«Арсенал» больше не клуб одного человека. Эмери – последний пазл мозаики

Владислав Зимагулов объясняет, как в «Арсенале» свергали Арсена Венгера и почему не так важно, что его заменил именно Унаи Эмери.

Арсен Венгер (слева) и Унаи Эмери / Фото: Gettyimages


В «Арсенале» прошло последнее назначение в ходе сложнейшей перестройки, которую клуб ведёт с прошлого года. Клуб подтвердил назначение Унаи Эмери, о котором был известно несколько последних дней.

Директор клуба Иван Газидис готовил клуб к новому тренеру, сначала пригласив Свена Мислинтата – одного из лучших скаутов в Европе, который собирал дортмундскую «Боруссию» с Марио Гётце и Робертом Левандовски, а также Рауля Санлехи – бывшего спортивного директора «Барселоны», главным достижением которого считают тяжелейший трансфер Неймара из Бразилии, когда подписать игрока хотели все топ-клубы Европы. Со второй попытки Газидису удалось назначить нового специалиста по контрактам и переговорам – Гусса Фахми (прошлая попытка с Хендриком Альмштадтом закончилась блокировкой от Венгера и специалист отправился в «Астон Виллу»). Параллельно клуб покинул Дик Лоу – ближайший союзник Арсена Венгера на протяжении восьми лет, отвечавший за трансферные переговоры и авторитетный менеджер много лет являвшийся правой рукой француза в клубе. «Арсенал» готовился к прощанию с Венгером и Газидис начал побеждать в этой внутриклубной битве с тренером прошлой осенью.

Директор давно хотел освободить «Арсенал» от зависимости лишь от одного человека. Хотя десять лет назад именно Венгер проводил собеседование с Газидисом при приеме на работу нового директора «Арсенала» и по сути сам нанимал для себя начальника. Десять лет тот набирался смелости и вникал в то, что философия Венгера и его подход последних лет были губительны. The Guardian накануне опубликовал материал о том, как тренер затирал Газидиса и имел возможность взаимодействия с владельцем Стэном Кронке, мог легко устанавливать вето на все решения исполнительного директора одним звонком американцу. Даже приглашая лучших скаутов и менеджеров, выхлоп будет минимальным, если твои и решения твоего окружения блокирует тренер – то есть формальный подчиненный. Именно Кронке и был последним, кто продолжал верить в Венгера и его философию, которой был очарован. По слухам, в прошлом году сыну мажоритарного акционера «Арсенала» Джошу Кронке и Газидису удалось убедить президента клуба Чипса Кесвика и неисполнительного директора Филиппа Харриса попрощаться с Венгером, но француз заручился поддержкой Стэна и удержал позиции. Совет директоров «Арсенала» был недоволен тем, что Венгер получил двухлетний контракт вопреки их мнению: победа в Кубке не убедила в том, что клуб не нуждался в перезагрузке и переменах. Когда в новом сезоне «Арсенал» скатился до уровня борьбы с «Бернли», лучший игрок команды опять перешел к конкурентам, продажи билетов упали и по имиджу «Арсенала» снова были нанесены серьезные удары, Кронке уже, кажется, осознал, что ошибся. Это был шанс склонить чашу в сторону его увольнения и команда Газидиса его использовала. В конце апреля Венгер узнал, что его контракт будет расторгнут, он получит неустойку по оставшемуся году контракта и шанс самому красиво объявить об уходе, чтобы это выглядело его решением – жест уважения к былым заслугам тренера в первой половине его карьеры в «Арсенале». 

За последний год Газидис, наконец, показал, что его должность – не просто строчка в верху зарплатной ведомости, он выиграл эту партию с Венгером, который, имея ещё год по контракту, все-таки ушел. Теперь Иван имеет самый серьёзный вес в клубе и власть, которой за последние десять лет никогда не обладал. Его тщательно спланированный переворот удался и директор, который годами ставил себе в заслугу трансфер Месута Озила из «Реала», теперь в списке достижений будет выделять свержение Венгера. А это так же сложно, как, к примеру, проводить из Кремля Владимира Путина, или убить персонажа Тони Старка хоть в одном фильме Марвел, даже когда погибает половина Вселенной. 

Неудивительно, что после проводов Венгера в «Арсенале» началась зачистка: были уволены тренеры Боро Приморац и Нил Бэнфилд, тренер вратарей Джерри Пейтон, работавший в клубе с 2003 года, тренер по физподготовке Тони Колберт, работавший с 1998-го, главный врач команды Коллин Льюин, возглавлявший медслужбу в «Арсенале» все годы при Венгере. В клубе тем самым признали, что стабильно полный лазарет, слабая игра вратарей на протяжении десятилетий – это не случайность. Люди, которые при Венгере были неуязвимы, после его ухода понесли ответственность. Десятки человек из окружения Венгера уходят вместе с ним еще до того, как клуб нашел нового тренера и это не какая-то показательная порка – эти люди рядом с тренером вели клуб к упадку. Лед тронулся и на льдинах все приближенные к Венгеру уплывают в свободное плавание.

Для Газидиса и его поддержки на первом плане был сам факт ухода тренера, который подстроил под себя многие службы клуба, все процессы и создал окружение, приведшее «Арсенал» в кризис. Ключевая цель избавиться от француза привела к тому, что в клубе даже не прорабатывали вариант сменщика, ведь это было вторично. Об этом говорит сам шорт-лист, который очень сумбурный и где рядом с фамилией тренеров без большого опыта, вроде Микеля Артеты и Патрика Вийера, стояли Массимилиано Аллегри и Леонарду Жардим. Только избавившись от груза, клуб начал переговоры и серию собеседований.

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>

По данным Telegraph, Эмери не было в изначальном списке кандидатов и долгое время фаворитом на должность являлся Артера. Клуб проводил собеседование со всеми кандидатами на пост тренера и после нескольких интервью десять дней назад на рассмотрении появилась кандидатура испанца.

Эмери – может быть, не самый лучший выбор из всех возможных, но клуб искал тренера на небольшую по европейским меркам зарплату до 6 млн фунтов в год (Венгер зарабатывал 8 млн) и под маленький даже для середняков АПЛ трансферный бюджет в 50 млн фунтов. Удалось подписать тренера, который за последние четыре года сделал два требла и выиграл два еврокубка, при этом не требователен в формировании состава и одним из качеств которого является умение работать с ограниченными ресурсами, с навыком раскрывать футболистов.

The Sun и The Times сообщили, что Унаи впечатлил всех на собеседовании, которое продолжалось несколько часов. Презентацию смотрели Газидис, Санлехи и Мислинтат и всех удивило отношение Эмери к деталям в духе Пепа Гвардиолы, разбор слабых мест состава, истории травм игроков и стратегия того, как он улучшит ситуацию и поможет конкретным футболистам прибавить. Эмери быстро выучил французский и, вполне вероятно, что впечатлил работодателей и уровнем английского, который выучить куда проще. Решение было принято коллегиально и это веха для «Арсенала», эпохальное событие: три важных менеджера клуба, которые долго были ограничены в своих функциях и были бесполезны, выбрали нового тренера для клуба, который с прошлого века тренировал и контролировал только один человек. 

Сейчас от «Арсенала» нелогично требовать решения каких-то больших задач в первый год и после Венгера «Арсенал» будет выстраиваться по-новому и иначе. Механизм только собран и непонятно, как это будет работать, кто выпадет и кто понадобится ещё. На данном этапе важно даже не это, а то, что теперь в клубе всё не будет сводиться лишь к одной фигуре. Новый тренер «Арсенала» даже после трех еврокубков подряд в «Севилье» не превратился в человека, ставящего себя выше клуба.  

Эмери обвиняют в том, что он провинциал и неприспособлен к большим городам, вроде Парижа или Лондона, что ему не сработаться с топ-звездами, а его ассистент Хуан Карлос слишком жесток и груб с игроками. Но всё это мелочи. Ключевой смысл всей этой затеи с проводами Венгера и полной реорганизации «Арсенала», частью которой стал Эмери, сформировал в начале мая как раз новый тренер лондонцев: «Однажды Хорхе Вальдано сказал, что лидер «Барселоны» – это Месси, лидер «Реала» – Перес, а лидер «Атлетико» – Симеоне. Игрок, президент и тренер – в каждом случае это разная профессия. Я отлично знаю, когда главный в команде, а когда – нет. Это то, через что проходит каждый тренер, процесс, осваиваемый со временем и опытом. В каждом клубе есть свои роли, и тебе нужно знать об этом. Лидер «ПСЖ» – Неймар. Точнее говоря, ему предназначена роль лидера. Он пришел в клуб, чтобы стать лидером, а затем лучшим футболистом в мире – но для этого Неймару необходимо больше времени. Но, повторюсь, если босс «Манчестер Сити» – это Гвардиола, то в «ПСЖ» им, должно быть, является Неймар», – сказал тренер в интервью Mundo Deportivo после ухода из «ПСЖ».

В новом клубе он пока явно не станет боссом, но, по крайней мере, в «Арсенале», где у руля теперь группа равнозначных единомышленников, точно уже не будет культа личности игрока или тренера.

Владислав Зимагулов