ВАДА может возглавить министр из Норвегии. Она очень не любит Россию

Даёшь больше ингаляторов.

Фото: instagram.com/lindahelleland


40-летняя Линда Хеллеланд в интервью BBC объявила о намерении участвовать в выборах президента ВАДА. Сейчас антидопинговое агентство возглавляет британец Крэйг Риди, и его второй срок подойдёт к концу в 2019 году. Хеллеланд – министр Норвегии по делам детей, семьи и полового равенства. Также она занимает пост вице-президента ВАДА и в случае успеха на выборах станет самым молодым президентом в истории агентства и первой женщиной на этом посту.

В своём программном заявлении Хеллеланд сказала, что «ВАДА нужно больще независимости, прозрачности и свободы». Когда она стала вице-президентом, её удивило, что в агентстве использовались методики, которые «применялись в Норвегии 20 - 30 лет назад». Также министр объяснил свою мотивацию занять пост президента – она заботиться о своих сыновьях-футболистах.

Фото: instagram.com/lindahelleland


Наиболее чётко Линда обозначила свою позицию по России. Как пишет BBC, многие члены МОК думают, что пора вслед за Олимпийским комитетом России (ОКР) восстанавливать в правах РУСАДА. Но норвежский министр считает, что делать этого категорически нельзя, пока не будут выполнены два условия – Россия должна признать расследование комиссии Ричарда Макларена и предоставить доступ к московской антидопинговой лаборатории.

«Сейчас как никогда важно придерживаться наших принципов, – считает Линда. – Как я предполагаю, многие акционеры [ВАДА] думают, что это очень сложно. Но сейчас как никогда важно отстаивать свои законы». Кроме того, Хеллеланд рассказала о встрече с президентом ФИФА Джанни Инфантино. Она поинтересовалась, как обстоят дела с антидопинговыми программами на чемпионате мира. Инфатино ответил, что сделает всё возможное, чтобы они соблюдались. «Мне остаётся только верить его словам», – сказала Хеллеланд.

В общем, с Россией всё понятно. Но что новый кандидат думает о своей родной Норвегии? К сожалению, журналист BBC не поднял тему астматиков во время интервью, которое проходило в офисе министра. А спросить было о чём.

Как известно, сборная Норвегии взяла с собой на Олимпиаду в Пхёнчхане 5760 доз различных препаратов от астмы, принимаемых через ингалятор. По информации NRK News, это симбикорт (1800 доз), автровент (1200), альвеско (1200), аиромира (1200) и вентолин (360).

«Такое количество [препаратов] может показаться кому-то очень, очень большим, – говорила представитель норвежской команды Мона Хьельсберг. – Я могу это понять. Но если вы посмотрите с другой стороны, препаратов окажется не так уж и много. У нас всего 43 ингалятора, и все они для персонального пользования».

Возможно, кто-то бы и обратил внимание на ограниченное количество ингаляторов, если бы не 480 доз пульмикорта и атровента, предназначеных для использования в небулайзере (распыление). В итоге получаем 6240 доз. У финнов, к примеру, в Пхёнчхане небулайзера не было вовсе, а общее количество препаратов от астмы оказалось в десять раз меньше.

Махинации Норвегии давно не новинка. По подсчётам шведского телеканала SVT, 70% олимпийских наград Норвегии за последние 26 лет были добыты лыжниками-астматиками. В Пекине-2008 и Ванкувере-2010 25% норвежских олимпийцев лечились от астмы, а самый высокий процент заболевания был у лыжников – 50%.

Врач сборной Швеции Пер Андерсон оправдывал это тем, что лыжники проводят много времени в горах и из-за этого подвержены астме – по его словам, врачам самим приходится принимать препараты. Но факт остаётся фактом – норвежцы принимают вещества, которые расширяют их бронхи, улучшают газообмен и даже стимулируют рост мышц. Но всё это не считается допингом. Чуть ли не единственное исключение – дисквалификация Мартина Йонсруда Сундбю в 2016 году. За несколько минут он вдохнул в десять раз больше допустимой дневной нормы препарата вентолин. Лыжника отстранили на два месяца. Летних.

Мартин Йонсруд Сундбю / Фото: wikipedia.org


В дальнейшем несколько норвежских спортсменов (Финн-Хоген Крог, Тереза Йохауг, Эйрик Барннсдал) заявили, что применяли препараты от астмы, хотя не болели ей. Было назначено специальное расследование, которое не нашло подтверждений словам лыжников.

После этих событий Хеллеланд сделала ряд громких заявлений, подкрепив свои амбиции на президентство в ВАДА. Она заявила, что решения агентства по отношению к сборной «до, во время и после» Пхёнчхана казались ей «странными». При этом санкции ВАДА к России оказались на порядок серьёзнее, чем к Норвегии: если у астматиков дело ограничивалось краткосрочным отстранением отдельного спортсмена, то в случае с Россией забанили целый комитет.

К тому же, сборная лишилась первого места в медальном зачёте Олимпиады-2012 в Сочи, потеряв 11 медалей. А кто занял место России? Норвегия. Благодаря кому? ВАДА. Кто вице-президент ВАДА? Норвежка.

Без сомнения, Хеллеланд расстроили и действия спортивного арбитражного суда, который начал оправдывать дисквалифицированных россиян накануне старта Олимпиады-2018. Линда намекала, что российским спортсменам с допинговым прошлым нужно запретить участие не только на Олимпиаде, но и на всех международных турнирах: «Спортсмены, СМИ, публика не понимают, почему некоторые не могут участвовать на Олимпиаде, но принимают участие в других мировых первенствах».

Вообще, в этой истории есть одно «но».

Портал Inside The Games писал, что МОК кандидатура Хеллеланд категорически не устраивает. Комитет, более того, намерен ограничить роль ВАДА. Сейчас у агентства прямая связь с МОК: вице-президент комитета входит в совет учредителей ВАДА. Но в дальнейшем, уверен ITG, комитет собирается сделать главным антидопинговым ведомством международное агентство тестирования – в прошлом международный орган тестирования. В таком случае позиции ВАДА будут ослаблены, но и здесь комитет хочет выдвинуть своего кандидата, чтобы оставить не у дел Хеллеланд.

Артур Валеев