«БИЗНЕС Online» анализирует, как Россия ходила на футбол на ЧМ-2018.
Чемпионат мира в России завершился, теперь можно подводить статистические итоги. Всего 64 игры посетило более трёх миллионов зрителей, в среднем на матче ЧМ посещаемость была на отметке 47371 зритель. Заполняемость стадионов также была отменной – практически все игры проходили при полных трибунах.
На групповом этапе каждый стадион принял по четыре игры на этой стадии. Наибольшая аудитория собралась на матчах в Москве, худшая посещаемость отмечена в Екатеринбурге. Наименьшая заполняемость – 92,1% – была в Волгограде. По сравнению с ЧМ-2014, средняя посещаемость группового этапа существенно упала – в Бразилии на матчи этой стадии в среднем приходило по 51132 зрителя.
Всего лишь две игры группового этапа не смогли собрать 90% от максимальной вместимости стадионов – это игры Египта и Уругвая в Екатеринбурге и Египта и Саудовской Аравии в Волгограде. В плей-офф же 14 из 16 матчей прошли при аншлагах, его не наблюдалось лишь на матче 1/8 финала между Хорватией и Данией в Нижнем Новгороде, а также на самарском четвертьфинале, в котором сошлись Швеция и Англия.
100-процентную заполняемость на всем турнире показала лишь Москва. В столице России прошли 12 встреч – семь из них были на «Лужниках», ещё пять прошли на спартаковском стадионе. «Лужники» приняли две самые важные игры – матч открытия и финал. Таким образом, Москва стала 18-м городом, в котором прошла самая главная игра в футболе. До космических значений матчей в Латинской Америки далеко, но и и без этого посещаемость российского финала выглядит внушительно.
НА ЧМ-2018 ХОДИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ В ЮАР И БРАЗИЛИИ
Если сравнивать все чемпионаты мира, то российский турнир – десятый по показателю средней посещаемости. Из ЧМ, проходивших в новом тысячелетии, лишь в Японии и Южной Корее было отмечено меньшее количество зрителей. На двух прошлых турнирах, в ЮАР и Бразилии, аудитория превышала российскую, но по показателю заполняемости Россия была лучше – намного лучше, чем в Южной Корее и Японии, где была просто провальная заполняемость.
В России матчи ЧМ приняли 12 стадионов, а Южная Африка подготовила десять объектов. Правда, есть одна интересная деталь – из всех пяти последних чемпионатов только лишь в России решающие матчи (полуфиналы, встречу за третье место и финал) провели, можно сказать, в столицах. По две сверхважные игры приняли Москва и Санкт-Петербург. И в ЮАР, и в Бразилии, и даже на азиатском ЧМ-2002 четыре решающие встречи были проведены на четырех стадионах, то есть организаторы подключили провинциальные города. Россия же пошла по иному пути, и наши регионы насладились только лишь четвертьфиналами.
Если же сравнивать цены на билеты, то по сравнению с Бразилией они остались на том же уровне. Ничего удивительного в том, что в России продавались места отдельной, четвертой категории. В Бразилии и Южной Африки оргкомитет также выделил дешевые билеты для граждан своих стран – их цена была 20 долларов. Учитывая изменение курса валют, то и четвертая категория на ЧМ-2018 в России стоила всё те же 20 баксов. Получается, ценовая политика чемпионатов мира за последние восемь лет практически не изменилась.
Если же сравнивать посещаемости всех международных турниров сборных, прошедших в третьем тысячелетии, то ЧМ-2018 имеет только лишь шестую среднюю посещаемость из всех. Интересно, что из всех прошедших чемпионатов Южной Америки, Копа Америка, только лишь один попал в топ-10, да и то тот турнир проходил в США.
КАЗАНЬ ОТЛИЧНО ХОДИЛА НА МАТЧИ ЧМ-2018
Чемпионат мира в регионах завершился 7 июля игрой между Россией и Хорватией в Сочи. Четырём провинциальным городам: Нижнему Новгороду, Казани, Самаре и Сочи, выпала честь принять у себя четвертьфиналы. В Казани прошла безумная бойня между Бразилией и Бельгией (1:2), после которой чемпионат мира превратился в чемпионат Европы.
Всего в Казани прошло шесть матчей, столица Татарстана стала свидетелем свержения сразу трех фаворитов чемпионата: Германия уступила Южной Корее, Аргентина и Бразилия выбыли в плей-офф. Если учитывать матч, в котором Польша проиграла Колумбии, то в Казани свое шествие по России завершили сразу четыре сборных, во время жеребьевки посеянных в первой корзине. Всего же на матчи турнира «Казань Арена» приняла 254 тыс болельщиков – это в полтора раза больше, чем смог собрать «Рубин» за весь сезон-2017/18.
На четырёх матчах из шести был аншлаг, меньше всего же пришло на игру между Францией и Австралией. Несмотря на статусную вывеску, стадион не досчитался почти полторы тысячи зрителей. Удивительно, но «Казань Арена» не смогла полностью заполнится на встрече Германии - чемпиона мира всё-таки. Хотя ради этой встречи в Казань даже приехали туристы из США, Англии и Италии. Средняя посещаемость казанской части ЧМ-2018 – 42408 зрителя. Этот показатель лучше, чем у половины городов-организаторов.
Сейчас говорят, что чемпионат мира может стать фактором роста посещаемости РФПЛ, мол, люди почувствовали большой футбол и теперь захотят вернутся на стадионы. Что же, можно сказать, что индикатором возможной повышенной активности можно считать Кубок конфедераций, который прошел в нашей стране в прошлом году. Россияне вроде бы любят футбол, любят громкие вывески, а значит, что и посещаемость прошлогоднего турнира должна соответствовать той, что наблюдается этим летом.
Средняя посещаемость Кубка конфедераций-2017 в Казани составила 38759 зрителей. Вроде бы отличный показатель, да вот первая встреча собрала всего лишь 34 тыс зрителей из 45 возможных. Уже потом, по слухам, чтобы не пугать ТВ-зрителей пустотами на трибунах, в Казани на игры начали массово сгонять жителей города. Увы, но приезд Криштиану Роналду и прочих звезд никак не повлиял на последующую посещаемость «Рубина». Казанский зритель как не ходил до этого соревнования на футбол, так и не ходил после. Тут в значительной мере вина клуба, в котором маркетингом и коммерцией управляют некомпетентные специалисты.
Кубок конфедераций был тестовым турниром, в котором оценивалось готовность России принимать ЧМ. Соревнование, кроме Казани, прошло ещё в трех городах – в Сочи, Санкт-Петербурге и Москве. На момент проведения Кубка из 12 стадионов, принимающий чемпионат мира, полностью готовы были лишь эти четыре. Всего же каждый город принял по три игры на групповом этапе и по одному матчу плей-офф. Как можно судить из показателя посещаемости, на всех стадионах зрителей было меньше, чем на матчах ЧМ. Причём в Сочи прирост посещаемости за год составил почти 50%.
СТАТУС СОРЕВНОВАНИЯ ВАЖНЕЕ КАЧЕСТВА ВЫВЕСКИ
Для сравнения, на игру Кубка конфедераций между Камеруном и Австралией год назад в Санкт-Петербурге пришло 35020 зрителей. Самая блеклая вывеска на ЧМ, Марокко – Иран, собрала на стадионе на Крестовском острове 62 тыс зрителей. В целом же очевидно, что российскому зрителю важнее сам статус соревнования, а не вывеска.
Ценность матча Панама – Тунис в Саранске для нейтрального зрителя выше, чем матча между Португалией и Мексикой во время Кубка конфедераций. Да, свою лепту вставили и иностранные туристы, но на матчах Кубка конфедераций, например, не было билетов четвертой категории, созданной специально для россиян. Организаторы ЧМ намеренно пытались создать ажиотаж у российского болельщика, и им это удалось.
Остаётся надеяться, что все 12 стадионов чемпионата мира будут достойно использоваться и после завершения турнира. И что российский зритель будет заполнять хотя бы половину стадиона на матчах клубов РФПЛ и ФНЛ. А на это можно рассчитывать, ведь тестовый матч во втором дивизионе между «Мордовией» и «Сызранью-2003» собрал на «Мордовия Арене» более 40 тыс зрителей. Следующий сезон даст нам ответ на вопрос: футбольная ли мы страна или нет?