В фигурном катание снова революционные изменения в правилах. Конгресс Международного союза конькобежцев (ISU) постановил увеличить систему штрафов за невыполненные прыжки, а также сократить надбавочный коэффициент за прыжки во второй половине программы.
ЗАГИТОВОЙ ПРИДЁТСЯ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ?
Самое волнующее россиян изменение в правилах – отмена высокой надбавки за прыжки, выполненные во второй половине программы. Напомним, что в олимпийский сезон произвольная программа Алины Загитовой была построена так, что основные сложные прыжковые элементы она выполняла, начиная со второй минуты выступления. Тем самым она получала за выполнение этих прыжков повышенную оценку.
По предложению японской стороны надбавочный коэффициент (1.1) будет применяться только к одному прыжку в короткой программе и к трем – в произвольной. Мотивировка очевидная – японцы хотят видеть более сбалансированные программы, где прыжки выполняются и в начале, и в конце выступления.
Но для олимпийской чемпионки такое нововведение точно не в плюс – шаткую победу в Пхёнчхане в 1,5 балла она одержала как раз через надбавочный коэффициент. Евгения Медведева, выступавшая с травмой, не могла рисковать здоровьем и прыгать вслед за Алиной только в конце программы, то есть ставить сразу по пять - шесть прыжковых элементов кряду. С новыми правилами Медведева с Загитовой почти бы сравнялись, и Алине стоит поблагодарить ISU хотя бы за то, что она не приняла предложение канадцев, которые выступали за полную отмену надбавочного коэффициента.
Загитова и её тренер Этери Тутберидзе пока еще не прокомментировали эти решения, зато первый тренер Загитовой Наталья Антипина была серьёзно возмущена.
«Эти изменения направлены не конкретно против Алины, а против всех молодых девочек, которые способны исполнять прыжки в заключительной части программ. Более взрослые, тяжелые фигуристки уже на это не способны. Безусловно, если бы правила остались прежними, для Загитовой это было бы в плюс. Да и аргумент, что якобы программы были не гармоничными, я не принимаю. Разве если бы у Алины была не красивая, не зрелищная программа, ей бы поставили такие оценки на Олимпийских играх? Считаю, вполне возможно поставить выигрышную программу, даже если все прыжки идут во второй половине, – сказала она в интервью «Спорт-экспрессу».
Действительно, паниковать раньше времени не стоит. Да, скорее всего, Загитовой придётся тяжело на следующий сезон, особенно если учитывать, что она уже поставила себе программы на будущий год. Но у изменений есть и плюсы – при грамотном выставлении программы, в которой сложные элементы будут расставлены равномерно по времени, неизменно будет расти оценка за компоненты – всё-таки часто судьи занижали их Алине из-за неестественных в плане хореографии программ.
«Наши тренеры хорошо использовали те правила, которые были в том, что касается прыжков во второй половине программ. Изменились правила? Значит, будем работать», – прокомментировал нововведения глава федерации фигурного катания Александр Горшков в интервью агентству «Р-Спорт».
В ПОГОНЕ ЗА КАЧЕСТВОМ
Ещё одно крайне важное нововведение – изменение системы оценок фигуристов и фигуристок. Изменения коснутся позиции GOE – Grade of Execution (уровень исполнения).
В новом сезоне, если изменения пройдут финальную стадию голосования, фигуристы будут крайне тщательно подходить к каждому прыжку. Если сейчас, выставляя оценки за качество исполнения каждого элемента, судьи выбирают оценки по шкале от -3 до +3, то теперь шкала увеличивается почти вдвое: от -5 до +5.
Объясняем наглядно: есть условный тройной лутц, базовая стоимость которого девять баллов. При успешном его выполнении фигурист получает 12 баллов, при неудаче – 5. Из базовой стоимости вычитается три балла за качество исполнения, а также -1 балл штраф за падение.
Такая ситуация рождает полную фантасмагорию – вспомните последний чемпионат мира, где в соревнованиях мужчин спортсмены падали один за другим, однако, всё равно получали высокие оценки. Упавший четыре (!) раза японец Шома Уно до последнего претендовал даже на «золото». При этом ни разу не ошибившийся израильтянин Алексей Быченко не смог взять даже «бронзу». Потому что даже полностью заваленный четверной в системе ISU ценился выше практически идеального тройного.
Теперь такого цирка быть не должно – за полностью заваленный прыжок из его базовой стоимости будет вычитаться сразу пять баллов. А если утвердят ещё и предложение сразу начинать со штрафа (-2) за падение (сейчас такие санкции вводят только со второго заваленного прыжка) спортсмен и вовсе рискует остаться с «баранкой» или уйти в минус.
При этом за качественный прыжок максимальная надбавка за исполнение увеличится до пяти баллов, что позволит мотивировать спортсмена на максимально качественное исполнение программы, более острую борьбу между лидерами и новую гонку за мировыми рекордами. Ведь в нынешней системе координат лучшие выступления Медведевой и Юдзуру Ханю просто недосягаемы.
«Сейчас спортсмены будут гнаться не за количеством прыжков, а за их качеством. Великолепное исполнение может принести пять баллов, а при серьезной ошибке спортсмен может, соответственно, пять баллов потерять. При среднем прыжке результат остается практически тем же. Теперь перед выходом на лёд фигуристы должны понимать, что плохое исполнение будет наказываться сильнее, чем прежде. Да, раньше был смысл идти на сложный элемент, даже получая за падение «минус три» от базовой стоимости прыжка. Отсюда и часто звучавшие вслед за этим фразы: «я упал, но докрутил». Теперь же, если ты получишь «минус пять», от элемента останется полцены. Вопрос встанет больше перед тренерами – идти ли на весь набор четверных прыжков или урезать их количество, чтобы что-то осталось от программы», – в интервью ТАСС размышляет об изменениях в правилах вице-президент ISU Александр Лакерник.
МУЖЧИНАМ – МЕНЬШЕ ЧЕТВЕРНЫХ
Изменения в GOE можно оценивать положительно. Это не борьба против сложных элементов, а борьба за красоту спорта. Теперь фигуристка среднего уровня десять раз подумает, стоит ли ей выполнять каскад из трех тройных прыжков, если она не умеет его выполнять. Реальные мастера будут только в плюсе – оценки возрастут, отставание от группы догоняющих увеличится.
Да, есть риск провалить прыжок и одной ошибкой лишить себя шансов на любую медаль. Но ведь в этом и есть смысл спорта, побеждать будут теперь готовые идти на риск спортсмены, лучше всего готовые к соревнованиям. Как физически, так и психологически.
А вот новаторство в мужском катании от ISU понять тяжело. Союз решил бороться с самым зрелищным элементом выступлений у мужчин – четверными прыжками.
По предложению голландской стороны с нового сезона произвольная программа сократится с 4,5 до 4 минут. Из неё убирается один прыжковый элемент, при этом количество четверных в программе строго регламентируется – не больше трёх. Причем нельзя повторяться – каждый прыжок должен отличаться от предыдущего, лишь один может повторяться. Также надо сказать, что серьезно снизили базовую стоимость четверных, что в купе с новой системой GOE вообще ставит под сомнение необходимость четверных в программе.
«Когда сложных прыжков много – к ним и готовиться надо. А программа у некоторых спортсменов местами начинает напоминать «разбег – прыжок». Вот поэтому, с одной стороны, четверных должно быть больше, чем два типа, но с другой – программа должна оставаться цельной программой. И дальнейший процесс развития фигурного катания будет определяться концепцией объединения спортивной и художественной составляющей», – объясняет мотивацию Лакерник.
Артистизм – это отлично, но таким фигуристам как Хавьер Фернандес, например, удавалось сохранять баланс и техники, и художественного исполнения. Нововведения скорее помогут спортсменам средней руки и странам, где фигурное катание не так развито. При ограничении сверхсложных элементов дистанция от лидеров сократится.
Но в плане спорта – очевидный шаг назад. А если вспомнить про невероятные предложения канадцев разделить соревнования на «художественную» и «техническую» программы вместо короткой и произвольной, то кажется, что фигурное катание возвращается назад на 100 лет. Ведь такой опыт уже был на Олимпиаде в Лондоне-1908, когда медали вручали не за сумму выступления, а за каждый выход на лед отдельно.
При этом сам союз конькобежцев не видит в этом серьезной угрозы, целый день форума посвящая обсуждению костюмов фигуристов. Теперь на соревнованиях мужчин официально разрешено выступать в колготках. А судьям – запрещено пользоваться соцсетями.