В американском спорте правит социализм. Но не всё так просто

Пока США живут по законам капитализма, американский спорт давно перешёл на скандинавскую модель социализма.

НФЛ – самая богатая лига мира, но она тщательно скрывает от посторонних свою экономику. Владельцы клубов не публикуют финансовые отчеты, лига не приводит официальные данные, сколько зарабатывают франшизы от телевидения и национальных спонсоров. Так бы ведущие американские аналитики и гадали, если бы не особенная команда – «Грин-Бэй Пэкерс».

«Грин-Бэй» – единственный франчайз с общественной формой собственности в крупнейших американских спортивных лигах. Это некоммерческая организация, а значит, она не приносит прибыль своим акционерам, которых свыше 360 тысяч человек. Поскольку это публичная компания, она публикует финансовый отчет. По нему аналитики и изучают экономику НФЛ. Так, в прошлом сезоне каждая команда НФЛ получила по 255 млн долларов от лиги. Доход франшиз увеличился на 4,9% из-за увеличения стоимости ТВ-контрактов. Всего же лига заработала свыше 8 млрд долларов за прошлый сезон.

Удивительно, но лига делится деньгами со всеми своими командами примерно поровну. Хотя очевидно, что самый популярный клуб страны «Даллас» явно генерирует больше средств в казну НФЛ, чем условная «Аризона». Но такое равенство – главный базовый принцип всех американских лиг. Фактически, весь спорт в США живёт по социалистическим канонам – на профессиональном уровне слабые через драфт могут стать сильнее, сильные же ограничиваются потолком зарплат. На студенческом уровне спортсменам вообще ничего не платят, кроме грантов на обучение.

Фото: Dylan Buell, gettyimages.com


У американских клубов нет владельцев в классическом смысле. Фактически хозяева команд становятся инвесторами-операторами, которые вкладывают свои средства в управляющую компанию, то есть лигу. И уже по результатам финансовых отчетов всей лиги получают либо доход, либо убыток.

Все владельцы команд получают одинаковые дивиденды, когда лига генерирует прибыль. К примеру, инвестирование в МЛС даёт право управлять одной командой, а владелец всех команд – сама лига. Инвестор-оператор имеет право лишь на прибыль с продажи прав на региональное ТВ-вещание, на мерчендайзинг в матчдэй, а также доход от местных спонсоров.

Выручка от национального телевидения идёт непосредственно на банковские счета лиги, а уже потом делится на всех участников турнира. Кроме этого, маркетинговые права на спортсменов также принадлежат лиге. Это можно показать на примере МЛС – футболист подписывает контракт с лигой, а уже потом переходит в тот или иной клуб.

Чтобы не допустить подавляющее преимущество богатых над бедными, клубы направляют существенный процент от дохода с проданных билетов в лигу, которая потом распределяет их поровну между франшизами. К примеру, у 31 клуба НФЛ есть общий фонд, каждый вкладывает туда более 50% от дохода – эти средства распределяются в конце сезона. Лишь один клуб НФЛ, «Даллас Ковбойз», не делится с другими, но и ничего не получает взамен.

Как отмечает издание The Atlantic, ответ на вопрос, почему американский спорт живёт по принципам социализма, кроется в истории американского спорта. Если в европейском футболе идёт постоянный обмен между клубами из разных дивизионов, то в Северной Америке изначально не было множества команд. В НФЛ выступают 32 клуба не потому что это красивое число и их можно без проблем поделить на восемь дивизионов, а потому что в стране нет 33-й команды, у которой такой же уровень развития, как у худшей команды лиги.

В НБА 30 команд не потому что нет где-либо одной команды, способной сыграть в лиге, а потому что создание этой 31-й франшизы стоит безумных денег. Нужно вложиться в инфраструктуру, доказать, что местный рынок принесёт пользу всем остальным командам ассоциации, а также доказать, что её появление в лиге никак не ослабит конкурентов. Для того, чтобы НБА вернулась в Сиэтл, нужно одобрение со стороны 30 клубов лиги, а не одного лишь комиссионера.

Все лиги живут единой целью – достичь максимального финансового процветания. И это невозможно сделать в одиночку, только совместная работа. Следовательно, любому отсталому клубу помогают выбраться вверх, а если не получается, то ищут новый рынок. Хоккейная «Атланта» в своё время переехала в «Виннипег» не только из-за желания владельцев, но и из-за того, что все клубы НХЛ понимали, что для общего процветания нужно перевезти эту франшизу в Канаду.

Интересно, что все современные лиги на заре своего существования жили по лютым капиталистическим законам. Сильные сжирали слабых, слабым даже не давали шанса на существование. Только чудом до наших времен смогли дожить такие клубы, как «Грин-Бэй». Но когда в лиге остались только сильные клубы, стало очевидно, что их развитие продолжится через взаимопомощь.

Публикация от NBA (@nba)

Но сразу же следует сказать, что социализм работает только лишь в том случае, если его работа видна и интересна публике. Множество лиг, от баскетбольных АБА до хоккейной ВХА, пытались в конце своей жизни перейти на рельсы коммунизма, но потерпели крах. Зрителю эти организации были не интересны. Они не смогли подкрепить свою финансовую стабильность извне, не могли зарабатывать.

Сейчас всё больше зрителей замечают, что МЛС выжигает под собой почву. Лига стремительно расширяется, в то время как внутренний продукт практически не генерирует прибыль. Следовательно, МЛС держится на плаву из-за вступительных взносов новых франшиз. И это большая проблема социалистической модели.

В МЛС есть ряд франшиз, которые переживут ещё несколько десятилетий, так как они приносят основной доход. Прежде всего это «Сиэтл», «Атланта», «Нью-Йорк Сити», «Лос-Анджелес» и «Портленд». Прогнозируют, что уже в ближайшие пару лет «Атланта Юнайтед» войдёт в список топ-20 самых привлекательных и дорогостоящих футбольных брендов мира. Но от спонсоров лиги, от ТВ, от общего билетного фонда они получают такую же долю пирога, как и захолустный «Коламбус».

Пока эти клубы довольны своим положением – они получают доход от новых франшиз. Но не удивляйтесь, если через лет семь они взбунтуются – социализм будет убивать их стремление к саморазвитию, а отсталые клубы лиги не будут прогрессировать. Почему не будут? Потому что они и сейчас находятся на уровне пятилетней давности, не факт, что они выйдут из застоя через пару лет.

Если мыльный пузырь МЛС лопнет, то вся система американских лиг ощутит на себе громадный удар. Лига, которая вобрала в себя всё самое главное из остальных лиг, перестанет существовать. Будет доказано, что социализм работает исключительно после того, как будет пережита эпоха страшного капитализма.

Виктор Майоров