Турция и Германия не ладят уже давно.
Главная футбольная тема недели – Месут Озил завершил карьеру в сборной Германии. После критики совместной фотографии с президентом Турции Реджепом Эрдоганом Озил заметил, что «он немец, когда сборная выигрывает, и мигрант, когда проигрывает». Также он недоумевал, почему Мирославу Клозе не напоминают про его польские корни, а ему постоянно твердят про турецкие, и задавался вопросом, почему никто не обращает внимания, что он жил, учился и платил налоги в Германии.
В общем, письмо футболиста буквально кричало, что сейчас у немцев неправильное восприятие турецкой нации. И для многих это могло стать сюрпризом. В Германии проживает больше трёх миллионов турков, здесь самая большая турецкая диаспора в мире, и страны давно сотрудничают друг с другом.
Но за последние два года ситуация поменялась, и если вы упустили это, держите десять этапов разлада между Турцией и Германией – по мотивам материала немецкого телеканала DW.
1. Март 2016 года
Немецкий комик Ян Бьомерманн выступил с номером про Эрдогана на вечернем телешоу. Ян «пошутил», что президент занимается сексом с козлами и овцами. Выяснилось, что, по всеми забытому закону, гражданам Германии нельзя оскорблять глав других государств. В результате Бьомерманн мог попасть в тюрьму на пять лет, но дело так и не передали в суд. Хотя комик реально лишканул, скандал плохо сказался на отношениях между Берлином и Анкарой.
2. Июнь 2016 года
В Германии единогласно приняли резолюцию, которая признавала геноцид армян 1915 года на территории Османской империи. Ранее Турция просила не использовать термин «геноцид». Аргументировали это тем, что турки-мусульмане тоже пострадали в этом конфликте, а точное количество погибших до сих пор неизвестно. Эрдоган сразу же заявил, что 11 немецким политикам с турецкими корнями нужно сдать кровь и выяснить, «какие турки они на самом деле». Турция отозвала посла в Берлине. запретила немецким самолётам вылетать в Сирию с юга страны, а во многих городах Германии начались митинги.
3. Июль 2016 года
Турции не понравилось, что Германия не заняла чёткой позиции по путчу и не оказала содействие в борьбе с движением Фетхуллаха Гулена – его Эрдоган обвинял в попытке организации переворота. Когда Турция подключила армию, чтобы подавить восстание, позиция Германии стала известна. Немцы выступили с жёсткой критикой действий Эрдогана, а многие дипломаты, учителя и военные из Турции стали просить убежища в Германии.
4. Сентябрь 2016 года
В немецком Кёльне прошли демонстрации курдов. Они выступили против действий Анкары в Сирии и политики Эрдогана в целом, а также потребовали освобождения лидера Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалана. В Турции эту партию признали террористической. Анкара обвинила Берлин в бездействии, посчитав, что немцы могли бы и предотвратить митинги.
5. Февраль 2017 года
Журналиста немецкой газеты Die Welt Денизе Юджеля, переводчицу Мешале Толу и правозащитника Петере Штойдтнере задержали в Турции. По мнению Берлина, исключительно по «политическим причинам». В последствии турки задержали и других граждан Германии, некоторых даже обвинили в поддержке террористических группировок и организации путча в 2016-м.
6. Март 2017 года
Накануне референдума, по итогам которого Эрдоган должен был получить новые полномочия, в Германии сорвали несколько митингов в поддержку президента Турции. Там должны были выступить турецкие министры, но их просто не пустили.
Эрдоган сделал искромётное заявление: он сказал, что Германия использует «тактику нацистов». Немцы ответили, что Эрдоган зашёл слишком далеко. В каком-то смысле это, может быть, и так – после референдума президент Турции стал контролировать бюджет, армию, назначать судей, получил право распустить парламент и остаться у власти до 2029 года.
Позже Германия обвинила Турцию в слежке за сотнями сторонников Фетхуллаха Гулена и за 200 организациями и школами, связанными с движением Гулена в Германии. Кроме того, турецкие граждане обвинили департамент по миграции Германии в сливе их персональных данных в СМИ, связанные с турецким правительством.
7. Август 2017 года
Эрдоган назвал три ведущие политические силы в Германии «врагами Турции» и призвал турков, проживающих в Германии, не голосовать ни за кого из них на выборах в сентябре. Меркель намекнула, что Эрдоган вмешивается не в своё дело.
8. Сентябрь 2017 года
Меркель сказала во время дебатов с социал-демократом Мартином Шульцем, что Турция не должна присоединяться к Евросоюзу. «Я не вижу Турции в составе ЕС и никогда не видела. Турция умопомрачительно удаляется от Европы», – заметила канцлер.
9. Январь 2018 года
Началась операция «Оливковая ветвь» Турции совместно с сирийцами по вытеснению курдов из района Африн. Немецкие политики критиковали это решение как могли, курды в Германии стали устраивать демонстрации. Эрдоган говорил, что операция поможет «покончить» с Рабочей партией Курдистана и Отрядами народной самообороны (военная группировка курдов в Сирии). «Они побегут, и мы вместе с нашими солдатами прогоним их прочь», – уверен президент Турции.
10. Апрель 2018 года
Германия подала заявку на проведение чемпионата Европы-2024. Ранее планы на этот турнир высказала Турция, которая уже давно хочет принять у себя крупное спортивное мероприятие. Подробнее об этом – в материале Виктора Майорова.