«В детстве садился на шпагат и смотрел фильмы Жан-Клод ван Дамма»

Молодой тренер-преподаватель Поволжской академии спорта Ильназ Сайфуллин еще совсем недавно выходил на ринг, в очередной раз выиграв всероссийские соревнования. Трехкратный чемпион мира и обладатель Кубка мира, сейчас он видит себя в качестве дипломированного тренера, способного передать свой опыт и знания молодым кикбоксерам, которые представляют Академию спорта.

«В НАШЕМ ВИДЕ СПОРТА НЕОБХОДИМЫ ТРЕНЕРЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ПРОФИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

– Ильназ Ирекович, расскажите о развитии кикбоксинга, виде спорта, который является новым для Поволжской академии спорта.

– Я работаю на кафедре теории и методики физической культуры и спорта, параллельно занимаясь развитием бокса, и, прежде всего, кикбоксинга. Сейчас у нас набрался хороший состав ребят, благодаря прошлогоднему набору мы сумели укомплектовать хорошую команду, в основном собранную из воспитанников местных школ. Это я говорю о боксе. При структурной работе мы способны показывать хорошие результаты. Если касаться кикбоксинга, то тут тоже есть с кем работать. Сейчас на спартакиаде вузов РТ мы заняли второе общекомандное место и по боксу и по кикбоксингу. 

– Кому уступили?

– Сильнейшей стала команда КГАСУ (Казанский государственный архитектурно-строительный университет). Но, повторюсь, у нас много первокурсников, и при дальнейшей работе мы способны на победу. Правда, у нас не хватает студентов для того, чтобы «закрыть» все весовые категории, поэтому приходится маневрировать, выставляя на некоторые категории по два участника, из-за того, что где-то у нас нет сильных бойцов. 

Ильназ Сайфуллин в атаке 


– Но тут же важен не только сиюминутный результат. При всем уважении к нынешним победам той же команды КГАСУ, вряд ли его спортсмены в будущем пойдут в сферу спортивной тренировки. В том числе, потому, что у них не будет профильного образования.

– Вот именно. Студенческие годы важны с точки зрения совершенствования своего мастерства, скажем так, более масштабного развития. К примеру, я своим кикбоксёрам разрешаю выходить на турниры по смежным ударным дисциплинам, и по боксу, и по тхэквондо, и так далее. Можно, кстати, потренироваться в другом виде спорта, тем самым расширяя спортивный кругозор. Это я говорю по собственному опыту, когда в детстве я дополнял тренировки занятиями акробатикой, плаванием, даже танцами и гирями. Всё для того, чтобы получить дополнительный опыт, который мог бы потом помочь совершенствоваться по основному виду спорта – кикбоксингу. Сейчас к нам в кикбоксинг привлекаются борцы, которые, возможно, хотят подтянуть ударную технику, чтобы потом попробовать свои силы в смешанных единоборствах.

Но итогом обучения в Поволжской академии спорта, я считаю, должны быть знания, умения и навыки, которые в дальнейшем помогут выпускникам стать дипломированными тренерами. В целом, именно это можно называть задачей для львиной доли наших студентов. Пополнить свой опыт научной базой, знанием той же физиологии, биохимии и биомеханики, для того, чтобы максимально эффективно работать на тренерском поприще. Это не просто требование чиновников, чтобы тренерами трудились люди с профильным образованием.

– Просто, чтобы оппонировать вам, замечу, что ранее тренером, допустим по любому из стилей каратэ, мог стать человек, просто обладающий каким-то опытом и стремлением к работе. И в этом не было ничего плохого.

– Отвечу за себя. Несмотря на свой немалый опыт занятий кикбоксингом, я планирую продолжить обучение в Академии спорта, поступив в аспирантуру. Важно же не просто свои наработанные методики опробовать затем на учениках, важно, чтобы они были обоснованны с научной точки зрения. В этом плане просто тренер-любитель вырастает до уровня знатока, профессионала своего дела. Мне, кстати, самому интересно совершенствоваться.

«РИНГ, ТРЕНАЖЕРНЫЙ И ИГРОВЫЕ ЗАЛЫ, БАССЕЙН: У НАС ВСЁ ЕСТЬ» 

– Касаясь смешанных единоборств, предположу, что там пока нет дипломированных тренеров, банально из-за молодости этого вида спорта.

– Не могу сказать точно, но отмечу, что сейчас действительно многие занимаются смешанными единоборствами, а про тех, кто занимался бы тренерской работой, я не слышал. Думаю, что с ребятами там работают тренеры, которые специализируются либо на борьбе, либо на ударных дисциплинах, а тех, кто мог бы обучить методикам боя в целом, возможно еще не подготовили. Может, они есть, просто я их не знаю. 

Сайфуллин (на переднем плане) со своей командой 


– Ваше отделение одно из самых
 молодых в вузе. Как вы привлекаете в свои ряды молодых людей, желающих посвятить свою жизнь боевым единоборствам?

– Во-первых, мы проводим презентационную работу с федерациями. Во-вторых, инфраструктурные возможности Академии спорта позволяют тренироваться здесь всем, включая «ударникам». Например, в Центре водных видов спорта есть ринг. Там же бассейн, как и в «Буревестнике. В учебно-лабораторном корпусе есть игровой зал. Во всех перечисленных спорткомплексах есть тренажерные залы для проведения силовой работы, для повышения выносливости. Стадион, бассейны, всё это позволяет студентам нашей Академии проводить свою подготовку на собственной базе, не подыскивая возможность провести какие-то тренировки на стороне. Это я еще не сказал о научной базе. Подобных условий для учебно-тренировочного процесса я нигде не видел за все время своей спортивной карьеры, за что я хотел бы выразить огромную благодарность руководству нашей Академии спорта во главе с ректором Юсупом Диганшеевичем Якубовым, который идёт навстречу пожеланиям наших спортсменов не только по тренировкам и сборам, но и по соревновательному процессу. Хотя, у нас не олимпийский вид спорта, тем не менее, он успешно развивается, к примеру, сейчас получив признание FISU и став обязательным видом соревновательной программы Всемирной Универсиады. Рассматривается также возможность включения его в олимпийскую программу. Поэтому нам и нужны квалифицированные кадры, поскольку кикбоксинг – это не только тренеры, судьи, но и рефери, которым также необходимо профильное образование.

– В плане возможного олимпийского дебюта, предположу, что кикбоксинг имеет такой мощный козырь, как поддержка олимпийского комитета США. Поскольку сам вид спорта зародился в Америке, и она доминировала в нем.

– Ее доминирование уже в прошлом. И на европейском и на мировом уровне сейчас впереди Россия. За это нас не любят, пытаются сместить с первого места. В том числе с помощью антидопинговых комитетов. Помню, на чемпионате мира я пошел на допинг-контроль, когда там сдавали пробы еще четверо россиян и трое украинцев. И больше никто. И такие случаи характерны. Тем не менее, мы свою лидерскую позицию не сдаём, занимая общекомандные первые места на чемпионатах мира и Европы на протяжении последних полутора десятка лет. 

«ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ С КРЫШИ У МЕНЯ ПОЗВОНОЧНИК БЫЛ СЛОМАН В СЕМИ МЕСТАХ»

– Сколько лет вы в сборной?

– В 2007 году, в 17 лет, я попал еще будучи юниором, а с 2008 года стабильно был в составе национальной команды. Три раза становился чемпионом мира и обладателем Кубка мира, четырежды выигрывал Европу, девять раз побеждал на чемпионате страны, и это только по любителям, поскольку у меня есть титулы и на профессиональном уровне.

С чемпионскими поясами 


– Непонятно даже, что о таком титулованном спортсмене очень мало было слышно в Татарстане.

– Я родился и начал заниматься кикбоксингом в Набережных Челнах, вырос до уровня члена национальной сборной, после чего мы с тренером Сергеем Геннадьевичем Осиповым решили о переезде в Челябинск – один из сильнейших центров российского кикбоксинга, где я и тренировался на протяжении последних десяти лет. Только в прошлом году вернулся на родину и работаю в Академии спорта неполный год, став ее сотрудником в сентябре 2017-го.

– Расскажите о себе, о начале своего пути в спорте.

– Еще до школы меня привели в секцию кикбоксинга, параллельно занимаясь акробатикой. Родители, тем самым, пытались направить мою неуемную энергию в спортивное русло, поскольку я был такой шебутной, что в детстве даже заставить меня лечь спать было проблемой для мамы.

– Девяностые годы, когда вы только начали заниматься кикбоксингом, это расцвет фильмов про боевые искусства. Чак Норррис, Дон Дракон Вилсон, Жан-Клод Ван Дамм…

– На фильмах с участием последнего героя мы и выросли. Помню, чтобы добиться похожей растяжки, я садился на шпагат на две табуретки, и пересматривал в этот момент «Кровавый спорт». Помимо этого, из детства запомнился «Мортал комбат», где, помимо боевых единоборств, демонстрировались какие-то полусказочные трюки. Чтобы быть похожим на героев этого фильма, я начал заниматься акробатикой. Эти фильмы из детства были очень серьезной мотивацией для нашего совершенствования в спорте.

Но в шестом классе случилась трагедия – я упал с крыши. В результате, сломал позвоночник в семи местах, ноги раздробил, на них ставили аппарат Илизарова, собирая левую ногу по кусочкам. Увы, не всё удалось вылечить, левая нога так и осталась на размер меньше правой.

В результате я потерял год тренировок из-за этого лечения, хотя врачи вообще ставили крест на каких-либо занятиях спортом в дальнейшем. Но я решил пойти наперекор, тем более, что во время лечения мне не становилось легче, болело даже сильнее. В итоге, я решил вернуться в спорт. Забросил костыли, снял корсет, хотя врачи насчет него высказывались категорически, чтобы не снимал, и потихоньку начал двигаться. Поначалу ползал, потом начал ходить, наконец, пошел на тренировку. Первый месяц занятий был похож на ад, мышцы за год атрофировались, болело всё тело. Но потом боли стало всё меньше и в итоге я могу сказать, что спорт помог мне преодолеть остаточные явления этой страшной травмы. Через четыре года после этой травмы, я заявился на первые свои соревнования и выиграл их. Через год выиграл первенство Поволжья по лайт-контакту и фулл-контакту.

Одна из первых побед Сайфуллина 


«ПЕРЕЕХАЛ В ЧЕЛЯБИНСК, ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В КИКБОКСИНГЕ»

– Для людей, не знакомых с терминологией, это звучит абракадаброй.

– Лайт-контакт – это облегченный раздел кикбоксинга. Там запрещены жесткие, акцентированные удары и ценится, прежде всего, техника. Поединки проводятся на татами. Есть еще дисциплины, где бои проводятся в ринге. Это фулл-контакт – это уже раздел, схожий с боксом – обмен ударами. Фулл-контакт с лоу-киками означает, что боец может проводить базовый удар ногой в кикбоксинге, голенью по голени или по бедру. Первоначально я просто физически не мог провести лоу-кик, поскольку мне было больнее, чем противнику. Приходилось целить либо в корпус, либо в голову, так было менее болезненно. Есть еще семи-контакт, несколько схожий с фехтованием, когда человек проводит атаку и бой прерывается. Недавно появился еще и кик-лайт. Есть дисциплина К-1, поединок в которой напоминает по своим правилам тайский бокс, самый жесткий раздел кикбоксинга. Правда, европейцы предпочитают развивать менее жесткие раздели, и лайт-контакт, и семи-контакт, менее жесткие и травмоопасные.

– Иными словами, одаренный человек может, в перспективе, стать за один год чемпионом сразу в шести дисциплинах. 

– Да, но вас же не удивляют чемпионы, допустим, в плавании, которые быстро плывут сразу несколькими стилями. Так и у нас действовало правило, которое позволяло заявляться сразу по нескольким дисциплинам. Правда, насколько я знаю, сейчас можно участвовать не более, чем в двух дисциплинах. Это объясняется просто. У меня был товарищ, который в один год выиграл три чемпионата России, и по всем отобрался на международные соревнования, где должен был представлять сборную страны сразу в трёх дисциплинах. А это просто физически невозможно было сделать.

– Вы и сами выигрывали какие-то старты сразу в двух дисциплинах. Какие, кстати, дисциплины вы предпочитаете, и в чем добивались успеха.

– Для меня классика кикбоксинга – это фулл-контакт. За него бы я и проголосовал, если бы решалось какая конкретно дисциплина должна быть представлена в олимпийской программе. Повторюсь, первых своих успехов я добился еще выступая за Татарстан, когда на первенстве России выполнил норматив мастера спорта, еще будучи юниором. На следующий год стал чемпионом России, поехал на чемпионат Европы и там познакомился с главным тренером национальной сборной Фаригатом Касымовым. Он из Челябинска, где, повторюсь, создана одна из сильнейших школ в нашем виде спорта. Для дальнейшего совершенствования я туда и переехал, поскольку в Челнах уже не видел для себя возможности профессионального роста. Он же во многом заключается в проведении спаррингов, тренировках с сильными бойцами, за которыми ты тянешься и прибавляешь в мастерстве, даже сам не замечая этого.

«ВЕСОМ МОЖНО «ИГРАТЬ». НО ДЕЛАТЬ ЭТО ПРАВИЛЬНО С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

– Вы «гоняли вес», чтобы попасть в рамки своей категории?

– Да, причем, приходилось делать это на протяжении всей своей карьеры. Как по юниорам начал гонять, чтобы попасть в категорию до 48 кг, которую затем упразднили. Помню, я сделал вес, приехал на соревнования, а 48 кг уже упразднили, пришлось боксировать в следующей категории до 51 кг.

Интервью после победы 


– А зачем так много категорий для легковесов. Если смотреть на тяжеловесов, то там разница между категориями может достигать 10 кг. Допустим до 81 и до 91 килограмм. А у легковесов категории идут через три кило: 48, 51, 54 и так далее.

– Поверьте, в лёгких весах не то, что 3  кг, там разницу в полкилограмм можно прочувствовать. У меня был бой уже по профи, когда соперник весил на два кг больше и это очень хорошо чувствовалось по плотности ударов. У спортсменов в тяжелой весовой категории разница в весе может компенсироваться скоростью.

Или я как-то приехал на «Россию», и легко мог попасть в категорию до 51 кг, когда мне надо быль согнать всего полкилограмм. Но решил этого не делать, а потом на заявке узнал, что на 51 кг заявилось девять человек, а на мою категорию в 54 заявилось 24 человека. То есть, там пришлось проводить на два боя больше, чтобы выйти в финал. Ничего страшного, выиграл все четыре боя и впервые стал чемпионом страны.

– Мне приходилось видеть как сгонщики, после взвешивания, одним глотком опустошали полуторалитровую бутыль воды. Правда, это было у штангистов. Они же вспоминали, как падали в обморок в сауне, как им было плохо после сгонки, после потери водно-солевого баланса, а надо было выходить на соревнования.

– К сгонке веса необходимо подходить правильно. Кто-то начинает заниматься этим едва ли не перед соревнованиями. В результате гоняя не лишние килограммы, а мышечную массу. Или теряет воду, как вы правильно заметили, в результате попадая в свою категорию, но на ринге ничего из себя не представляя. Потом надо учитывать нюансы проведения того или иного старта. Допустим, на чемпионатах по лайт-контакту проходит всего лишь одно взвешивание перед стартом, а сам турнир длится несколько дней. К финалу спортсмен может набрать на 8-10 кг больше своего заявленного веса. А вот на фулл-контакте, про которую я уже говорил как о более жесткой дисциплине, взвешивание происходит перед каждым стартовым днем, чтобы боец не получал дополнительного преимущества за счет набранного веса. Весом же можно «играть», вот тут-то и должна приходить на помощь спортивная наука, об изучении тренерами которой мы уже говорили.

Джаудат Абдуллин