Тина Канделаки – о том, как жить российскому футболу после ЧМ

Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки в своём блоге для «БИЗНЕС Online» рассказала о главной победе России на чемпионате мира-2018, объяснила, почему у футбола увеличилась женская аудитория, и поделилась планом, как использовать 12 современных стадионов после турнира.

Тина Канделаки / фото: instagram.com/tina_kandelaki


You see?!

Такую фразу Джанни Инфантино сказал бы скептикам, которые перед стартом чемпионата мира предлагали отнять турнир у России. Видите? Видите, как всё получилось? Президент ФИФА очень редко даёт большие интервью, но мне удалось с ним поговорить в самый разгар чемпионата. Ответив на мой вопрос про скептиков, он добавил, что ЧМ в России – абсолютно лучший в истории, и другим странам есть смысл присмотреться к нашему опыту и перенять самое лучшее.

С точки зрения международного пиара страны, ЧМ был самым громким позитивным месседжем за последнее десятилетие. Россия сделала его благодаря своим гражданам и их гостеприимству. Миллионы людей сформировали личное мнение от посещения 11-ти городов нашей страны, и это нельзя купить ни за какие деньги и нельзя получить через придуманную в офисах коммуникационную кампанию.

Вы когда-нибудь видели, чтобы в российских городах в таком количестве ходили иностранные туристы? Вряд ли. Раньше эти люди знали о России только по пропаганде в своих странах. А теперь они увидели всё своими собственными глазам. Много раз была на Никольской и общалась со многими иностранцами. Все они в восторге. У всех сформировалось своё собственное мнение о России, которое они будут передавать детям, внукам, друзьям и родственникам. Вот это и есть наша самая большая победа.

Джанни Инфантино и Тина Канделаки / фото: instagram.com/tina_kandelaki


Мы получили гигантские вливания через туризм. Сергей Собянин сказал мне в интервью, что Москва перезапустила город в глазах иностранных туристов. Называлась примерная сумма в 100 миллиардов рублей – столько оставили иностранные туристы в России. Но намного важнее денег человеческие эмоции. Если бы иностранцы приехали, а у нас было серо, тихо, не вкусно и угрюмо, поверьте, никакой чемпионат мира нас бы не спас. Они бы разъехались и распространили негатив по всему миру. Вспомните, нам даже с погодой повезло. Иностранцы досрочно решили, что в России всегда светит солнце – это к слову о «вашей зеленой зиме, которая чуть теплее вашей белой зимы». Отличная погода была и весь финальный матч в Москве, а дождь пошёл стеной прямо как в кино – сразу в начале церемонии награждения, когда на поле вышли президенты. Такой дождь и в блокбастерах тяжело воссоздать.

На этом чемпионате было введено много технических новшеств. Начиная от системы видеоповторов, заканчивая принципиально новым уровнем безопасности на стадионах. Мне как телевизионному менеджеру говорить что-то об инфраструктуре смысла нет. Об этом должны говорить профессионалы. Но могу поделиться своими наблюдениями о телепоказе. Мы построили очень красивую студию в форме футбольного мяча на Воробьёвых горах. Я разговаривала со многими иностранными коллегами, и они сказали, что таких студий на предыдущих чемпионатах не было.

Кроме того, турнир показал, что футбол смотрят не только мужчины. Например, за прошедший июнь по сравнению с прошлым (когда проходил Кубок конфедераций-2017) доля женщин-зрителей старше 18 лет выросла почти в три раза, а в категории «женщины от 14 до 59» – более, чем в два! Все хотели быть частью глобального праздника. И женщины, и мужчины, и взрослые, и молодые. Поэтому абсолютно понятно, почему все включили телевизор. Инфантино рассказал, что средняя аудитория матча ЧМ составила 200 млн зрителей по всему миру. А финальную игру посмотрел миллиард человек! Я даже не знаю, с просмотром каких других спортивных трансляций можно сравнить такие цифры. Что ещё могут смотреть одновременно миллиард человек по всему миру?

Перед финалом я разговаривала с Кристианом Карамбе. Он играл в сборной Франции, которая стала чемпионом мира в 1998-м. Представляете, каково брать интервью у человека, который целых 20 лет ждал следующей победы своей сборной? Я спросила его: «Как думаете, выиграете?» Он, конечно, ответил «Да». Поинтересовалась, мог ли он представить, что Дидье Дешам, капитан чемпионской команды 1998 года, станет тренером сборной и доведёт её до финала? Ответил, что верил. У Дешама были лидерские качества, которые помогли ему сделать удивительную для футболиста карьеру, пройти путь от солдата до генерала.

Нельзя не отметить и нашу сборную. Я знакома со многими игроками, со Станиславом Саламовичем. В ребят мало кто верил. К сожалению, у нас есть такая черта – топтать своих, а они принесли нашей стране самую большую победу за долгое время. Невероятный результат, который мало кто ждал. Оказалось, когда мы верим в своих, то можем одержать победы на любых фронтах.

Но праздник закончился. Начались будни.

Мы получили прекрасную футбольную инфраструктуру. 12 современных стадионов и 95 тренировочных баз. Сейчас нужно эффективно использовать всё это футбольное хозяйство.

Считаю, что необходимо создать молодёжные активы по управлению стадионами, которые работали бы параллельно с существующими управленческими командами. Этих мотивированных на успех молодых менеджеров осталось в достаточном количестве после чемпионата мира. Весь эмоциональный импульс, всю энергию нужно аккумулировать как раз за счёт молодёжных активов: у них есть силы, идеи, драйв и самое главное – они не боятся высказать свое мнение и умеют аргументированно его отстаивать. Желающих будет хоть отбавляй, а в управлении появится конкуренция.

Разумеется, нужно выводить российский футбол на коммерческие рельсы. Об этом говорят уже давно, но после чемпионата мира появилась отличная возможность развиваться в этом направлении. В Сочи, Калининграде, Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде, а также «Лужниках» в Москве стадионы не обеспечены клубами РПЛ. Сколько просят власти регионов на содержание этих стадионов? В среднем, как я знаю из СМИ, по 400 миллионов рублей в год. Допустим, арены займут клубы ФНЛ. Они потребуют вливаний из региональных бюджетов. Это ещё несколько сот миллионов рублей, как минимум.

В РПЛ из ФНЛ могут гарантировано попасть только две команды за сезон. Клубы выходят в РПЛ и сколько просят на выживание в высшем дивизионе? Около миллиарда рублей плюс-минус. Так ведь? В итоге мы видим странную «конкуренцию» и увеличение расходов, в основном, на деньги налогоплательщиков.  Достаточно вспомнить «Тосно». Ярко ворвались в премьер-лигу, выиграли Кубок России, а затем ликвидировалась. Сейчас нам нужно думать, как сделать футбол ярче и красочнее, ещё более коммерческим и соответствующим невероятной инфраструктуре, которую выстроили по самым высоким международным стандартам.

Фото: instagram.com/tina_kandelaki


На этой неделе появилась информация, что ЦСКА продал Александра Головина в «Монако» за 30 миллионов евро. Вот вам и пожалуйста. Парень блеснул на чемпионате мира, собрал чемоданы и уехал за 30 миллионов. Армейцы получили деньги. Они очень грамотно ведут трансферную политику: никогда не покупают суперзвёзд, берут крепких игроков и растят их.

В прошлом сезоне лучшей по балансу покупок футболистов и продаж оказалась португальская лига. По данным портала transfermarkt.de, португальцы получили прибыль 225 миллионов евро в сезоне 2017/18. В открытом доступе есть и баланс РПЛ. Он составил -87 миллионов евро. Уважаемый мною футбольный эксперт Николай Грамматиков сказал, что у России есть все шансы за счёт изменений в инфраструктуре достигнуть уровня португальцев. Это слова человека, который понимает в футбольной экономике и бизнесе. Очень здравый тезис.

Можно ли сделать российский футбол коммерческим? Можно и нужно. Иначе мы получим замкнутый круг. Я говорила с людьми из «Спартака». У них уже ложи все распроданы на предстоящий сезон, и это очень большие суммы. Под 600 - 700 миллионов рублей.

Также наши клубы могут зарабатывать на молодых талантливых футболистах, которые не попадают сразу в топ-клубы. Мы ведь можем благодаря суперсовременным спортивным базам «выращивать» их у себя? Это должно стать важным фактором для привлечения потенциальных частных инвесторов в российские клубы. Сама знаю людей из России, которые были заинтересованы в трансфере Килиана Мбаппе. Тогда он только начинал, но все понимали, что это невероятный футболист. Из России вылетали для переговоров, но не сложилось. Сейчас это суперзвезда сборной Франции, которому предсказывают будущее Роналду и Месси.

Мировой футбол рос, растет и будет расти дальше. Почему? Это самое большое шоу на планете, которое имеет невероятный, постоянно растущий интерес со стороны спонсоров. Здесь очень понятная финансовая схема. Есть невероятное зрелище, есть невероятный спрос со стороны спонсоров, есть телевидение, есть интернет и цифровые ресурсы. Теперь нам нужны грамотные управленцы, которым не всё равно и которые будут биться за эффективный результат в российском секторе спортивного менеджмента. 

Тина Канделаки