Александр Дорский подвёл тактические и статистические итоги турнира.
ПРОВАЛ АРГЕНТИНЫ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ФУТБОЛА СБОРНЫХ
Сильнее всего разница между клубным футболом и футболом сборных показала сборная Аргентина и её тренер Хорхе Сампаоли. После качественной работы в «Севилье» Сампаоли, видимо, уверовал, что он сможет быстро отладить сложные приёмы и с Аргентиной – сборную Чили тренер менял постепенно.
«Нам нужна базовая схема. Думаю, ею станет расстановка 2-3-3-2. Она позволит нам иметь достаточно игроков на каждом уровне поля. Мы будем контролировать матчи, а соперникам будет трудно нас сдержать. Если мы добавим к этому компактность, то сможем доминировать во всех линиях и владеть мячом», – сказал Сампаоли за несколько недель до старта турнира.
Диего Марадона тут же усомнился в верности плана Хорхе: «У Сампаоли нет конкретного игрового плана, костяка. Я читал, что он сыграет по схеме 2-3-3-2. Это смешно. Так никто не играл с 1930 года. Надеюсь, что всё сложится в итоге хорошо, но в группе с Исландией, Нигерией и Хорватией будет нелегко». Такая критика от Марадоны исходит в адрес почти каждого нового тренера сборной, но тут Диего оказался прав.
В итоге у Сампаоли ничего не получилось. Непростые задумки тренера никто не понял – во всех четырёх матчах на турнире Аргентина меняла схему либо состав (чаще всего – и то, и то). Сампаоли – точно не худший тренер на турнире, но на этом ЧМ он запутался в своих же идеях.
ЗАТО ТОЧЕЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ ПОЧТИ ВСЕГДА ИГРАЛИ
Этот ЧМ запомнился несколькими классными тренерскими решениями, которые предопределили характер (минимум) или исход (в лучшем варианте) матчей.
1. Бельгия против Бразилии
Роберто Мартинес и бразильцы подарили нам лучший матч ЧМ. Первый тайм полностью остался за Бельгией – в первую очередь из-за неожиданной расстановки. Бельгийцы перешли на четырех защитников (Ян Вертонген расположился слева), Ромелу Лукаку ушёл на правый фланг полузащиты, Кевин де Брёйне врывался из глубины на позицию нападающего, а центр поля был насыщен за счёт Акселя Витселя, Маруана Феллайни и Насера Шадли (до матча с Бразилией выходил на позиции левого латераля).
«Мы тактически были готовы к Бразилии. Позиции Эдена Азара и Лукаку изменились для того, чтобы организовывать моменты через край Марсело. До перерыва мы сыграли очень хорошо и создали много возможностей забить», – сказал после победы де Брёйне.
Азар и Лукаку не возвращались назад, ожидая отрыва в контратаку, де Брёйне получал мяч в идеальных позициях для их развития (в принятии решений в быстрых атаках с Кевином мало кто может сравниться) – план Бельгии сработал. Во втором тайме Бразилия сильно прибавила и даже могла отыграться, но Мартинес всё равно оказался победителем.
2. Россия против Египта и Испании
Матч с Египтом был решающим для нашей сборной в группе – в случае победы мы почти гарантировали себе выход в плей-офф. При Экторе Купере египтяне очень много пропускали после навесов (15 голов из 21), поэтому против них напрашивался выход в старте Артёма Дзюбы. Так и произошло – Артём вышел с первых минут, забил гол и вообще провел отличный матч. «Независимо от того, как бы сыграл Смолов в матче с Саудовской Аравией, на Египет с вероятностью в 99,9 процента выбор был бы в пользу Дзюбы. Потому что стилистически он нам подходил под решение задач с египтянами», – рассказал после ЧМ второй тренер сборной России Мирослав Ромащенко.
В 1/8 финала Россия вернулась к схеме с пятью защитниками – расстановке, которую Станислав Черчесов использовал почти два года. Это стало сюрпризом для Испании, которая выставила в старте Начо Фернандеса (должен был играть по Денису Черышеву, а тот не попал в состав России), и утонула в низких оборонительных блоках нашей сборной.
«Если бы мы с Уругваем сыграли в пять, испанцы готовились бы к тому же. А я и в интервью, и тому же Гранеро специально твердил: «Говори испанцам, что мы играем только в четыре защитника!» Понятно, что они так же много владели мячом. Но для меня как тренера важно, против какой системы мы играем, а не кто персонально играет. Тогда ты можешь распределять роли. Для меня самое главное, чтобы команда верила в то, что мы делаем. И там эта вера была», – объяснил Черчесов.
3. Хорватия против Аргентины и Дании
Златко Далич использовал несколько формаций по ходу турнира – одной из его фишек стали выходы Марсело Брозовича. Против Аргентины Брозович играл с Лео Месси, против Дании – с Кристианом Эриксеном.
Особенно круто получилось сыграть против лидера датчан – Эриксен сделал всего одну ключевую передачу, 49 раз коснулся мяча и совершил пять потерь на дриблинге (все – худшие показатели для него на ЧМ).
В полуфинале и финале Брозович тоже выходил в старте, но там он больше помогал Луке Модричу и Ивану Ракитичу в первых фазах атаки.
Ещё одна классная черта Хорватии на ЧМ – прессинг до вратаря. Давление Анте Ребича привело к ошибке Вилли Кабальеро, прессинг Марио Манджукича – ко второму голу Хорватии в финале. Ни одна команда на турнире не использовала давление до вратаря так часто, как хорваты.
4. Франция против Перу
После провального матча с Австралией Дидье Дешам перешел с 4-3-3 на 4-2-3-1 и поставил на левый фланг Блеза Матюиди. Это было отличным выбором под игру с Перу – справа у южноамериканцев действовали острые Луис Адвинкула и Андре Каррильо.
Матюиди и Люка Эрнандес закрыли правый флаг перуанцев – во втором тайме Каррильо даже ушел ближе к центру поля. Пара опасных подключений Каррильо и Адвинкулы по краю – явно не то, на что рассчитывало Перу.
БЕСКОНЕЧНЫЕ 4-4-2 В ПОЗИЦИОННОЙ ОБОРОНЕ
4-4-2 неожиданно стала главной схемой турнира. По этой расстановке защищались почти все – от очень оборонительной Исландии до Бразилии (с 30-й минуты матча с Мексикой).
«Мы играли по схеме 4-4-2, с подвижными флангами и интенсивной игрой в атаке. В такой игре нам очень помог Габриэль Жезус, которому близка такая схема. Нашей самой сильной характеристикой я считаю сбалансированность. Мы опекаем участки поля, а не футболистов. Поэтому мы блокируем столько навесов. В первую очередь мы опекаем участок поля, затем сам мяч и только потом футболиста», – сказал Тите после прохода в четвертьфинал.
Самой компактной на турнире, пожалуй, была сборная Швеции. Во всех пяти играх шведы строго соблюдали 4-4-2, разрывов между линиями практически не возникало. «Шведская оборона сильна и хорошо подготовлена. Организация их команды – это ключ», – признался тренер Англии Гарет Саутгейт перед встречей в четвертьфинале.
Сборная России тоже поддерживала тренд. Перед стартом ЧМ мы думали, что в наших 4-4-2 передней линией будут Фёдор Смолов и Алан Дзагоев, но жизнь решила иначе – вместо них защищались Дзюба и Александр Головин.
ВЫСОКИЕ НАПАДАЮЩИЕ ПОБЕДИЛИ ЛОЖНЫХ ДЕВЯТОК
Почти во всех сборных, дошедших до четвертьфинала, был большой нападающий, на которого можно было играть длинными передачами: Оливье Жиру (Франция), Манджукич (Хорватия), Харри Кейн (Англия), Лукаку (Бельгия), Дзюба (Россия), Ола Тойвонен и Маркус Берг (Швеция), Эдинсон Кавани (Уругвай). Такого форварда не было только в Бразилии, но Габи Жезус тоже часто вступал в верховые единоборства (3,8 за 90 минут; 52,6% выигранных).
Никакого четвертьфинала у России без Дзюбы не было бы – Артём с огромным преимуществом стал лучшим игроком турнира по проведенным верховым единоборствам.
Для стиля нашей сборной это было очень важно. Против Уругвая Черчесов дал шанс Алексею Миранчуку, но тот почти не цеплялся за скидки Дзюбы. У Головина и Черышева это получалось намного круче – в том числе с помощью подборов Россия выступила так успешно.
На ЧМ-2010 Испания играла с Сеском Фабрегасом в качестве нападающего, на ЧМ-2014 Германия тоже пыталась действовать без чистого форварда (Мирослав Клозе выходил в старте только в плей-офф).
ЧМ в России получился совсем другим.
РЕКОРДНЫЕ СТАНДАРТЫ
71 гол (43%) на ЧМ-2018 были забиты со стандартов. Это рекорд ЧМ.
«Стандарты оказались важным инструментов. В течение последнего сезона Лиги чемпионов 45 угловых привели к голам. На ЧМ их было 30. Это показывает их эффективность, скорость мысли и действия игроков», – отметил Энди Роксберг, член технической исследовательской группы ФИФА. Для некоторых сборных стандарты становились главным оружием – например, Уругвай на групповом этапе все 5 голов забил после них.
Не главную, но важную роль в увеличении голов после стандартов сыграл VAR. На ЧМ-2018 было назначено 28 пенальти, 21 из них был реализован – так много с пенальти на прошлых чемпионатах не забивали.
Англия забила девять голов со стандартов – это тоже рекорд ЧМ. До этого лучшей была Португалия (восемь) на ЧМ-1966.
Отличная работа тренерского штаба Саутгейта. До ЧМ Гарет специально ездил в США и посещал матчи НФЛ и НБА, пытаясь понять, как вывести игрока на свободное пространство. У тренера все получилось – блоки Эшли Янга в матче с Панамой и Рахима Стерлинга в игре со Швецией помогли Джону Стоунзу и Харри Магуайру забивать без сопротивления.
ФРАНЦИЯ – АНТИРЕКОРДСМЕН ПО ВЛАДЕНИЮ СРЕДИ ЧЕМПИОНОВ
Французы в четырёх матчах турнира отдавали мяч соперникам – против Перу, Аргентины, Бельгии и Хорватии. Команда Дешама в среднем за матч владела мячом 49,6% – это 18-е место на ЧМ. Еще никогда чемпион мира не владел мячом так мало. Понятно, что нужно учитывать количество игр, но выше Франции на этом ЧМ были даже Австралия (50,9%), Тунис (51,3%), Япония (52,3%).
Причины выбора такого стиля Дешамом понятны. Во-первых, два года назад Франция проиграла финал домашнего Евро. Это поражение французы не раз вспоминали по ходу ЧМ. Во-вторых, видимо, Франция в контрольных играх до турнира и по ходу первого матча против Австралии пыталась играть в контроль, к тому же выставив в атаке Килиана Мбаппе, Антуана Гризманна и Усмана Дембеле, которые постоянно менялись местами. Ничего хорошего из этого не вышло. В-третьих, у Дешама был идеальный набор футболистов для игры на контратаках: лучший опорник в мире (Нголо Канте), игрок, отлично владеющий длинным пасом (Поль Погба), один из лучших футболистов-тактиков (Гризманн), сверхбыстрый нападающий второго темпа (Мбаппе) и центрфорвард, который грамотно оставлял зоны (Оливье Жиру).
Тактика Дешама не сыграла бы без двух факторов: 1) надежная игра Франции в обороне; 2) не слишком умные действия соперников.
Отличный турнир провела пара центральных защитников Рафаэль Варан – Самуэль Умтити. Игрок «Барселоны» глупо сыграл рукой в своей штрафной в игре с Австралией, но больше ошибок не допускал. Варан вообще был прекрасен. Сыграла и ставка на оборонительных фланговых защитников – Бенжамен Павар и Люка Эрнандес заняли места Джибриля Сидибе и Бенжамена Менди, которые больше ориентированы на атаку (плюс оба получали травмы по ходу сезона 2017/18). Серьезно помогал защитникам Канте – финал у хавбека «Челси» не получился, но до него он играл почти идеально.
Самый странный соперник Франции – Аргентина. Команда Сампаоли использовала очень высокую линию обороны, но при этом вообще не прессинговала французов на их половине поля. В результате Франция спокойно доставляла мяч до Погба, который отправлял Гризманна и Мбаппе в быстрые отрывы. Французы победили минимально (4:3), но по качеству игры между соперниками по 1/8 финала была пропасть.
Хорватия раскрылась по ходу второго тайма финала. До перерыва команда Далича даже была лучше – Иван Стринич и Иван Перишич использовали недоработки Мбаппе в обороне, за хорватами оставалось большинство верховых единоборств в штрафной французов (шесть из восьми, в том числе три – перед голом Перишича), однако все равно уступала 1:2. После перерыва Хорватия раскрылась, Мбаппе получил свободные зоны – после шикарного паса Погба форвард «ПСЖ» убежал от защитников, а через несколько секунд Погба, набежавший вторым темпом, забил «золотой» мяч.
«Это замечательный момент для молодой команды. У нас не было великолепной игры, но мы показали огромную психологическую силу», – сказал Дешам после победы, но даже выигрыш ЧМ не убедил его критиков.
«Стиль игры сборной Франции был довольно уродлив, – признался экс-хавбек сборной Франции и «ПСЖ» Хатем бен-Арфа. – Я не хотел бы, чтобы этот стиль стал нормой в футбольных академиях и клубах, ведь мы знаем, что многие любят копировать новых чемпионов мира. Я понимаю, что это суперэффективный метод. Сборная Франции была спекулянтом, в основном полагаясь на ошибки соперников. Это не очень эффектно, но очень эффективно. При этом я уверен, что с таким стилем игры мы можем даже не попасть на следующий чемпионат Европы. Все будут ждать, когда мы угодим в собственную ловушку. Учитывая нашу силу, мы могли быть намного смелее. У нас есть такие изобретательные игроки, как Гризманн, Набиль Фекир, Мбаппе, Дембеле. Я снимаю шляпу перед Дешамом, но заменил бы его на Зинедина Зидана. Зидан воспользовался бы потенциалом этой талантливой команды и вернул бы сборной Франции красивую игру. Тогда бы мы не получали удовольствие только от результатов».