Она – интерсекс, и никто не знает, что с ней делать

Проблема в лёгкой атлетике, которую, возможно, нельзя решить.

Кастер Семеня подала в спортивный арбитражный суд (CAS) на ИААФ. Международная федерация лёгкой атлетики приняла новые правила для спортсменок, имеющих отклонения по гендерным признакам. Согласно ним, Кастер – мужчина. Правительство ЮАР называет это расизмом. Хотя, по правде, Кастер и не совсем женщина. 

Фото: Michael Dodge, gettyimages.com


В недавно принятых правилах, опубликованных на сайте ИААФ, указано, что спортсменки, чей уровень тестостерона в крови превышает 5 нмоль/л, должны либо снижать его с помощью гормональных препаратов и поддерживать на этом уровне, пока выступают на международных соревнованиях, либо официально считаться мужчинами и выступать только в мужских соревнованиях на международном уровне.

Интересно, что эти нововведения будут действовать только на определенных беговых дистанциях – от 400 до 1500 метров (а также в барьерном беге). Это профильные дистанции Семени. Исходя из этого, правительство ЮАР, как и сама спортсменка посчитали подобные решения расистскими и направленными конкретно против нее.

«На 97 процент уверена, что вы меня не любите, но на 100 процентов уверена, что мне всё равно», – написала у себя в твиттере южноафриканская спортсменка. А на запросы СМИ отвечает крайне лаконично: «Не собираюсь обсуждать всякую чушь».

Семеня – суперзвезда ЮАР, и решениеИААФ обсуждалось на уровне парламента республики. Депутаты африканского национального конгресса (партия легендарного Нельсона Манделы) назвали такие меры «откровенно расистскими», а доказательства – безосновательными.

По их мнению, в таком случае нужно запретить высоким парням играть в баскетбол, а в тяжелую атлетику не пускать мускулистых парней. Высокий уровень тестостерона – это природная предрасположенность к бегу, а все попытки запретить таким спортсменкам выступать напоминают предвзятое отношение к чернокожим женщинам.

СЕМЕНЮ БОЯТСЯ СОПЕРНИЦЫ

Даже если вы не следите за легкой атлетикой, о Семеня наверняка слышали. Она как гром среди ясного неба появилась на чемпионате мира-2009, выиграв 800-метровку с мировым рекордом, улучшив собственный личный рекорд почти на десять секунд. Такие прорывы не новость для африканских девушек, но в отличие от других спортсменок результаты Семени шли только вверх. Вкупе с мужеподобной внешностью и нежеланием переодеваться при соперницах сложилось устойчивое мнение, что Семеня – мужчина. Было назначено расследование.

Как говорят знакомые Семени, Кастер с детства считала себя парнем. Ходила в школу для мальчишек (в ЮАР в большинстве школ гендерная сегрегация), играла с ними в футбол. Ходили слухи, что у нее есть и мужские половые органы, именно поэтому она стесняется девушек. Так или иначе, на время Семеня от спорта была отлучена.

Выяснилось, что Семеня все-таки девушка, только страдает гиперандрогенным синдромом. Это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Одним из побочных инфекций гиперандрогенности как раз является повышенный уровень тестостерона. ИААФ назначила ей гормональную терапию, после которой ее результаты резко пошли вниз. На Олимпиаде в Лондоне она даже проиграла россиянке Марии Савиновой (впрочем, через пару лет «золото» все равно отошло Семеня, на допинге попалась Савинова).

Перед Олимпиадой Мария открыто вступила в конфликт с Семеня и утверждала, что посещала психолога, настолько ей тяжело было находится в раздевалке с мужеподобной южноафриканской лёгкоатлеткой. Кастер параллельно вела судопроизводство по своей проблеме и в 2015 году CAS постановил, что Семеня несправедливо лимитировали тестостерон – не существует никаких доказательств, что эта особенность организма помогает лучше бежать. ИААФ назначили трехлетний срок для исследований, а Семеня в это время выиграла «золото» Рио и ЧМ в Лондоне. Естественно, с мировыми рекордами.

А еще… Женилась на другой легкоатлетке – Вайолет Расибой. На церемонии Семеня была одета в мужской фиолетовый пиджак и никак не отрицала, что в этой паре у нее роль жениха. «Да, я лесбиянка. Я чувствовала это с юности. Когда я была с мальчиками, я ощущала себя комфортно. Когда я видела девушек, я испытывала ярчайшие чувства. Я не могу это контролировать, а люди не имеют права деморализовать мои поступки», – отметила Кастер в своем биографическом фильме.


В своих крайне редких интервью Кастер уверяет, что для нее спорт – наслаждение. Она радуется каждой награде и каждому забегу, но на стадионах её победы обычно встречают либо молчанием, либо свистом. «Вы презираете не меня, а бога, ведь это он меня создал», – с этой фразы начинается кино о ней.

Если судить по фильму, Семеня – простая деревенская девушка, которая никому не желает зла и просто радуется жизни, прекрасно, впрочем, понимая, почему к ней так предвзято относятся. Вопросы о поле ей не нравятся. На них она отвечает грубо: «Мне неважно, кто я, женщина или мужчина. Прежде всего, я – Кастер. Но я считаю себя женщиной и писаю, как женщина».

НИ ПАРЕНЬ, НИ ДЕВУШКА

Интерсексуальность – это вариации половых признаков у людей и животных, не вписывающиеся в традиционные бинарные представления о мужских и женских телах. Грубо говоря, смешение двух типов хромосом, что приводит к появлению двух типов гениталий одновременно. Это явление редкое, но не уникальное. В мире насчитывается порядка двух процентов таких людей. Почти столько же, сколько рыжеволосых или альбиносов.

Во многих странах интерсекс-люди подвергаются «нормализующим» медицинским вмешательствам, в том числе во младенческом возрасте. Но так как это приводит к неприятным последствиям для организма, принудительное лечение интерсекс-людей считается нарушением прав человека.

Интерсексуальность и гормональные нарушения – врожденное заболевание/нарушение, поэтому и классифицируется МОК совсем иначе, чем, например, трансгендерность. Сменившим пол спортсменам с недавних пор не разрешено менять первоначальный «спортивный» пол. Поправки приняли аккурат перед Олимпиадой в Рио, на которую планировали заявиться несколько трансгендеров. Врачи утверждают, что необходимо четко разграничить: идёт ли речь об естественном преимуществе или о принадлежности к другой половой категории. Семеня неоднократно признавалась женщиной, а значит и насмешки над ней и правда могут считаться расизмом и дискриминацией. Никто же не смеется над Майклом Фелпсом, строение тела которого тоже ненормально. И выступать ему, несмотря на подавляющее превосходство, никто не запрещал.

Семеня не первый интерсекс в спорте. Совсем недавно мир узнал о другой легкоатлетке – Квинси Малекани из Замбии. Девушка с явно мужскими ногами за явным преимуществом выиграла 400-метровку на Играх Содружества в Австралии. Бегает Малекани и спринты, на которые ограничения ИААФ не распространяются.

Много подобных историй было и в прошлом. Даже в нацисткой Германии был свой гермафродит – Дора Ратьен. При рождении пол Ратьен установить не смогли, отец же настоял, что у него дочь. Мужеподобную девушку отдали в спорт, она участвовала в летних Олимпийских играх 1936 года, представляя Германию. Тогда она не завоевала наград, и её половая принадлежность не подвергалась сомнению. Но после победы на чемпионате Европы с мировым рекордом сомнения возникли у многих. Правду установил случай – Дору остановила полиция в поезде, проверявшая документы. Офицер не поверил, что она девушка, высадил её на ближайшей станции и повел к врачу. В итоге с 1939 года Ратьен официально был признан мужчиной, а его имя было изменено на Генрих. Наград спортсменку лишили, но репрессиям подвергать не стали, так как за ситуацией следил весь мир.

Вспомнить можно и индийскую спринтершу Дьюти Чанд, долго судившуюся с ИААФ по поводу своего соревновательного статуса. Защита Чанд утверждала: нет доказательств, что тестостерон вообще дает преимущество в спорте. Это парадоксальное утверждение, и примерно с тем же успехом можно заявить: нет аргументов, что преимущество дают тренировки. Но есть одно «но»: тренировки не входят в список запрещенных действий ВАДА, а стимуляция тестостерона входит.

СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ

Дела Чанд, Семени и Малекани вынудили ИААФ провести тщательные научные эксперименты с уровнем тестостерона у женщин и его влияния на спортивные результаты. При этом проводить такие исследования объективно было крайне тяжело, ведь для этого надо колоть тестостерон испытуемым. А это вне рамок медицинской и научной этики.

ИААФ поступила иначе – сравнила результаты всех спортсменок, выступавших на чемпионате мира-2011 в Тэгу, и проанализировали их в соответствие с уровнем тестостерона. Как оказалось, спортсменки с гиперандрогенизмом получают действительно преимущество на дистанциях от 400 до 1500 метров. Это совсем не значит, что на других дистанциях такого преимущества нет. Но раз оно не доказано и исследования не проводились, санкций по ним к интерсексам быть не может.

Два известнейших ученых в мировой спортивной науки – доктора Стефан Бермон и Пьер-Ив Гарнье – пришли к выводу, что женщины с более высоким тестостероном показывают заметно более высокие результаты в определенных дисциплинах легкой атлетики. По их данным, опубликованным в Daily Telegraph, в беге на 400 метров разница в результате достигает 2,73%, на 400 етров с барьерамим – 2,78%, на 800 метров – 1,78%, в метании молота – 4,53%, а в прыжках с шестом – 2,94%.

На 800-метровке Семеня тестостерон даёт меньшее преимущество, но если учесть, что средний результат в женском беге на 800 метров равен двум минутам, то 1,78% – это около двух секунд. На соревнованиях уровня Олимпиады и чемпионата мира это разница между чемпионкой и четвертым местом.

Таким образом, ИААФ призывает лишить интерсексов среди женщин естественного допинга, предлагая специальные терапии. Их цель – не лечение, а достижение параметров, свойственных женскому организму. Таким образом, по мнению чиновников федерации, уровень тестостерона становится определяющим половым признаком в спорте, даже приоритетнее чисто биологических.

Но если спортсменка с детства росла с гиперандрогенным синдромом, для нее это состояние становится нормой. И при приёме лекарств её самочувствие может меняться в худшую сторону. Жить с повышенным тестостероном – это как постоянно быть на допинге, а потом вдруг резко от него отказаться. Падает работоспособность, ухудшается общее состояние.

«Если новые правила вступят в силу, они сильно повлияют на таких спортсменок, как Семеня. Я прогнозирую, что она станет на пять-семь секунд медленнее на дистанции 800 метров. Более того, с такими результатами Семеня даже не смогла бы отобраться на Игры Содружества», – цитирует ученого Росса Такера The Guardian.

Несмотря на результаты исследований, решения ИААФ теперь пройдут через CAS и решение суда предугадать тяжело. Ведь даже если тестостерон даёт Семеня преимущество над всеми остальными, это преимущество естественное. Правильного решения этой проблемы просто нет, но если ничего не предпринимать, то женщины, родившиеся таковыми без всяких отклонений, скоро просто не смогут конкурировать с Семеня и ей подобными.

Рустам Имамов