет работать с взрослыми фигуристами.
ВОЗРАСТ НЕ ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКОВ
Яростным противником такого подхода выступает известный тренер Рафаэль Арутюнян. Он считает, что само по себе участие подростков на чемпионатах мира и Олимпиадах неплохо, если только спортсмены к этому готовы: «Работая с детьми нужно быть очень аккуратными. У них хрупкие тела, позвоночник только крепнет и сложные программы могут не только лишить спортивного будущего, но и просто-напросто оставить человека инвалидом».
Арутунян и сам работал с юными звездами – его воспитанница Кван уже в 16 лет стала чемпионкой мира, нынешний его вундеркинд – Нэйтан Чен в 15 поехал на мировое первенство в ранге чемпиона США.
«Я пытался остановить их, но не смог. Единственное, просил не спешить с постановкой программ. Работали постепенно, я был против четверных в 15 лет. Сейчас Чену 18 и он может прыгать все что угодно. И не один сезон», – утверждает тренер.
Можно сказать, что российскую систему подготовки девушек породила нынешняя система оценок в фигурном катании. Теперь ставка делается на техническую часть программ, а если быть точнее – прыжковую. Допубертатные, натренированные роботы в таких условиях надежнее всего – они меньше, легче и быстрее, чем созревшие, взрослые спортсмены. А, значит, могут сделать такие прыжки, которые взрослым уже не под силу. В теории.
Попытки запретить юниорам выступать могут выглядеть как желание лишить спорт зрелищности и эффектности. Но это не так, что доказывает история. Кван, Эшли Вагнер, Каролина Костнер – все они засияли на спортивном небосклоне в юном возрасте, но со временем их прокаты становились только сильнее, а результаты выше. Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю и вовсе признается, что стал изучать свой коронный выезд с риттбергера на тройной лутц только в 18 лет.
Практика показывает, что новые прыжки при должной начальной подготовке можно изучать практически до тридцати. При этом поставленные во взрослом возрасте элементы могут быть оружием спортсменки не один год. А игры с возрастом и попытки остановить взросление, наоборот, большой риск. Преодоление пубертата и прощай прыжки. Тутберидзе не на что обижаться на Орсера: он прав. Четверные Трусовой могут также быстро исчезнуть как тройной лутц Елизаветы Туктамышевой и каскады тройных Липницкой, Сотниковой и Полины Шелепень.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НЕ ВЗРОСЛЕЕТ И НЕ МОЛОДЕЕТ
Другой вопрос, насколько справедливо столь популярное мнение, что фигурное катание стремительно молодеет и его нужно срочно спасать. Возьмем для статистики последние восемь Олимпиад (когда женское фигурное катание стало таким, каким мы его знаем сейчас). Только цифры и факты.
Самый низкий средний возраст участниц Олимпиад (18 лет) был зафиксирован в Альбервиле-92. Затем идет заметный рост, завершившийся в Турине (22 года). И снова падение в Пхёнчхане, вернувшее нас практически к Альбервилю (19 лет).
Но тут важен один нюанс. Если взять за вводные данные возраст только лидеров (1-12 место), то окажется что он практически не менялся за без малого три десятилетия (колебания в пределах одного пару лет) – около 20 лет. Было два всплеска взросления лидеров – на Играх в Солт-Лейк-Сити и в Сочи (и то всего до 21 с половиной года), их можно списать за статистическую погрешность, связанную со сменой поколений в фигурном катании – когда многие либо уже заканчивали со спортом, либо находились на пике своей карьеры.
Что же получается, возраст лидеров женского катания на протяжении восьми олимпийских циклов оставался практически неизменным, колебания в возрасте возникали из-за взросления/омоложения группы аутсайдеров. Так в Альбервиле-92 и Лиллехаммере-94 возраст лидеров заметно выше спортсменов второго эшелона. Затем идет сравнивание показателей, и аутсайдеры становятся старше. Пик был зафиксирован в Турине-2006, когда второй эшелон на целых три с половиной года оказался старше ТОП-группы.
Причин таких колебаний множество – от отмены «школы», падения популярности фигурного катания и введения возрастного ценза на соревнованиях до перехода от старой системы оценки к новой.
Главное, что на лидеров спорта изменения в регламенте и правилах практически не влияли. Талант всегда пробьется и приспособится. Прошла эпоха Сони Хени, ей на смену пришла Катарина Витт, затем американская школа, японская, теперь российская. Отмена обязательных фигур (школы), смена судейской системы и прочие реформы влияли, прежде всего, на второй эшелон спорта и развитие географии фигурного катания. Также и новые реформы не должны кардинально изменить положение дел, лидеры приспособятся к новым реалиям, это лишь вопрос одного-двух сезонов.
Можно долго спорить о том, нужно ли допускать до стартов вчерашних юниоров, но важно помнить, что дети на пьедестале Олимпиады в фигурном катании не новость. Женское одиночное катание вот уже 30 лет не стареет и не молодеет.