Олимпийская чемпионка Алина Загитова стала лицом крупнейшей японской косметической компании Shiseido. Для неё это отличный первый шаг по капитализации своей популярности в Азии.
Shiseido – солидный рекламный актив для любого селебрити. Компания - лидер рынка в Японии - основана в 1927 году, входит в топ-5 мировых брендов косметики. В разное время лицами компании становились актрисы Анджелина Джоли и Дженнифер Коннели, бывшая первая ракета мира Ана Иванович. Теперь в их ряду российская фигуристка Алина Загитова, выигравшая золотую медаль в женском одиночном катании на Олимпиаде-2018 в Пхёнчхане.
В 2014 году японская компания приняла шестилетний план по развитию с целью достичь общего оборота в один триллион японских иен к 2020-му. Задачу удалось выполнить уже в 2017-м, и сейчас компания движется согласно новой концепции. Перед Shiseido стоит цель попасть в топ-3 компаний мира в своей отрасли, сохранив твёрдые позиции в Японии и Азии, а также увеличить оборот до 1,2 трлн иен.
Согласно официальному заявлению компании, одним из способов достижения цели станет «повышенное внимание к молодым поколениям и детям бэби-бумеров», то есть поколению Y, миллениалов, у которых родители родились в промежуток с 1946 по 1964 год. Сама же Алина относится к поколению даже не Y, а Z, но именно она, по мнению Shiseido, сможет продвинуть новую линейку косметики среди молодых японцев.
Shiseido overhauls its name-brand makeup line in a bid to draw new, younger customers. CEO Uotani said he'll spend more on marketing than ever in 2H to push the new color cosmetics & has signed Olympic champion Alina Zagitova to be a brand ambassador https://t.co/stfGIOZnU4 pic.twitter.com/XmTI6eyoWQ
— Lisa Du (@lisadont) August 1, 2018
Официальная презентация новой коллекции из более чем 100 товаров с участием Загитовой состоялась 1 августа. Общаясь с генеральным директором Shiseido Масахико Утани (тот сказал фигуристке «Привет» на русском), Алина отметила, что её тренер Этери Тутберидзе часто говорила про Shiseido, ведь в фигурном катании «нужно выглядеть очень красиво». Также спортстменка рассказала о первом опыте пользования продукции: «Я вообще не чувствовала мэйкапа на своём лице. Но в то же время, когда смотрела на зеркало, видела себя красивой». После официальной части Загитова во время эфира в инстаграме обрадовалась подаркам Shiseido. «Я буду пользоваться только этой косметикой!», – пообещала олимпийская чемпионка. Японская компания надеется услышать такие же слова от миллионов миллениалов по всему миру.
Никаких сведений о соглашении с Загитовой Shiseido не раскрывает. Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с условиями аналогичных контрактов, речь может идти примерно о 100 - 120 тыс долларов. Эта сумма делится между федераций фигурного катания, которая несёт большую часть нагрузок по организации и переговорам, школой и самой фигуристкой, которая пока не достигла совершеннолетия.
На презентации Shiseido присутствовали и другие известные люди, которые малоизвестны в Европе, но представляют ценность для молодых в Азии. Достаточно взглянуть на количество подписчиков в инстаграме: актриса Роуэн Бланшард – 5,2 млн, блогерша Peary Pie – 1,5 млн, дизайнер Эми Сузуки – 1 млн, модель Юка Маннами – 352 тыс. Пока Алина не может соревноваться с этими людьми в своих соцсетях, но Shiseido, сделав фигуристку своим международным послом, совершенно ясно указала на её большой медийный потенциал.
В мае американское издание ESPN опубликовало рейтинг 100 самых популярных спортсменов мира на основе запросов в гугле, количестве подписчиков и рекламных соглашений. Загитова не вошла в общий топ-100, но расположилась на 20-м месте в списке спортсменок, уступив среди россиянок только Марии Шараповой (№2 в списке) и опередив Евгению Медведеву(№22). Вполне уверенно можно говорить, что сейчас Алина – самая популярная спортсменка России после Шараповой. И, к слову, вторая в мире фигуристка после канадки Тессы Вертью. Контракт с Shiseido, который, может, и не принесет ей заоблачных сумм, будет только способствовать укреплению ее персонального бренда, особенно в Азии.
Между тем, в мире фигурного катания известие о сотрудничестве Загитовой с Shiseido встретили сдержанно. Для фигуристок не в новую сотрудничать с косметическими брендами – в декабре та же Медведева стала послом красоты шампуня Pantene от Procter&Gamble и снялась в русскоязычном ролике. С неожиданной популярностью в Японии в разное время тоже сталкивались многие – от Юлии Липницкой, выигравшей золотую медаль в командном старте Сочи-2014, до Елизаветы Туктамышевой, ставшей чемпионкой мира в 2015 году.
И всё-таки популярность Загитовой особенная. В мае, напомним, японская делегация во главе с премьером Синдзо Абэ вручила Алине собаку породы акита-ину. Повод дала она сама, заявив в одном из интервью: «Перед Олимпиадой я была на сборах в Японии и увидела журнал, где были фотографии собак породы акита-ину. О такой собаке сняли известный фильм «Хатико». Мне эти собачки сразу понравились».
После того, как Загитова получила питомца и назвала его Масару (переводится как «победа»), в префектуре Акита случился настоящий бум: резко увеличились поток туристов и объём продаж сувениров, связанных с собаками местной породы. Также Загитова выступала на шоу в Японии и Южной Корее. Она произвела такое впечатление на азиатских болельщиков, что соцсети наполнились одами фигуристке.
«Какая же она очаровательная, – писал в инстаграме пользователь под никнеймом JKay. – Люди до сих пор говорят, какая она замечательная спортсменка, какой милый и воспитанный человек и какая у неё завораживающая красота. Многие стали болеть за неё». В Японии же Алина встретила фанатку, которая один в один скопировала её костюмы для выступлений в сезоне 2017/18.
В интервью «БИЗНЕС Online» японский телекомментатор Такаки Ториуми назвал Загитову одной из самых популярных российских спортсменок в Японии – наряду с Медведевой. «В её внешности есть что-то азиатское, – уверен Ториуми. – Она красивая, стройная, грациозная. Японцы считают её привлекательной, отсюда и популярность». Слова комментатора подтверждаются недавним эфиром на Asahi TV. Там у Загитовой не просто взяли интервью, а сделали это в импровизированной японской деревне. Фигуристку одели в кимоно и всячески старались придать ей национальный японский колорит.
Высокую популярность Алины в Азии можно объяснить не только внешностью и статусом олимпийской чемпионки. Дело может быть и возрасте, что подтвердил Ториуми. В японских мультфильмах – аниме – главные героини практически всегда молодые девушки, которые не достигли совершеннолетия, а борются они как правило со зрелыми женщинами. Подробнее об этом – в книге «Теория Каваии» японского учёного Инухико Ёмота. Неслучайно номер Медведевой в образе персонажа известного сериала «Сэйлор Мун» получил такую популярность – для азиатских зрителей российские фигуристки и напоминают персонажей из аниме, только они обладают суперспособностями в реальной жизни.
Как бы то ни было, Алина сделала первый осознанный шаг к тому, чтобы капитализировать свою известность в Японии. Одним из главных параметров её сотрудничества с Shiseido может быть доверие. Раз компания сделала фигуристку своим послом, она уверена, что Загитова – это не случайный феномен, а спортсмен, который способен поддерживать своё реноме олимпийской чемпионки все четыре года. Другое дело – уверены ли в этом в России, где Алина давно не появлялась на федеральных каналах, а среди российских компаний вызвала мимолетный интерес разве что у Сбербанка.