Новое расследование Хайо Зеппельта.
Известный тележурналист, автор многочисленных расследований в сфере допинга спорта выпустил новый разоблачающий фильм о футболе. На этот раз под удар попали бразильцы, только что оформившие выход в четвертьфинал. Главное, что было в фильме ARD.
«Бразилия… Страна, которая чаще всего выигрывала чемпионаты мира. Страна, которая чаще всего попадала в допинг-скандалы в футболе», – звучит закадровый голос. Пока большой футбол проходит в России, съёмочная бригада ARD отправляется в Бразилию, на родину сильнейших футболистов планеты.
Приводится неутешительная статистика. За один только 2016 год было 17 зарегистрированных случаев нарушений антидопинговых правил. Большинство из них так и не дошли до серьезных санкций.
«В Бразилии очень странная медицина и фармакология. Есть деньги – можно купить нелегально любые таблетки прямо на улице. Футболисты так, конечно, не делают. У них есть посредники – врачи», – подводят нас к самому интересному.
ARD представляет главного героя фильма – доктора-физиотерапевта Мохаммеда Барракада. Это не просто доктор – в Бразилии его считают суперзвездой. Местной Еленой Малышевой, если хотите. Эфиры на государственном ТВ, первые полосы газет и обложки модных журналов, миллион подписчиков в инстаграме и Рубенс Барикелло с Дэвидом Геттой в качестве клиентов. Но чаще всего Барракад консультирует футболистов.
СРЕДИ ЕГО КЛИЕНТОВ – КАКА, ФРЕД И ГЕРРЕЙРО
Самый известный, точно знакомый с Барракадом – бразилец Кака. Но документально связать его с клиникой Мохаммеда не смогли. Зато смогли с теми, кто уже попадал в допинг-скандалы и был отстранен от футбола. Причём несколько раз! Речь идёт о бразильце Фреде и перуанце Паоло Герреро. И оба участвуют на чемпионате мира (Паоло, правда, уже вылетел со сборной Перу после группового этапа).
Бывший игрок мюнхенской «Баварии» и капитан сборной Перу Геррейро был замечен на общих фотографиях с Барракадом. Это не случайные снимки. В руках у Геррейро – подписанный документ, подпись к фото – обещание, что «всё будет хорошо». Дата снимка совпадает с периодом, когда у Паоло была травма, и он не играл. Кроме фото есть странное видео скрытых камер, косвенно доказывающее передачу незаконных медикаментов Паоло. Вскоре после визита к Барракаду Геррейро вылетает из большого футбола – попадается на коке. Но благодаря адвокатам и поддержки лично президента страны Геррейро возвращается в спорт перед чемпионатом мира.
Фред – игрок донецкого «Шахтера» и сборной Бразилии образца домашнего чемпионата мира, попался на гидрохлоротиазиде. Его не назвать допингом напрямую, основная область применение препарата – это лечение гипертонии и снижение веса. Но это отличный диуретик и используется в спорте в качестве «маскирующего» вещества. То, что Фред был в клинике Барракада помимо пресловутого инстаграма доктора подтверждают не под запись его бывшие коллеги. Фреда дважды ловили на нарушении антидопинговых норм, но вопреки всем правилам он продолжает играть и сейчас в расширенном составе сборной Бразилии на чемпионате мира в России. Если он так и не выйдет на поле, то антидопинговые службы ФИФА к нему вопросов иметь не будут.
Два самых громких допинговых скандалов в футболе и один врач. Совпадение? ARD отправляет Барракаду официальный запрос, были ли Фред и Геррейро клиентами его клиники, как проходило лечение. Ответа нет. Корреспондент ARD после последней игры перуанцев с Австралией задал Геррейро вопрос про Барракада в микст-зоне. Тот смутился, взгляд покосился. Геррейро делает вид, что не знает Барракада, и спешно покинул микст-зону. «Но в его глазах можно было прочесть страх», – комментирует корреспондент.
Геррейро встречают уже дома – в Лиме. Журналистов Геррейро избегает, ссылаясь на усталость. Ответа от федерации футбола Перу также не поступает. Молчит и федерация футбола Бразилии.
«ФУТБОЛИСТ ПОД ПРИКРЫТИЕМ»
ARD решается на эксперимент. Договаривается с молодым футболистом и «вербует» того. Задание – попасть в клинику Барракада в Сан-Паулу и узнать о методах лечения врача напрямую. По легенде, у агента ARD часто случаются травмы, он не справляется с нагрузками.
«Я не волшебник, но если вы послушаете меня и будете в точности выполнять следующие инструкции – всё будет отлично», – говорит Мохаммед. И уже при первом назначении сомнительный врач назначил различные лекарства, которые он назвал «диетическими добавками».
Но анализ, проведенный антидопинговой лабораторией в Кёльне подтвердил, что в состав добавок входят два вещества, запрещенные для использования профессиональными спортсменами: анастрозол – вещество, используемое для снижения эстрогена уровни у больных раком молочной железы, и кортизол – противовоспалительное.
Более того, Барракад поставил передал номер своего «партнера» по бизнесу, который поможет приобрести более серьезные препараты. То есть, стероиды. Всё просто, по телефону, есть даже чат в WhatsApp. Среди прочих нандролон, тестостерон, гормон роста, оксандролон и туринабол. Мало того, что они запрещены ВАДА, они просто-напросто крайне опасны для здоровья человека. Но, по-видимому, это регулярный бизнес для этого врача: «Гормоны – эликсир жизни. Вы словно взлетаете, будете чувствовать себя намного, намного лучше», – рассказывает он «футболисту под прикрытием».
«Это станозолол, анаболический стероид, вы должны принимать его три раза в день. На завтрак, обед и ужин», – продолжает врач.
Странные методы лечения Барракада привлекли внимание медицинского совета Сан-Паулу. Против него было начато дисциплинарное разбирательство, но расследование не было завершено и до сих пор Барракад не был наказан. У него даже не отобрали лицензию. Отвечая на запросы ARD, медицинский совет объяснил, что расследование по-прежнему продолжается. По мнению регулирующего органа, такие разбирательства часто затягиваются – до пяти лет и более.
Эти выводы напомнили журналистам ARD аналогичный случай, который был представлен телеканалом в 2017 году. Речь идёт о враче Жулио Сезаре Алвеше, который публично хвастался о помощи в употреблении допинга членами сборной Бразилии по футболу. Алвес также выписывал незаконные препараты во время расследования ARD.
Все полученные доказательства были представлены полиции Бразилии, но Алвес продолжает работать и принимать пациентов. Остается неясным, почему ему по-прежнему разрешено работать. Запросы по делу в прокуратуре не дали ответа. Согласно официальным заявлениям, следствие продолжается другим судебным органом. «Дальнейшие вопросы ставят под сомнение, будет ли Алвес наказан за его правонарушения. Скорее всего, у него надежная защита».
Full ARD Video in English now online. „Doping Top Secret“ about questionable doctors and a culture of cheating in Brazilian Football: „Brazil’s Twelfth Man. Deceit in the Land of Football“ https://t.co/XyVaQQRDqz via @sportschau
— Hajo Seppelt (@hajoseppelt) 4 июля 2018 г.
ГЛАВНАЯ «ФИШКА» – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ ТРАВМ
В федерации футбола Бразилии, когда разгорелся скандал с Фредом, стали заявлять о низком уровне фармацевтики в стране, низкой медицинской грамотности спортсменов и непонятных добавках в пище. По словам Луиса Хорты - португальского врача, который помог создавать бразильское антидопинговое агентство, это оправдание все чаще звучит от атлетов, которые не прошли допинг-тесты.
«Невозможно, чтобы это случалось так часто. Я просто не верю», – говорит Хорта. – Создается впечатление, что борьба с допингом «на земле футбола» не воспринимается серьёзно. Или этой борьбы вообще нет».
Хорта получил от «неназванных источников» видео, на котором предположительно именно Геррейро получает из рук Барракада запрещенные вещества. «Люди готовы платить огромные деньги Мохаммеду. Он известен во всей Южной Америке», – говорит Хорта.
По его словам, Барракад знаменит особыми техниками в восстановлении после тяжелых травм. Они дают впечатляющие результаты. «Если на своей странице в социальной сети Барракад пишет пламенные посты о «самопознании» и влиянии духовного здоровья на физическое, то на практике речь идет просто о допинге и нарушении клятвы Гиппократа. Он спасает футболистов, но губит людей».
Анонимные источники Хорты точно дают понять, что в текущем составе сборной Бразилии, помимо Фреда, есть как минимум два футболиста, которые точно проходили курс лечения у Барракада. У обоих были тяжелые мышечные травмы. Фамилии не называются, но нетрудно узнать, кто получал травмы. Лучше всего под описание подходит Неймар. Ведь он больше всех хотел форсировать свое восстановление и выйти к чемпионату мира на пик формы.
До старта турнира в России Бразилия сыграла несколько товарищеских встреч, и комментаторы удивлялись, как же так Неймар быстро вернулся в строй. И не просто вернулся, было ощущение что он стал даже быстрее и выносливее. Возможно, вскоре мы узнаем больше о секретах возвращения в спорт суперзвезды. Пока же ФИФА не делает ровно никаких заявлений. Согласно их политике, публикация результатов антидопинговых проб возможна только после окончания турнира.