Нобель Арустамян: «Пускай чемпионат мира продлится ещё на полчаса и серию пенальти»

Большое интервью перед главным матчем года.

Комментатор «Матч ТВ» Нобель Арустамян рассказал «БИЗНЕС Online», чего ждёт от финального матча чемпионата мира, сможет ли Александр Головин заиграть в «Ювентусе» и как «Манчестер Юнайтед» мешал ему сделать интервью с Генрихом Мхитаряном.

Фото: instagram.com/nobel_arustamyan


«ВИДЕЛ, КАК ТРИ БАБУШКИ ОБСУЖДАЛИ СЕРИЮ ПЕНАЛЬТИ»

– Главные впечатления от ЧМ-2018?

– Не могу описать одним словом. Впечатления самые невероятные. Это сказка, которая всё ещё продолжается, она запоминается на всю жизнь.

– Джанни Инфантино назвал ЧМ-2018 лучшим в истории. Вы согласны с ним?

– Лично я – да. Он ведь домашний для нас. Но полагаю, Джанни Инфантино то же самое скажет через 4 года в Катаре, а до этого так о предыдущих чемпионатах мира говорил Зепп Блаттер. Это нормальная история. Но лучший чемпионат мира – это абстрактный момент. Он лучший для нас, он изменил нашу страну, наш футбол в целом. Но по каким критериям он лучший? По организации? Блистательный чемпионат, согласен. Все иностранцы в диком восторге. Он явно лучше, чем бразильский и африканский. Но 12 лет назад, в Германии, наверное, было не хуже. По качеству футбола и огромному числу голов? Великолепный турнир, но эта тенденция была и четыре года назад в Бразилии. Лучший в истории? Невозможно определить, нет таких критериев.

– Вы сказали, что ЧМ-2018 изменил нашу страну. Если не брать строительство крупных объектов, то как?

– Чемпионат мира – это великое культурное событие. Это лучшее, что могло случиться с нами. Он изменил людей. Болельщики посмотрели на мир, турнир позволил им путешествовать. Все оценили футбол и поняли, что это не спорт, а скорее явление, новая культура. После встречи сборной России с болельщиками на Воробьевых горах я встретил трёх бабушек, которые обсуждали серию пенальти в матче Россия – Хорватия. Клянусь, они говорили о том, кто и как бил эти пенальти. Я был в шоке. Еще я подглядел на сайте «Матч ТВ», что на футболистов сборной России за время турнира подписалось более 2,4 млн человек. Ну это же очень круто!

– С точки зрения восприятия России ситуация сильно поменялась?

– Несколько дней назад я общался со своим приятелем. Не знаю, может, он пошутил, но, по его информации, количество заявок на визу в Россию увеличилось в десять раз. Наверняка гости нашей страны рассказали своим родным, друзьям, что есть Россия, куда надо приехать и посмотреть, насладиться. Кстати, буквально совсем недавно был в одной компании с вице-президентом «Ривер Плейт». Я удивился, когда он сказал, что в октябре вернётся в Россию вместе с женой, чтобы показать красоты страны.

– Вы недавно тусили вместе с Диего Марадоной. Он тоже восхищался Россией?

– Не я задавал темы для разговоров, я слушал. Но ребята, которые сидели рядом с Диего, в основном беседовали с Марадоной о футболе, о «Наполи» в частности. Вообще, эта встреча получилась спонтанной. Я могу гордиться тем, что за последние полтора года сдружился с Давидом Трезеге. Именно он и пригласил меня в компанию, где был Диего.

– Вы – фанат всего итальянского. «Скуадра адзурра» сделала бы этот ЧМ лучше?

– Естественно! Проблема в том, что помимо Италии есть еще команды, которые могли бы это сделать: Голландия, США и Чили. Вот эти четыре команды сделали бы ЧМ-2018 колоритнее и интереснее с футбольной точки зрения.

– Какая сборная удивила вас больше всего?

– Хорватия – не думал, что они так выстрелят и дойдут до финала. Хотя до турнира считал их командой, способной удивить Всё-таки у хорватов выдающееся поколение: Марио Манджукич, Иван Перишич, Лука Модрич, Иван Ракитич. Они красавцы, они войдут в историю футбола. Мне понравился Уругвай. Естественно, порадовала наша сборная.

– Хорватии по силам выиграть ЧМ?

– Пока всё говорит против хорватов: они отдыхали меньше на один день, они провели все три матча по 120 минут, у них не очень большая ротация состава. Ну и Хорватия выйдет играть против расчётливой и сильной команды с большим подбором классных исполнителей. Кажется, что у хорватов не так много шансов, но они так много раз удивляли нас, что меня уже ничего не поразит.

– Ваш прогноз на финал ЧМ-2018?

– Я буду скучать по чемпионату мира. Поэтому пускай этот турнир продлится ещё на полчаса и на серию пенальти…

– Которую выиграют хорваты?

– Это уже как пойдёт. Я бы хотел бы, чтобы у нас был длинный футбольный вечер.

«СБОРНАЯ РОССИИ ИГРАЛА СЕРДЦЕМ»

– Что вы чувствовали, когда выступали перед 25 тысячами человек на Воробьевых горах?

– Это одно из самых незабываемых событий в моей жизни – мурашки по всей коже. Когда я вышел на сцену и увидел эту толпу, то почувствовал энергетику, и это было просто необъяснимо. Я никогда не думал, что может быть такая связь между нашей сборной и народом. После встречи я спрашивал у людей: абсолютно все пришли по собственному желанию. Не было ни одного человека, которого подговорили или попросили прийти. Причём с момента принятия решения об организации этой встречи до самой встречи прошло меньше суток, а на мероприятие пришли 25 тысяч человек. Невероятно!

– Вы стояли рядом с футболистами сборной. Как реагировали они?

– Я видел, как у некоторых на глазах от радости наворачивались слезы. Это говорит ровно обо всём.

– Сборная за время ЧМ прошла путь от самой ненавистной команды до героев нации. Что стало причиной преображения?

– В начале мая, ещё до последних контрольных матчей я оказался в одной компании с Игорем Акинфеевым и Александром Самедовым. Мы обсуждали много всего интересного, в том числе и чемпионат мира. Самедов тогда сказал: «Сейчас наступает пик критики, но ты увидишь: мы сыграем хорошо и выйдем из группы». Игорь его поддержал.

– То есть, сборная затащила за счёт уверенности в себе?

– Да. Ребята так уверенно об этом говорили. И только потом я понял, что всё это время они только и жили мыслями о чемпионате мира. К сожалению, многие наши футболисты не любят публичности, поэтому все ожидания и переживания они держат в себе. Но было видно: они жили мечтой и отдавали всего себя ради этой мечты. Такое редко бывает. Сборниками руководило ощущение, что они просто не могут не выложиться на 120 процентов. Наша национальная команда играла сердцем.

– Дзюба, Головин, Фернандес. Кто из этой сборной уедет в европейские топ-клубы?

– Головин, вероятно, уедет в «Челси», это главный претендент на него. Я не думаю, что сейчас будет отъезд всех подряд. Понятно, что многие попали в шорт-листы классных команд: и Зобнин, и Кутепов, и Марио Фернандес. Что касается Дзюбы – все англичане оценили его футбол. Но на то, уедут ли они, влияет много факторов. Во-первых, их желание. Во-вторых, желание клубов отпустить их. В-третьих, зарплаты. Я не думаю, что будет массовый отток, как было после Евро-2008. Сейчас реально могут уехать два - три человека.

– Смолов рассматривал этот чемпионат мира в качестве отправной точки. Реально ли ему уехать сейчас в нормальную команду после провального выступления?

– Мы столько говорим о трансфере Смолова, что я уже запутался. Первый вопрос – куда он поедет? Он же хочет сыграть за хорошую команду, выступать в Лиге чемпионов. Чемпионат мира вряд ли дал ему хорошую рекламу. Второй вопрос – может ли Смолов играть в хорошей команде? Конечно, может. Но вряд ли за ним будет очередь из топ-клубов Испании, Италии, Германии. Хотя если бы хорошо сыграл на чемпионате мира, то, возможно бы. Нужно смотреть и ждать. Переход Смолова – это рабочий процесс.

«ГОЛОВИН СПОСОБЕН ЗАИГРАТЬ В «ЮВЕНТУСЕ»

– Роналду перешёл в «Ювентус». Не считаете, что теперь «Юве» никто не сможет остановить?

– Я мечтаю о том, чтобы «Юве» выиграл Лигу чемпионов в следующем году. Переход Роналду – это глобальное событие для итальянского и мирового футбола. «Ювентус» уже продал сотни тысяч футболок с его фамилией. Пока всё круто, но, чтобы говорить об остальном, нужно дождаться начала сезона.

– Была информация, что Головин хочет перейти в «Юве», чтобы играть с Роналду...

– Это была информация от итальянского издания, которому лучше не доверять. Наверное, Головин хотел бы перейти в «Юве». Но переход Головина – сложный процесс. «Юве» уже делал предложение ЦСКА, тогда его не приняли. Поэтому не всё зависит от желания Головина.

– Где бы вы хотели видеть Головина: в «Ювентусе» или в «Челси»?

– Конечно, в «Ювентусе».

– Почему? Там же куча конкурентов!

– «Ювентус» – клуб с чётко отлаженной системой. Когда мне говорят, что Головин будет сидеть в Турине в запасе, я отвечаю, что Аллегри – лучший в мире тренер по ротации. Каждый год у него в распоряжении около 25 футболистов, и ни один из них не обижается из-за того, что его обделяют в плане игрового времени. Почти все футболисты прогрессируют. Говорят, что главным конкурентом Головина будет Пьянич? Нет, они ведь играют на разных позициях, но понятно, что Александр не будет сразу игроком основы. Там даже Дибала часто оказывается на скамейке. Но нужно играть, бороться. В том, что он заиграет в «Ювентусе», я вообще не сомневаюсь. С чисто практической точки зрения, это команда, которой Головин идеально подойдёт.

– Почему всё же не «Челси»?

– Вариант неплохой. Может, потому что Англия ближе к Головину по стилю и настроению. Может, потому что в команде есть русский след. Может, потому что Слуцкий дружит с Романом Абрамовичем. Но я боюсь, что история получится такой же, как и с Жирковым.

«КАФУ ПОДАРИЛ МНЕ МАЙКУ С ПОДПИСЬЮ: «НОБЕЛЮ ОТ КАФУ»

– Вы знакомы с многими звёздами. Какое знакомство самое дорогое?

– Так получилось, что этот чемпионат мира подарил мне фантастические контакты и встречи с классными людьми. Смотрите (показывает телефон, ред.), я теперь могу обмениваться сообщениями с Давидом Трезеге. Ещё в моей «звёздной книжке» появился Хави.

– Какой он?

– Он простой, добрый, интересный и очень крутой человек. Так сложилось, что я с ним познакомился. Это феноменальные впечатления.

– Кто-нибудь из звёздных знакомых страдал чересчур завышенной самооценкой?

– Помню, я общался с Форланом, и он был поначалу немного «тяжеловат». Но, понимаете, у него не завышенная самооценка. Он просто приехал в чужую страну, а тут я такой, непонятный. Однако в самом начале чемпионата мира мы пообщались, я пригласил Диего и его приятеля в хороший ресторан с японской кухней (а он очень любит такую еду). Мы тогда очень мило пообщались, я рассказал о себе, он понял, что я адекватный человек. Отношения стали нормальными, сейчас мы общаемся.

– Кто-нибудь дарил подарки?

– Я был в восторге от жеста Кафу. Он прислал мне сообщение с фото. На фотографии была футболка сборной Бразилии с подписью: «Нобелю от Кафу». Я не просил его совсем. Было очень приятно. Тут даже дело не в футболке, а в самой ситуации. Я прошу не воспринимать это как хвастовство. Ещё футболку подарил Генрих Мхитарян, с которым мы знакомы достаточно давно.

– Тимур Журавель рассказывал, как вы брали у него интервью на базе с «Арсеналом».

– Было даже два интервью: в «Арсенале» и когда он играл за «Манчестер Юнайтед». Если брать эти два клуба, то это совсем разные галактики. Лондонцы простые, постоянно идут навстречу, помогают тебе. А «МЮ» – это команда, которая препятствует тебе в создании интервью. Может, это даже нормально, потому что у них заявок на разговоры в разы больше. В «Арсенал» же позвонил и решил все вопросы за день, с «Манчестером» нужно договариваться месяцы.

– Вы работали на трёх чемпионатах мира...

– Это мой первый ЧМ в качестве комментатора. На ЧМ-2010 я работал как радиокомментатор. В 2014-м я ездил в Бразилию в качестве корреспондента от радио. А на ЧМ-2018 я именно комментировал матчи.

– «Матч ТВ» помогал классными технологиями своим ведущим. Одна из них – студия на Воробьевых горах.

– Я считаю, что канал сделал что-то невероятное. Мои зарубежные коллеги были в восторге от локации, самой формы студии. Могу сказать, что это крутое место, хотя бы потому, что оно притягивает болельщиков. Им было интересно, что за мяч стоит рядом с фан-зоной.

– Вы комментировали матчи ЧМ, ЛЧ, всевозможных лиг. Какая ещё мечта может быть у вас?

– Вы знаете, мне сложно пообещать, что я откажусь от работы, если прокомментирую финал ЛЧ или ЧМ. Тем более, шанс на подобное не очень высокий. Это такая работа, в которой получаешь удовольствие от процесса. У меня нет финальной точки. Мне всё нравится, несмотря на то, что ты иногда устаешь или работаешь на некоторых скучных матчах вроде «СПАЛ» – «Кьево».

– Что будете с вами, если вы будете комментировать финал ЛЧ с участием «Ювентуса» или «ПСЖ», на воротах которого будет стоять Джанлуиджи Буффон?

– Я болею за «Ювентус», а не за Буффона, которого, кстати, безмерно уважаю. Это мой кумир, и когда я комментировал его последний матч за «Юве» в чемпионате Италии, не скрою: я не смог сдержать слёз, мне было очень больно. Но это его выбор. И я всё равно буду болеть за «Ювентус». И даже если в таком финале «Юве» проиграет, я не скажу: «Круто, что выиграл Буффон». Я просто расстроюсь, буду долго молчать.

Илья Егоров