Он принёс Германии «золото» ЧМ, но не приедет в Россию. Это жёстко

Йоахим Лёв поступил с Марио Гётце очень жёстко, но иначе было нельзя: золотой мальчик немецкого футбола посмотрит чемпионат мира по телевизору, чтобы стать сильнее.

Четыре год назад в самом конце основного времени финала чемпионата мира в Бразилии Йоахим Лёв выпустил на замену Марио Гётце – одного из самых талантливых игроков своего поколения, достойно отыгравшего сезон в «Баварии» после скандального и предательского перехода из «Боруссии». Главный тренер сборной Германии понимал, что дополнительного времени со сборной Аргентины не избежать. Вместо уставшего и тяжёлого Мирослава Клозе, которого уже стабильно съедали и перекрывали аргентинские защитники, ему был необходим свежий игрок, способный убегать открываться между линиями, вместо того, чтобы ломиться и продавливать.

План сработал. На 113-й минуте овертайма Гётце хитро нашёл то самое свободное пространство в штрафной, при этом не попадая в офсайд, а Андре Шюррле с левого фланга чудесным образом выдал точную передачу, хотя его в панике бежали накрывать сразу два аргентинца. Марио принял мяч на грудь и, немедля, левой нерабочей ногой забил победный гол, став золотым мальчиком немецкого футбола. На тот момент ему только-только исполнилось 22 года. Перед выходом Гётце на поле Лёв сказал ему: «Покажи всем, что ты лучше Месси и можешь решать судьбу матчей!». Спустя четыре года он не включил его даже в расширенную заявку сборной на чемпионат мира в России, вместе с тем же Шюррле.

Сравнение с Лео Месси было неслучайно. Помимо того, что Марио играл непосредственно против аргентинца и должен был доказать ему, что для победы на турнире негласного звания лучшего игрока мира недостаточно. В первом сезоне в «Баварии» Хосеп Гвардиола пробовал Гётце на позиции Месси, то есть «ложной девятки». Хотя основное его расположение оставалось в полузащите под нападающим. Но всё равно практически сразу стало понятно, что в «мессизаменителе» он видит именно Марио. Несмотря на то, что Гётце чаще выходил на замену, нежели в «Боруссии», из-за более насыщенного ростера «Баварии», это не особо сказалось на статистике игрока. 16 голов и 13 передач в 43 матчах (6 выходов на замену) за «Дортмунд» в сезоне 12/13, и 15 голов + 12 передач в 45 матчах (15 выходов на замену) за «Мюнхен» в сезоне 13/14.



В следующем сезоне после триумфа Гётце на ЧМ он отыграл в основе куда больше. К тому же Гвардиола стал еще чаще использовать игрока на позиции скрытого форварда. Но это не сильно повлияло на его статистику. В 48 матчах (8 выходов на замену) за «Баварию» он забил те же 15 голов, при том что стал чаще бить по воротам, и отдал всего 3 ассиста. Вместо стимулирования и подначивания, как это происходило с Криштиану Роналду, сравнение с Месси пагубно сказывалось на Гётце. Да, он лишил Лео возможности войти в пантеон величайших из великих. Но то была всего одна игра, момент. В долгосрочной перспективе стал виден потолок Марио и отсутствие у него должных способностей исполнять игровую роль Месси.

Всё хорошо начиналось, но к третьему сезону его переход в «Баварию» стал видеться, скорее, провальным. Гётце перестал расти, из-за чего не мог избегать критики. Еще и навалились травмы, из-за которых он пропустил 116 дней и 17 матчей. На поле он появился всего в 21 игре, 7 из которых были со скамейки. Видимо, и сам Гвардиола разочаровался в игроке, который не смог соответствовать его ожиданиям. Хотя многие винили именно испанца в том, что он уничтожает футболиста. «Теперь думаю, что было бы лучше, если Лёв не сравнивал меня с Месси», – признал сам Гётце, явно начавший копаться в себе. Ему была необходимо перезагрузка. Пеп в итоге уехал в Англию, а Марио вернулся в Дортмунд, в котором его ненавидели три последних года. Но это было взаимовыгодное решение. «Боруссии» был необходим символ былой славы.

Однако, статистика Гётце упала еще сильнее. Но этому было объяснение. Тактический гик Томас Тухель, для которого важен контроль мяча, не стал ломать то, что строил для этого, и ставить его на привычную позицию. Он перевёл Марио еще глубже в полузащиту, став лепить из него, скорее Андреса Иньесту. Гётце уже меньше опирался на собственную скорость и вступал в дриблинг, уже больше полагаясь на своё игровое мышление. «Старого Гётце больше не существует. Я хочу показать, что умею не только забивать голы и отдавать передачи», – говорил он. Мы видели попытки перерождения Марио, но довести это до конца не получилось, хотя потенциал был. Тухеля досрочно уволили из-за постоянных конфликтов, а у Гётце возникли новые проблемы со здоровьем, еще более серьёзные.

Оказалось, что визуальная вялость и медлительность игрока были связаны с нарушением у него обмена веществ. У Марио никак не получалось вернуть оптимальную форму и вес. Диеты и специальные тренировки не помогали. Именно с этим были связаны его частые мышечные травмы в «Баварии», но там на это никто не обратил внимания. Гётце выбыл за два месяца до конца сезона и не смог поехать на Кубок конфедераций, где у него был бы шанс реабилитироваться и стать лидером сборной. Лечение и реабилитация заняли пять месяцев, а какую-то сносную игровую форму он начал набирать только к концу осени. Вот только тренером «Боруссии» был уже Петер Бос, при котором команда сильно потеряла в структурном построении как при атаке, так и в оборонительной фазе.

Номинальная роль Гётце в середине полузащиты сохранилась, но он регулярно терял позицию, вновь начал чаще лезть в дриблинг и часто не понимал, как ему играть. Отставка Боса и назначение Петера Штёгера ничего не изменили. С пасом и видением поляны никаких проблем, но во всех остальных фундаментальных навыках полузащитника есть провисания. Марио хочет проделывать тот же объём работы, что и Иньеста за счёт грамотного выбора позиции, но не всегда знает, как это осуществить. Тренера, который мог бы ему с этим помочь он пока тоже не нашёл.

Наверное, Лёв мог вызвать Гётце за былые заслуги и в качестве талисмана. Но было ли бы это честно? Йоахим проигнорил даже Сандро Вагнера, дослужившегося до перехода в «Баварию» и регулярно вызывавшегося до этого. Вагнер узнал об этом на тренировке и заплакал, а напарники по команде и Юпп Хайнкесс его успокаивали.

Интересно, плакал ли Гётце? Но он объективно не заслуживал вызова. Илкай Гюндоган, Сами Хедира, Тони Кроос и даже Себастьян Руди лучше на данный момент, если рассматривать Марио именно в полузащите. А ближе к атаке или на фланге он толком не играл давно, и Юлиан Брандт, Юлиан Дракслер, Марко Ройс, Месут Озил, Лерой Сане, Томас Мюллер тоже бесспорно лучше Гётце.

Наверное, Лёв, контракт в сборной Германии с которым продлили до 2022 года, и мог сжалиться и вызвать Марио, но он сделал куда умнее. Ему всего 25, он еще успеет сыграть на Евро и следующем ЧМ. Да, это жестоко, зато теперь у Гётце есть железная мотивация для работы над собой. Либо он пересмотрит свою игру, реабилитируется и станет лидером сборной, либо так и останется в памяти некогда золотым мальчиком, забившем тот самый гол в бразильском финале. Лучше стимула и не придумаешь.

Поставь на паузу, перемотай на любой момент, смотри все матчи за последние три дня с сервисом «Управление просмотром» в интерактивном ТВ от «Ростелеком»

Максим Иванов