Рядом с Леонидом Слуцким к микрофону сядет самый ламповый комментатор России.
«Возможность комментировать на домашнем чемпионате мира, заниматься любимым делом в такой дорогой моему сердцу момент – это мечта, исправление моей личной Вселенной», – написал Василий Уткин после официального объявления о Первом канале. Но если Уткин видит в этом что-то фатальное (в хорошем смысле этого слова), то работа на главном канале страны Александра Елагина видится ещё более правильной и заслуженной.
Елагин – культовый комментатор, и для этого статуса хватило тех обрывков трансляций, которые ему доставались. Голоса футбольных трансляций редко становятся событием сами по себе, чаще они, конечно, остаются приложением к бомбической игре, исключения единичны – пожалуй, только тот же Уткин и великий комментарий Англии с Тринидадом и Тобаго.
Вспомните самый топовый матч, увиденный вами с бархатным баритоном Александра? Моя версия – разборка «Баварии» с «Барселоной» в полуфинале Лиги чемпионов-2014/15. Но тогда это был парад комментаторов на «Плюсе» и параллельно на другом канале работал, да что ж такое, Уткин. Мы ведь даже не ассоциируем Александра с каким-то определенным каналом. Был «Рен», когда еще его называли Ren-TV, и на нем не было рептилоидов с масонами. Но это было в начале века, а уже 2018-й.
Потом был 7ТВ, работа мечты на первых раундах Кубка Англии с обожаемыми «Мейденхэд Юнайтед» и «Олдхэм Атлетик», но лица «семерки» – это не Елагин, это герои золотого периода с примерой и редкими трансляциями РФПЛ.
Уткин долго не хотел брать комментатора на «НТВ-Плюс», но потом все же передумал и согласился. И вышло здорово, потому что в комнату «8-16» Елагин вписался как влитой. Этот террариум единомышленников, как сам Александр называл коллег, не видел в нём опасного соперника, хотя за него был опыт, любовь зрителей и тот самый культовый статус. Поэтому ему было так комфортно – ни один из героев «Плюса» не смотрел на новичка волком и не устраивал разборок с начальством из-за незаслуженного финала.
Елагин никогда и не был претендентом на главные трансляции, работу на крупных турнирах или какие-то крутые командировки. Для него кайф – это сама работа в эфире, сами футболисты, фанаты, факты вокруг них, которыми можно образовывать публику. Самая показательная история про Александра Викторовича – в 2011-м он просил начальство (мне стыдно четвертый раз за текст писать фамилию Уткина, но да, это был он) о назначении. Тогда в полуфиналах Кубка России играли ЦСКА со «Спартаком», а в другой паре махались «Алания» с «Ростовом».
В кабинете главного редактора Елагин долго ходил вокруг да около и выпалил: впервые прошусь на матч, страшно неудобно, можно мне на полуфинал. Уткин удивился и сказал, что уже поздно, позиции на московское дерби заказаны. «Александр делает большие глаза: «Вася, ты башкой не стукался в детстве? Я что, «Спартак» пришел просить? ЦСКА? Даром давай, не возьму! Вот второй полуфинал. «Ростов» – «Алания». Там же такое противостояние!», – в пересказе Юрия Розанова получилось особенно эпично.
В прошлом году Елагин был очень рад, что прокомментировал финал английской молодежки и их победу на ЧМ U-20 и сильно благодарил Eurosport за то, что дали ему этот репортаж. В этом весь Александр Викторыч – сделать для себя праздником матч, который не смотрела большая аудитория, и раскрасить его для тех немногих, кто попал на его трансляцию. В Москве финал не попал в топ-10 за неделю, а значит, его смотрело меньше 0,1% зрителей, катастрофически мало для телевидения. Значит ли это что-то для комментатора? Безусловно. Только не для Елагина.
Он абсолютно уникален в этом, потому что никогда не искал света прожекторов и смиренно выполнял работу, на которую согласится не каждый гик. Александра прёт от того, что он уже у микрофона, а приглашение на Первый канал еще раз доказывает, что все это было не зря. Репортаж с матча-открытия – это награда за фанатичную преданность этому крохотному числу болельщиков, для которых Елагин работал все это время. Награда за невидимые подстраховки на матчах РФПЛ, когда отрубалась связь с Виктором Гусевым на стадионе. Награда за то, что оставался в профессии в моменты, когда на глазах, почти на собственных руках умерли три телеканала.
Теперь в первом матче сборной России появился человек, за которого действительно можно болеть. За Елагина радуешься, как за родного человека, потому что свою аудиторию он вырастил сам и не предал ее ни разу. Если есть что-то стабильное на русском спортивном ТВ, то это быстрое и раскатистое «ударповоротам». Обязательно расскажите об этой трагической и такой счастливой фигуре тем, кто услышит Александра впервые. В день пикового ожидания ЧМ-2018 Елагин заслужил, чтобы о нем узнало больше 0,1% зрителей.