Виктор Майоров рассказывает о новом календаре КХЛ, находит в нем плюсы и минусы, а также видит, что лига создала маркетинговые преимущества для некоторых команд.
КАЛЕНДАРЬ «АК БАРСА» МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТАЛОННЫМ
Сразу стоит признаться – календарь КХЛ на следующий сезон получился довольно «вкусным». Безусловно, ряд клубов не совсем удовлетворены им: некоторым не нравятся постоянные перелеты, другие же недовольны длинными домашними или выездными сериями, но очевидно, что лига старалась сделать его сбалансированным.
И это получилось. Это можно рассмотреть на примере двух команд – «Ак Барса» и «Салавата Юлаева». Несмотря на кажущуюся географическую близость (на самом деле до Нижнего Новгорода от Казани ближе, чем до Уфы), КХЛ разбила оба клуба в разные «географические зоны» при составлении серий – «барсы» находятся в условной зоне «Поволжье», а «Салават» принадлежит «Уралу».
Календарь «Ак Барса» практически идеален, если не считать выездную серию в конце октября. Однако она практически никак не касается маркетинговой работы клуба, ведь организация, что вполне предсказуемо, зарабатывает, прежде всего, на домашних матчах. Для максимального заработка желательно, чтобы домашние серии длились три игры – это минимизирует траты на подготовку к встречам, не теряются усилия на формирования таких банальных атрибутов, как программки, а зритель имеет оптимальную возможность для комфортного выбора и похода на хоккей. С таким тезисом согласны и представители клубов КХЛ.
В календаре «Ак Барса» четыре серии по четыре матча, но из-за географии КХЛ полностью исключить такие серии крайне накладно. А вот календарь клуба начиная с декабря можно распечатать и повесить в рамку, как эталонный. С точки зрения маркетинга и психологии поведения болельщиков ожидаемы постоянные аншлаги.
ПРОБЛЕМА УФЫ В ТОМ, ЧТО ОНА ИГРАЕТ В СИБИРСКОМ ДИВИЗИОНЕ, НО НАХОДИТСЯ НА ЗАПАДЕ УРАЛА
Календарь «Салавата» несколько хуже, но над нимдовлеет та же самая географическая привязка – это самая западная команда в дивизионе Чернышёва, при этом при составлении серий Уфа включена в уральский кластер. Так или иначе, при таком расслоении невозможно было избежать растянутых серий.
К тому же, из-за громадных расстояний в самом восточном дивизионе КХЛ, лиге пришлось минимизировать перелеты. Заметьте, что 14 матчей из последних 18 в регулярке проходят внутри дивизиона. У «Ак Барса» же внутри дивизиона всего лишь 8 заключительных встреч из 17, что пройдут уже в 2019 году.
«Зелёных дерби» в следующем сезоне всё также четыре. КХЛ в очередной раз добавила некоторые «принципиальные» для телевидения и болельщиков матчи, разбавив ими стандартную «сетку». Всего каждая команда проведет по 62 матча: две игры со всеми + две игры внутри дивизионов + дополнительные встречи.
Очевидно, что без дополнительных матчей команды из дивизионов Тарасова, Боброва и Харламова провели бы по такому регламенту 58 игр, так как в них по шесть команд. В дивизионе Чернышёва команд семь. Складывается ощущение, что количество матчей для каждой из команд довели до 62 исключительно ради двух дополнительных встреч между Уфою и Казанью – все-таки они одни из самых рейтинговых в КХЛ.
Для того, чтобы достичь отметки в 62 матча, нужно 18 командам дополнительно раскидать еще четыре игры (48+10+4), а представителям дивизиона Чернышёва – два матча. И КХЛ тут превзошла самою себя, создав действительно интересные дополнительные противостояния.
Во-первых, лига вернула в календарь два дополнительных матча между ЦСКА и СКА. Напомним, что в прошлом сезоне гегемоны Запада сыграли между собою лишь дважды. Дополнительно еще КХЛ подарила зрителям по два матча «Ак Барс» – ЦСКА и СКА – «Локомотив». С точки зрения ТВ – это беспроигрышный вариант, нас будет ждать четыре повторения финала Кубка Гагарина и четыре «классики» Западной конференции.
В свою очередь следует отметить, что создание дополнительных матчей неминуемо приводит к тому, что появляются довольно странные пары. Очевидно, что КХЛ всячески избегала того, чтобы команды сыграли по пять встреч (если это не Дальний Восток), поэтому дополнительные матчи каждая из команд сыграет с представителем другого дивизиона.
К примеру, московскому «Динамо» предстоят дополнительные игры с «Торпедо» и «Металлургом», а это довольно интересно. А какие дополнительные матчи у «Спартака»? Они с «Сочи» и «Автомобилистом». «Металлург» сыграет дополнительные встречи не только с московским «Динамо», но и с «Авангардом», а это шикарная телевизионная вывеска. С кем же сыграют соседи по Челябинской области? С «Северсталью» и «Барысом»… Нет, оголтело критиковать лигу не стоит, создать нужный календарный баланс – это очень сложно, но такого явного контраста быть не должно.
КХЛ ЗНАЕТ О ХОККЕЙНОМ БУМЕ В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ НОЯБРЯ, НО ИСПОЛЬЗУЕТ ЕГО ЛИШЬ ДЛЯ МОСКВЫ
К сожалению, предлагаемого нами Boxing Day в новогодние праздники в КХЛ не случилось. Как и не случились сверхрейтинговые матчи в ноябрьские выходные. А это, напомним, самые прибыльные и самые посещаемые хоккейные недели в сезоне. Прежде всего, это связано с тем, что арены в праздничные дни заняты концертами или массовыми мероприятиями, такими как новогодние ёлки.
Но, очевидно, что КХЛ пыталась втиснуть праздничный хоккей в общий календарь. Казанский «Ак Барс» в первую неделю января проведет игры с «Авангардом» и «Салаватом», причем 3 и 4 числа. То есть, КХЛ уверена в том, что татарстанский зритель в любом случае заполнит «Татнефть Арену» практически до отказа два дня подряд.
И ладно, если бы это была бы одноразовая акция. Но, 4 ноября (праздничный день) в Москве пройдут две игры: «Динамо» – «Северсталь» и ЦСКА – «Йокерит», а уже 5 ноября (выходной день) матчи «Динамо» – «Спартак» и ЦСКА – СКА. Да, два дерби пройдут параллельно друг с другом, а в предыдущий день тоже пройдут два классных матча. А до этого хоккейный матч в Москве пройдет лишь 30 октября.
КХЛ знает, что ноябрьские праздники приносят громадный профит, у народа появляется время выйти на хоккей. Надеемся, что эти московские матчи – всего лишь эксперимент, и если он будет успешен, то его введут по всей лиге в сезоне 2019/20. Если же это не эксперимент, то, увы, КХЛ использует лучшие временные слоты для обогащения некоторых клубов. И на ТВ тут никак не спишешь – игры-то рейтинговые, но будут идти в одно время, а значит, будет и разделение телевизионной аудитории.
У МОСКОВСКОГО «ДИНАМО» ХУДШИЙ КАЛЕНДАРЬ
Но, есть один повод действительно раскритиковать календарь. Увы, но примеси диких серий прошлого сезона в нем остались – и они достались «Динамо». Московский клуб в период с 10 октября по 24 ноября проведет всего лишь три домашние встречи из общих 16 матчей. А закончит сезон десятью играми на новой арене из одиннадцати.
Тут проблема кроется в том, что московское «Динамо» до самого лета не знало, где будет играть. После продажи «ВТБ Парка легенд» компании «Роснефть», бело-голубым пришлом покинуть дворец, причем арена в Петровском парке откроется только в начале 2019 года. Даже концерт группы Imagine Dragons из-за этого перенесли со стадиона «Динамо» в «Лужники». «Динамо», естественно, не хотело подписывать соглашение с ареной.
Ходили слухи о том, что «Динамо» вернется в МСА «Лужники», вот только по информации источника, близкому к клубу, поздний переезд московского клуба на новую арену привел бы к выплатам существенных неустоек. Проблемы разрешили после возвращения в клуб Валерия Шанцева – его знакомства позволили арендовать «Мегаспорт», а уже с 1 января команда сыграет на «ВТБ Арене». Самое смешное, что «Динамо» без проблем будет играть на «Мегаспорте», в то время как представители ЦСКА отмахивались от предложений переехать на нее со словами, что «она не пригодна для хоккея».
В общем, КХЛ, будучи в курсе этой ситуации, не могла выпустить календарь ранее. Задержка до июля, судя по всему, полностью связана с проблемами «Динамо», и с этим связаны и такие серии. «Мегаспорт» уже распланировал мероприятия до переезда бело-голубых, так что КХЛ пришлось подстраиваться. И в итоге практически все самые топовые матчи сезона – против СКА, «Ак Барса», ЦСКА, «Салавата», «Локомотива» – пройдут в «Мегаспорте», а не на новой арене.
БУДЕТ ЛИ НОВЫЙ РЕКОРД?
Сейчас он равен 6422 зрителям в среднем на матче и был установлен в сезоне 2014/15, когда КХЛ также разделила структуру календаря, отдав преимущества внутридивизиональным встречам.
Переезд ЦСКА, увеличение принципиальных матчей, интересная структура серий у некоторых команд – всё это будет способствовать повешению посещаемости. Рекорд может и быть. Главное – что зритель массово ходил на хоккей в Сочи, в Москве, в Риге и Минске, и не показывал антирекорды на матчах «Куньлуня».