«Мы проиграли будущим чемпионам мира!» Россия гуляла до утра

Сборная России вошла в топ-8 лучших команд чемпионата мира, обыграв в серии пенальти Испанию (1:1, 4:3 пен.). О грустном короле Испании, весельчаке Дзюбе и самом атмосферном месте – в репортаже «БИЗНЕС Online» из Лужников и с улицы Никольской.

Игорь Акинфеев отражает пенальти Коке / Фото: Oleg Nikishin, gettyimages.com


О ЧЁМ ДУМАЛ КОРОЛЬ?

О чём думал каждый из россиян в тот момент, когда Яго Аспас шёл бить пятый пенальти Испании? «Неужели это произойдёт?», «Пожалуйста, пожалуйста, Игорь…», «Пусть забьёт, лишь бы наши следом забили». 

В голове крутилось только это, у кого-то пальцы перебирали чётки, кто-то держался за голову, у других были свои непонятные всему миру ритуалы привлечения удачи. Учителя, инженеры, бизнесмены – все стояли на ногах, готовые вскочить и заорать. Но судья увидел двух испанцев, вышедших из центрального круга. Время тянулось так же, как последние сто минут игры.

Камера выхватила VIP-ложу. Король Испании Филипп VI покусывал нижнюю губу, всматриваясь в то, как футболист «Сельты» готовится пробить. В его голове тоже мелькали мысли, но наверняка противоположного толка. Рядом были президент ФИФА Джанни Инфантино и российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Все – стояли на ногах. Как и вся Россия, вся Испания. 

Игорь Акинфеев прыгнул в правый угол и понадобилось время, чтобы понять – это всё. Мяч полетел в сторону. Воздух разрезало многотысячное: «Даааа!»

ДЗЮБА И ДЕФИБРИЛЛЯТОРЫ

Артём Дзюба заскочил в раздевалку с воплем: «Нароооод! Все вместе: «МО-ЛОД-ЦЫ! МО-ЛОД-ЦЫ!» Раздевалка дружно отозвалась. И выглядело это не так, что взрослые мужики закрылись и нахваливают сами себя. Это была радость, которую: а) не скрыть, б) и скрывать-то незачем. Россия вышла в 1/4 финала. В восьмёрку сильнейших команд мира, где уже точно не будет ни Лионеля Месси, ни Криштиану Роналду, ни чемпионов мира-2014 немцев, ни чемпионов мира-2010 испанцев. Но будут Фёдор Кудряшов, Далер Кузяев и Илья Кутепов.

– Мои хлопцы – мужчины! – гордо сказал Станислав Черчесов и усмехнулся в усы. О, усы! Теперь это так модно.

Мужчины выбегали из раздевалки счастливые. 

Денис Черышев / Фото: Oleg Nikishin, gettyimages.com


У Дениса Черышева спросили о его безумной радости после четвертого забитого пенальти. Вы же тоже запомнили эту стойку? Её припомнили игроку журналисты.

– Я был уверен, что Игорь возьмёт следующий пенальти, – ответил скромный футболист.

– После такого можно думать о чемпионском титуле?

– Пока думаем о четвертьфинале, финал ещё далеко – хитро улыбнулся Черышев. Мысли о финале наверняка уже закрадываются, но признаваться в этом пока не стоит.

Дзюба собрал вокруг себя с полсотни человек. К игроку не пробиться, он обычно блещет остроумием, подбирать заголовки к его интервью одно удовольствие.

– Вы представляете, что сейчас происходит в стране? – ровно такой же вопрос задавали Дзюбе после игры с Египтом в Питере, Кажется, это было в прошлой жизни, а Россия с тех пор выросла до уровня топ-сборной.

– Сегодня это получилось только через такую игру: через терпение, через судороги, через всё-всё-всё. Я в шоке вообще. 

– Вас там врач дефибрилляторами в чувство не приводил?

– Его самого надо было откачивать, – хохотнул Дзюба, который признался, что до конца чемпионата мира будет отмечать голы в стиле милитари. Лишь бы были поводы. Дзюба хороший парень, ему и к пустой голове можно руку прикладывать.

Артём Дзюба / Фото: Clive Rose, gettyimages.com


ЧЕМ ЙЕРРО ПОХОЖ НА БАБАЕВА

Испанцев не было долго. Вышел президент федерации футбола Испании в окружении секьюрити, дал понять, что ему необходимо пообщаться с прессой. Тихо начал говорить.

– Нам больно, но мы чувствуем, что уступили сопернику не своего уровня, – оправдывался Луис Рубиалес. Но к нему были претензии серьёзнее – это ведь он уволил за день до старта чемпионата мира главного тренера команды Хулена Лопетеги.

– Пожалели что уволили Лопетеги? – наконец-то задали на испанском тот вопрос, который всех мучал.

– Никогда не жалел. Это решение, связанное с нашими ценностями, это не спортивное решение, – выдавил из себя чиновник. Да, тренера убрали из сборной за то, что он подписал контракт с «Реалом», не предупредив об этом федерацию. Теперь Испания остановилась в 1/8 финала, а Лопетеги не было даже на групповом этапе.

– Всё понятно, мы проиграли будущим чемпионам мира! – кричит по-русски один испанский журналист другому.

– Не так-то просто им будет выиграть чемпионат, – отвечает тот другой. Это Давид Сальгеро, недавно расхаживавший по базе сборной России в майке звезды российского хоккея Александра Овечкина.

– Всё дело в увольнении Лопетеги? – сочувственно спрашиваю у испанца.

– Вот, к примеру, я болею за ЦСКА, – издалека начал коллега. – Представляете, за два дня до полуфинала Кубка Европы Гинер убирает Виктора Гончаренко и назначает Романа Бабаева. Вот Йерро – такой же Бабаев. Он был спортивным директором. Ну, теперь снова будут менять тренера.

– Чем вас удивила сегодня Россия?

– Россия защищалась больше, чем должна была. Ваша команда играла как 10 лет назад, думая, что нельзя рисковать. Но с этой сборной Испанией можно было делать больше. Если ваша команда хочет добиться большего, чем четвертьфинал, то так дальше играть нельзя.

– Акинфеев лучше чем Де Хеа?

– Конечно! Де Хеа за чемпионат пропустил 10 голов после 11 ударов. Это катастрофа.

Dan Mullan, gettyimages.com


САМОЕ АТМОСФЕРНОЕ МЕСТО ЧЕМПИОНАТА МИРА

В это время страна гудела. Переполненный фестиваль болельщиков на Воробьёвых горах, Зарядье, Никольская – эпицентры праздника возникали в разных частях Москвы, но волна эта накрывала собой весельем всё больше пространства. Во Владивостоке было четыре утра, но и там, поди, город не спал.

На Никольской громче становилось с каждой минутой. Люди обнимались, особо впечатлительные – плакали. Мужчина, залпом выпив стакан пива, выдал самую верную мысль этого вечера: «Последний раз наш футбол доставлял такие эмоции в 2008-м году. До сегодняшнего дня была пустота».

Испанцев практически не было. В той беспорядочной массе, составленной в основном из русских, мексиканцев, аргентинцев и уругвайцев, они встретились лишь пару раз. Но все, несмотря на обидное поражение своей сборной, были приветливы и очень разговорчивы. 

– Надеялся, что мы поднимем над головой кубок мира в этой замечательной стране, – с горечью в голосе делился мечтами Марко из Мадрида. – Я опустошен. Кажется, вы ждали эту серию пенальти всю долбаную игру. Но вы, черт возьми, заслужили эту победу. Буду теперь болеть за вас на этом турнире.

То тут то там начинали петь имя Игоря Акинфеева. Кто-то нестройно заводил песню на мотив Seven Nation Army, состоящую из «на-нанана-нанана», кто-то ухал в стиле исландских викингов, кто-то вклинивался в толпу африканцев и танцевал вместе с ними, стучав в бубны и барабаны. В этот вечер Никольская, обычно забитая иностранцами, была полностью увешена флагами России, а самой популярной песней стала не аргентинская про Марадону и Месси, а российский гимн. Эта улица окончательно стала самым атмосферным местом за весь чемпионат мира.

Москва гуляла до утра понедельника, даже не думая о том, что это рабочий день. Закончится чемпионат мира – будем работать. И кажется, что времени с игры прошло очень много, пара дней. 

Сборная России за два с лишним часа вернула веру в себя. А Станислав Черчесов доказал: все эти контрольные матчи, внезапные переходы с одной схемы на другую, порой сумбурные решения – всё это не зря. Одна победа разбудила нефутбольную страну и показала: народу нужны такие матчи, чтобы праздновать так, как будто команда победила на чемпионате мира, а не просто вышла в четвертьфинал. И лучше, чем футбол, не объединяет ничто не только одной нацию – весь мир.

Максим Никерин, Илья Егоров