Коллина хочет довести количество верных судейских решений до 100%. Осталось 0.7%

Сегодня стартует плей-офф чемпионата мира, а за 48 матчей группового этапа не было ни одного серьёзного судейского скандала. Как такое возможно и что ждёт систему VAR после чемпионата мира – в материале Максима Никерина.

Система видеопомощи арбитрам (она же VAR) – главное открытие чемпионата мира в России. Её внедрение, несмотря на шквал критики, практически избавило от крупных скандалов и случайных результатов. Но и вопросов использование этой системы вызвало немало. Поэтому после завершения группового этапа в Москве провели специальный брифинг для СМИ с участием главы cудейского комитета ФИФА Пьерлуиджи Коллины, директора cудейского департамента ФИФА Массимо Бузакки и руководителя проекта VAR Роберто Розетти. Это трио разжевало несколько спорных эпизодов, показало внутреннюю работу системы, а также убедило, что VAR отнимает игрового времени меньше, чем споры с арбитрами или празднование голов.

Сербский арбитр Милорад Мажич на матче Сенегал – Колумбия отменил пенальти после видеопросмотра / Фото: Getty Images, Stu Forster


VAR ДОВЁЛ КОЛИЧЕСТВО ВЕРНЫХ РЕШЕНИЙ ДО 99.3%

Главный итог внедрения системы VAR в том, что качество судейства повысилось. Коллина даже назвал процент, на который верных решений стало больше. Если раньше он составлял 95%, то с появлением видеопомощи – поднялся до 99,3%.

– Почему не сто процентов? – переспрашивает Коллина. – Это трудно. Очень быстрые передачи. В штрафной стоит игрок, через шесть секунд он уже в другой штрафной. Судья просто не может его догнать. Поэтому мы и ввели VAR. Чаще всего людей интересует одна судейская ошибка, которую он допустил на одной минуте, но мы забываем, что остальные 89 минут судья пахал по-настоящему. 

– Вы нам говорите: «Станьте богами?» – эмоционально добавляет Бузакка, споря c журналистами. – Я не идеален, игроки не идеальны. Вы? Ну, может, тоже опечатку допустите в статье.

Всего в 48 матчах системой VAR было проверено 335 эпизодов (в среднем 6,9 за игру), в том числе – 17 VAR-просмотров игровых моментов (14 – судьёй непосредственно на поле, ещё три – только помощниками арбитра).

Из этих 17-ти моментов всего три решения было подтверждено – одно назначенное пенальти и два неназначенных. Остальные 14 изменили решения: назначено пенальти (7), отменено пенальти (2), красные карточки переквалифицированы в жёлтые (2), подтверждены голы (2), ошибочное определение игрока (1).

ЧТО ЗАТЯГИВАЕТ МАТЧ

Споры с судьёй затягивают игру на 1 минуту 11 секунд / Фото: Максим Никерин


Главная претензия у тех, кто критиковал VAR было то, что введение системы видеоповторов повлечёт за собой рваный ритм игры и затянет матчи. Однако, судя по данным cудейского комитета ФИФА, время на повторы тратится не так уж и много. Более того, Коллина и компания посчитали все эпизоды, когда мяч был вне игры и выяснили, что даже споры с арбитром затягивают игру больше, чем VAR.

Всего мяч находится вне игры 39 минут 50 секунд (при среднем времени матча на чемпионате мира в России 96 минут 35 секунд). Из них:
– фолы: 8 минут 16 секунд;
– ввод мяча из-за боковой: 7 минут 42 секунды;
– травмы: 3 минуты 39 секунд;
– замены: 3 минуты 24 секунды;
– угловые удары: 3 минуты 11 секунд;
– празднования голов: 2 минуты 3 секунды;
– предупреждения: 2 минуты 20 секунд;
– другие причины: 1 минута 15 секунд;
– разговоры: 1 минут 11 секунд;
– офсайды: 51 секунда;
– просмотры VAR: 38 секунд.

Увеличилось и компенсированное время. Если в Бразилии в среднем к игре добавлялось 5 минут 19 секунд, то в России этот показатель вырос до 6 минут 15 секунд. При этом в Бразилии были остановки во время матчей из-за жары, для того, чтобы игроки могли попить. По словам главы судейского комитета, арбитрам было рекомендовано более тщательно следить за тем временем, которое следует компенсировать.

На празднования голов у игроков уходит по 2 минуты 3 секунды за матч / Фото: Максим Никерин


ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМ ДАДУТ ВОЗМОЖНОСТЬ УСЛЫШАТЬ СУДЕЙ

Как же работает система VAR? Прессе показали то, что происходит в момент принятия решений и это очень похоже на разговоры пилотов с диспетчером, скажем, при посадке самолёта. Показали на примерах. Много споров вызвала отмена пенальти в игре Сенегал – Колумбия. Защитник колумбийцев Давинсон Санчес сбил в своей штрафной сенегальца Садьо Мане и судья из Сербии Милорад Мажич указал на 11-метровую отметку. Однако спустя какое-то время отменил решение.

В момент нарушения, бригада видеоассистентов наблюдала повторы с разных сторон и одна из камер чётко показала, что перед тем, как сбить игрока, защитник сыграл в мяч. 

– Посмотрите на эту камеру, он сыграл в мяч, – указывает на один из экранов помощник. Изображение быстро выводится на главный экран в комнате видеоассистентов, затем в одну сводятся две картинки с разных ракурсов.

– По-моему, он сыграл в мяч, – это уже руководитель группы рефери на повторах говорит главному судье матча. – Пожалуйста, сходи посмотри момент сам.
– Окей, я на месте, – передаёт по радиосвязи Мажич, когда подходит к монитору у бровки поля. Ему прокручивают повтор и секунд через пять решение принято.


Или эпизод в матче Мексика – Южная Корея, когда гол корейцев был отменён из-за офсайда, но VAR обнаружили, что пас был сделан защитником мексиканцев. Об этом тут же сказали судье на поле. 

– Мне нужно посмотреть этот момент самому? – переспросил арбитр.

– Нет. Но, если хотите, можете посмотреть, – ответили ему ассистенты. 

«Вы, наверное, обратили внимание на этом чемпионате мира, что линейные судьи очень поздно поднимают флажок, – комментирует Коллина. – Мы проинструктировали их, что если они будут слишком рано поднимать флажок, то трудно проанализировать ситуацию. Поэтому мы просили боковых судей не торопиться поднимать флажок, а дать доиграть эпизод». 

Следующий шаг в развитии системы VAR – дать возможность телезрителям слышать переговоры арбитров так же, как это услышали журналисты. Тогда вопросы к судьям снимутся окончательно.

– Прежде чем бегать, нужно научиться ходить, – глубокомысленно произнёс Коллина. – Я не могу прогнозировать будущее. Мы вместе будем думать, но пока рановато об этом говорить. Есть несколько новых предложений, идей. Есть вещи, которые мы тестируем в ходе игры. Нельзя говорить «нет» ничему. Если будет что-то новое, надо посмотреть систему. Я не против новшеств.

– Мы приехали сюда не просто, чтобы отдохнуть в Москве, хотя это красивый город, – добавил глава судейского комитета. – Нам нужно улучшить оставшиеся 0,7 процента.

Максим Никерин